Конспект фольклорного развлечения для детей средней группы: Тема: «Как Зима с Весной встретились».
материал (средняя группа)

Пичаева Лариса Леонидовна

Сценарий развлечения для средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_sretenie.docx34.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Родничок»

Конспект

 фольклорного развлечения для детей средней группы:

Тема: «Как Зима с Весной встретились».

                         

                             Подготовила: Пичаева Л.Л.,

 воспитатель I квалификационной категории

г.Абдулино

2018 г.

Историческая справка:

«В Сретение Весна-красна с Зимушкой встречается» говорили крестьяне. Чтобы оказать помощь весне, крестьяне устраивали обрядовые кулачные бои - зимоборы. В день Сретенья, 15 февраля, мужики для боев наряжались в весеннюю одежду (кафтаны) и в зимнюю (шубы), выходили на улицу и дрались на кулаках. Если побеждали те, кто был одет в шубы, то говорили о долгой зиме. А если победа была за теми, кто в кафтанах, то ликовали, ведь весна преодолела зиму и быть ей солнечной, да ранней.

Цель:

Приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить с обрядами, которые существовали на Руси.

Задачи:

Образовательные:

- Закреплять знания детей о русских народных играх и развлечения в зимнюю пору, поддерживать интерес детей  к истокам русской национальной культуры;
- Закреплять знание детьми характерных признаков зимы и весны, тренировать в запоминании русских народных закличек, пословиц, поговорок, разучить русские народные игры, формировать активную речь;
- Расширять представления детей об окружающем мире посредством введения их в мир духовных понятий и представлений.

Развивающие:

- Развивать у детей желание быть причастными к отечественным православным традициям;

- С помощью русских народных закличек, народных игр со словами развивать речь, память, мышление, воображение, наблюдательность;

- Развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений.
Воспитывающие: 

-  Прививать желание участвовать в совместных русских народных играх, воспитывать любовь к русским народным зимним традициям, играм и развлечениям;
- Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: музыкальный инструмент треугольник, разноцветные платочки, «проталинки», веревка с картонными сосульками, 2 корзинки (красная и синяя), 5 снежинок, 5 цветочков, поднос, печенье, салфетки. Все участники развлечения – в русских народных костюмах.
Предварительная работа:

- беседа с детьми о традиционном праздновании Сретенья;
- разучивание музыкального репертуара с детьми (русские народные игры, заклички, поговорки и т.д.);

- создание мини-музея;
- подготовка костюмов для детей и героев.

Словарная работа: сретение, старец, величает, зимоборы, проталины.

Действующие лица: Хозяюшка, Зима, Весна, дети.

Оформление зала: В зале оформляется горница Хозяюшки с печкой (для сюрпризного момента).

Ход развлечения:

(Под музыку входит Хозяюшка)

Хозяюшка: Здравствуйте гости званные, да желанные. Милости просим в горницу ко мне на великий праздник Сретение. И встречайте наших главных гостей, ребят из средней группы «Солнышко». А вот и они.

(Дети входят в зал под звучание русской народной песни).

Хозяюшка: - Здравствуйте, детушки малые, детушки румяные да улыбчивые. Проходите и рассаживайтесь. Дети, сегодня мы с вами отправляемся в края далёкие, в старину глубокую (слайд 1). Отправляемся мы с вами в те дни февральские, когда в старину люди верили в обычаи народные.

И собрались мы сегодня накануне православного праздника Сретения Господня (слайд 2). Этот день празднуется православными христианами.  Праздник называется Сретение, что означает «Встреча».

Церковь празднует сегодня

Праздник Сретения Господня-

Льется колокольный звон        

В Храме старец Семион.

Мальчика Христа встречает

И как Бога величает.

А в народе называют этот день – встречи зимы и весны (слайд 3). Люди мороз и зиму провожали, а весну-красну зазывали. С давних времён этот день считался первой встречей весны. «Зима с  весной встретились» говорили в народе. Время зимы уже проходит, и она должна уступить место весне.

Настя А.:

Ветер весенний, свежий

Развеял снежные сны.

Сретение – первая встреча-

Встреча зимы и весны.

Хозяюшка:

Зиму песнями проводим

Закружимся в хороводе

Слышите, сама идет

Встречай Зимушку народ!

(Звучит музыка Зима входит в зал)

Зима: Здравствуйте дети! Здравствуйте гости! (кланяется) В гости к вам на праздник ваш  пришла песни послушать,  угощения откушать. Радовала я вас зимними играми и забавами, порадуйте и вы меня.

