Опыт работы
методическая разработка по развитию речи по теме

Хаждаулетова Екатерина Амангельдыевна

Связанная речь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_sayt.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Методы и приемы работы по обучению младшего дошкольника рассказыванию об игрушке»

Учить ребенка рассказывать – это значит формировать его связную речь. Е.И. Тихеева писала: «Прежде всего и главнейшим образом надо заботиться о том, чтобы всеми мерами при поддержке слова содействовать формированию в сознании детей богатого  и прочного внутреннего содержания, способствовать точному мышлению, возникновению и упрочению значительных по ценности мыслей, представлений и творческой способности комбинировать их. При отсутствии всего этого язык утрачивает свою цену и значение»

Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развиваются мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может и служить источником новых слов. Игрушка у детей вызывает положительные эмоции, желание высказаться. Поэтому я использую игрушку как средство обучения описания.

Описание игрушек  провожу в виде дидактической игры («Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.). Для описания  подбираю игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, чтобы выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру).  Описание  провожу после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Эту задачу решаю на

занятиях типа «Я начну, а вы продолжайте». Одним из видов описания

 игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.
Например, вниманию детей предлагаю 5 – 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств – цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек  обыгрывается «Почтальон   принес посылку»,об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь). Отгадывание загадок  связываю с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно детей подвожу к самостоятельному составлению загадок.

В среднем  возрасте закладываются основы для развития умения самостоятельно описывать игрушки . Для описания игрушки даю образные слова и словосочетания: пугливый заяц; осторожная, хитрая лиса; черный, мохнатый, мягкий медвежонок и другие.  Это организованный ход рассматривания игрушек, и продуманная постановка вопросов.

Поэтому я  задаю вопросы в определенном порядке, учу детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это помогает соблюдать логику описания. Построить текст у детей вызывает трудность. Они не знают, как начать высказываться, как закончить, как правильно построить предложения. Поэтому когда  детей учу описывать игрушку, задавая им вопрос, они отвечая, я показываю связь между предложениями. Например, рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?» – «Это еж». – «Кто колючий?» – «Еж колючий». – «У кого на спине иголки?» – «У ежа на спине иголки». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок будет оперировать в своем ответе.
Затем  использую прием, когда дети, следуя образцу, описывают игрушку.
«Скажи, как Петрушка», «Скажи, как я». Петрушка и ребенок получают одинаковые по содержанию игрушки, но один мишка большой черный, а другой маленький коричневый. Петрушка: «У меня мишка большой черный».
Ребенок: «У меня тоже мишка, но маленький и коричневый». Петрушка: «У моего медведя уши круглые пушистые». Ребенок: «У моего мишки тоже уши круглые пушистые» и т.д.
Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, предлагаю описать одну из 3 – 4 игрушек на основе образца по одной из них. Кроме образца использую и другие приемы: подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение. В конце занятия для поддержания интереса показываю заводную или другую игрушку.

Большое место занимают дидактические игры на описание.  Здесь усложняются их содержание и требования к речи. В игре «Магазин игрушек» ребенок-покупатель должен описать игрушку, опираясь на образец или план, а продавец – отгадать, какая это игрушка, и продать ее. Условием получения игрушки, кроме описания, может быть требование назвать отдел, полку, на которой она стоит. Продавец может не сразу понять, какую игрушку хотят купить, и предлагает описать ее понятнее.  Еще такое задание даю, чтобы последовательно описать игрушку, не называя ее,  даю в игре «Подарки».( в коробках приносят новые игрушки), это подарки для группы. Появление подарков обыгрывается (подарил Дед Мороз, почтальон принес в посылке). Предлагается познакомиться с тем, какие подарки находятся в коробках, но при этом надо выполнить два условия: хорошо описать игрушку и отгадать ее. Если эти условия будут выполнены, игрушка останется в группе.
Поскольку каждая новая игрушка вызывает у ребенка радость, удовольствие, желание поговорить о ней, для занятий  использую новые  или чем-то обновленные знакомые игрушки (кукла в  платье, фартуке, шапочке; мишка, сидящий в машине). Это вызовет у ребенка новые мысли, эмоциональное отношение к игрушке, речевую реакцию.
На занятиях с игрушками обучаю детей речевым умениям. Это для того, чтобы составляли описательные монологи, имели представление о тексте, научились связывать предложения. Моя задача научить детей сосредоточиться при рассматривании игрушек , научить отвечать на вопросы по их описанию , научить составлять правильно предложения, уметь высказывать  свое мнение. Также провожу индивидуальную работу с детьми, организовываю беседу-разговор: какие игрушки у тебя есть дома?, самая любимая игрушка?. Таким образом, для обучения рассказыванию об игрушке использую приемы и методы, направленные на оказание ребенку помощи в описании предмета.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Порфолио воспитателя на конкурс "Воспитатель года 2017" по теме " Опыт работы по теме «Совместная работа воспитателя, учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционно-воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями»

Семья и Детский сад -  два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхожден...

Опыт работы по организации методической работы с педагогами по теме "Экологическое воспитание дошкольников в процессе работы на метеостанции"

В статье описывается опыт работы по организации методической работы с педагогами  по теме "Экологическое воспитание дошкольников в роцессе работы на метеостанции"...

«Система работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ планирование работы по организации трудовой деятельности)»

Данная презентация знакомит с системой работы по воспитанию трудовых навыков у дошкольников (опыт работы ДОУ по организации трудовой деятельности)...

Опыт работы «Современные формы работы с родителями по физическому развитию детей. Семейный клуб «Здоровая семья» как эффективная форма работы по вовлечению родителей в образовательный процесс ДОУ»

Одним из принципов стандарта является – «сотрудничество организации с семьей».  Задача Стандарта в области работы  с семьей –  обеспечение психолого-педагог...

Опыт работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и опыт работы с родителями по профилактике ДДТТ

Наш детский сад расположен в  микрорайоне города Бавлы Республики Татарстан недалеко от федеральной магистрали «Москва-Оренбург», по которой беспрерывным потоком едут автомобили и поэ...