Ксюша Ж.:

Для красавицы Зимы

Песню спеть готовы мы

(Исполняется песня «Русская зима», музыка  и слова Л.Олифирова).

Зима: Спасибо вам большое, порадовали. Сегодня праздник Сретение. Я с Весной встречаюсь. А где же Весна? Неужто забыла, что мы сегодня с ней встречаемся, или испугалась меня? В этот праздник люди издревле водили хороводы, давайте и мы хоровод заведем, весну позовем.

(Танец под  песню «Весенний хоровод», с лова и музыка: С. Насауленко)

Зима: Не  идет к нам Весна, не пришла видно ее пора.

Хозяюшка: Дети, давайте веснянки распевать,  Весну зазывать.

Выходи, народ, становись у ворот-

Весну закликать, зиму провожать!

(поют закличку «Весна» акапельно)

Народная закличка «Весна»

Приди, Весна красна!

Выйди, солнце ясное!

Растопи снежок,

Зеленей, лужок!

Приди, весна красна!

Будут дни прекрасные!

Песню  мы поем

И весну зовем!

(под музыку в зал входит Весна)

Весна: Здравствуйте, дети!

Хозяюшка: Здравствуй, Весна, что ты нам принесла?

Весна: Соху, борону, и кобылку ворону.

Зима: Солнца клочок, соломки пучок,

           Хлеба краюшечку и водички кружечку.

Хозяюшка: В Сретение Весна - красна с Зимушкой встречается и спор заводили чей черед уйти, чей наступать. 

Весна:

До свидания, Зима, уходить тебе пора.

Наступает мой черед, не была я целый год.

Зима:

Тебя, Весна, не подпущу, я завою, засвищу,

Позову к себе пургу и тебя прогнать смогу.

Весна:

Ты напрасно рассердилась,

Ты, сестрица, не права,

Если б я не появилась,

То не выросла б трава.

К нам скворцы не прилетели,

Не вернулись в край родной.

Зима:

Что же это в самом деле?

Вечно споришь ты со мной.

Я пушиста и бела,

Ребятишкам я мила!

Позволяю им кататься

И на горке, и на льду,

Я желаю оставаться,

Я отсюда не уйду.

Весна:

Ты мила, а я милее,

Я светлее и теплее,

Чтобы зерна стали зреть,

Землю я хочу погреть.

Я иду к тебе на смену,

Зелень свежую несу.

Все деревья разодену –

В рощах, парках и в лесу.

Зима:

Я тебя запорошу и метелью оглушу,

Я тебя заледеню и отсюда прогоню.

Весна:

Люди ждут меня давно,

Распахнули мне окно,

В каждый город, в каждый край

Я веду цветущий май.

Зима: Нет, Весна, я так просто не уйду.  Давай с тобою силами меряться, кто из нас сильнее сейчас.

Хозяюшка: А чтобы оказать помощь весне быстрее прийти, крестьяне устраивали обрядовые состязания, которые назывались - зимоборы. И мы сейчас поборимся, устроим свои Зимоборы.

Зима и Весна: Что мы сейчас устроим ребята?

Дети: Зимоборы.

1.Игра «Согревалочка»

Зима: Ох, не  прошло ещё моё время, я себя ещё покажу,  закружу, заморожу, всё снегом засыплю! (дует на детей).
Хозяюшка: Ребята, выходите! Давайте погреемся!
(Дети строятся парами вокруг Зимы, ходят по кругу и говорят слова).

«Согревалочка»

Зима: Не берет их мороз и стужа! И правда, озорники, меня не боятся!

2. Игра «Проталинки»

Весна: Я пришла, и снег растаял, и появились первые проталины. А давайте по ним попрыгаем, чтобы скорее растаял снег.

Звучит веселая музыка. Проходит игра «Проталинка».

Весна: Молодцы от ваших прыжков снег завтра точно начнет таять, а птицы возвращаться домой.

3.Игра «Сорви сосульку».

Зима: Сейчас, следующая игра! Выйдут добры молодцы, показать свою удаль молодецкую! Сосульки мои высоко висят, смогут ли они подпрыгнуть, да их сорвать.

(Зима и Хозяюшка поднимают веревку, с подвешенными на ней бумажными сосульками на высоту 1,2 метра. Мальчикам надо подпрыгнуть и снять бумажную сосульку.)

Зима: Ух, ловкие какие! Все сосульки мои сорвали и ни кто даже пальчика не отморозил. Они ж у меня ледянющие-ледянющие!

4. Хоровод-игра «Ручеек».

Весна: Заморозила нас Зима своими сосульками, растоплю я их, и потекут весенние ручейки. Дружно все встаем и хоровод «Ручеек» заведем.

Хозяйка: Кто без пары остается, новую пару себе выбирает и впереди всех становится.

(Под музыку Весна входит в «ручеек» и берет себе пару. Кто из детей остался один, тот и водит,  и далее  игра продолжается, пока не дойдут до конца зала).

Хозяюшка: Присядьте, отдохните ребятушки.

Весна: Молодцы ребята, совсем скоро побегут  и зажурчат настоящие весенние ручейки.

Хозяюшка: Зима и Весна, наши дети вас очень любят и знают о вас много поговорок  народных. Давайте порадуем Зиму и Весну (дает Зиме и Весне в руки корзиночки; дети по очереди  подходят к подносам с цветами и снежинками, берут что-то одно и кладут в корзинку тому времени года, о ком их поговорка).

Лера Р.: Зимой льдом не дорожат.

Арина Н.: Шубка - зимой не шутка.

Родион У.: Прилетели белые мухи.

Данил Л.: Зима весёлая пора

Милана Х.: Зима — хранительница полей.

Семен Г.: Весна-весница – подснежников царица.

Лена Ж.: Весною слышно, как трава растёт.

Ксюша А.: Весенний день – что ласковое слово.

Алена К.: Матушка – весна всем красна.

Наташа П.: Весна! Всё проснулось от сна!

 (Дети рассказывают поговорки и одаривают того героя, о ком поговорка).

Весна: Какие вы молодцы, ребята, нас с Зимою подружили.

Зима: Спасибо, но у нас много дел и нам пора отправляться в свои владения.

Собираются уходить.

Хозяюшка: Подождите гости дорогие! Праздник наш еще и угощеньем своим славится. На Сретение всегда пекли блины, баранки, они круглые, похожи на солнышко. Его раскладывали везде: в сараях, чтобы скотина водилась, не болела, в кладовых, чтобы много припасов было, на окна, чтобы не болеть, счастливыми быть. И я хочу вас всех сегодня угостить, а вы мне помогайте, и слова волшебные со мною вместе повторяйте:

Печка-матушка, помоги,

Обогрей, испеки!

(Достается угощение раздается детям)

Зима:

Угощение все получайте

Зимушку снежную не забывайте

Весна:

На  праздник Масленицы

Мы вместе придем –

И, всех ребятишек с собой позовем!

(Уходят)

Хозяюшка: Сретение-встреча. И мы желаем всем вам счастливой встречи с добрыми людьми, с прекрасным народным творчеством, музыкой, с незабываемой вековой мудростью, с живой природой. Встречи без конца!

(Дети под музыку уходят).

Хозяюшка:

Дерево без корней сохнет, а человек черствеет.

С праздником Вас, дорогие друзья!

Со Сретеньем Господнем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий развлечения для детей средней группы совместно с родителями « Мы весну к себе зовем».

Сценарий развлечения для детей средней группы совместно с родителями « Мы весну к себе зовем».Праздник проводится на улице - участок украшен шарами, красивыми лентами ,бумажным  игрушками.- Стоит...

Сценарий развлечения для детей среднего возраста Тема «Зимушка-зима»

Программное содержание: развитие у детей музыкального восприятия, творческого воображения; развивать интерес и любовь к музыке, активизация творческой деятельности детей в музыкально-ритмических движе...

Конспект НОД (аппликация) для детей средней группы. Тема «Вот зима, кругом бело…»

Конспект НОД с использованием нестандартных техник изобразительной деятельности...

Развлечение для детей средней группы. «К нам опять пришла весна».

Цель данного материала закрепить знания детей о весне в игровой форме, а также развлечь детей и поднять настроение....

Физкультурный досуг для детей средней группы. Тема: « Зимушка-зима».

Создать у детей бодрое, радостное настроение, доставить детям удовольствие от совместных игр и упражнений. Прививать детям интерес к физической культуре, разным видам игровой деятельности.  Разви...

Музыкальное развлечение для детей средней группы «Ура! К нам пришла весна!»

Музыкальное развлечение для детей средней группы ДОУ...

Конспект НОД по познавательному развитию с использованием ТРИЗ технологий для детей средней группы Тема: «Зимушка - Зима»

Цель: Развитие интереса и познавательной мотивации детей средней группы через создание интерактивной игры.Задачи:Образовательные: ·           о...