Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке "Лиса и заяц".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Евлаш Людмила Васильевна
Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке"Лиса и заяц".
 
Цель:Познакомить с русскими народными сказками о животных;ввести термин "анималистические"сказки; развивать мышление,умение объяснять смысл пословиц;расширять словарный запас;воспитывать умение дружить,милосердие.Развивать умение самостоятельно задумывать содержание своей рабо-ты,доводить замысел до конца,используя разнооб-разные приемы лепки.
 
Материал:выставка книг;элементы костюмов сказоч-ных героев,глина,доски.
 
            Ход занятия:
 
Воспитатель:Отгадайте загадку:
 
  Была она артисткой,
  Прекрасной как звезда.
  От злого Карабаса
  Сбежала навсегда.(Мальвина)
 
-Сегодня у нас в гостях Мальвина.Она очень любит читать.Поэтому подготовила для нас подарок-выставку книг.Рассмотрите выставку книг.Кто нари-сован на обложках?(Звери:кот,лиса,волк,заяц,пе-тух и т.д.)
-Как вы думаете,это сказочные звери или настоя-щие?(Сказочные:они одеты в русские народные кос-тюмы,разговаривают друг с другом.)
-Мы будем рассказывать русские народные сказки о животных.В таких сказках животные имеют имена,они разговаривают,наделены какими-либо человеческими чертами:хитростью или простотой,добродушием или злобой,завистью.
 
Чтение русской народной сказки"Лиса и заяц".
 
-Недаром говорится...(воспитатель называет нача-ло фразеологизма,делает паузу,дети называют кон-цовку хором):
            
   Хитер как...(лиса).    Труслив как...(заяц).
   Голоден как...(волк).  Болтлив как...(сорока).
 
-А сейчас я вам прочитаю сказку"Лиса и заяц".
-Кто изображен на обложке?(Заяц и лиса).
-Как они выглядят?(Они одеты в русские народные костюмы).
-Что можно сказать о характере лисы по иллюстра-ции?(Лиса хитрая,лживая,коварная).
-А что можно сказать о зайце?(Он добрый, безза-щитный,немного глуповат.)
-Откроем первую страницу.Что вы видите на иллюст-рациях?(Заяц строит избушку из коры деревьев, сучков).
-Кусок коры некоторых деревьев(вяза,липы)называл-ся луб. Поэтому избушка у зайца была лубяная.
-А что делает на иллюстрации лиса?(Она строит избушку изо льда).
-Послушайте сказку"Лиса и заяц".
-Понравилась вам сказка?Чем?
-Какая из этих пословиц подходит к нашей сказке?
 
Пословицы:
 
-Сила сломит все,а ум - силу.
 
-Как аукнется,так и откликнется.
 
-За добро добром и платят.
 
-Друг неиспытанный,что орех неколотый.
 
-На языке медок,а на уме ледок.
 
-Без беды друга не узнаешь.
 
-Где двое бранятся,там третий не суйся.
 
-За правое дело стой смело.
 
-Какую избушку построил себе зайчик?(Он построил себе избу из лубочков).
-Как назвала избушку зайца лиса?(Лубочный домок, лачуга).
-Как вы понимаете значение слова"лачуга"?(Это старое,ветхое,бедное жилище).
-А как называла свою избу лиса?(Она называла ее хрустальным дворцом).
-Что вы можете сказать о лисе по этому эпизоду?(Она хвастливая,относится к зайке с пренебреже-нием).
-Что же сделала весна с "лискиным дворцом"?(Дворец растаял).
-Как лиса пробралась в зайкину избушку?(Она под-караулила,когда зайка пойдет погулять,заячьей травки пощипать).
-Что можно сказать о лисе по этому поступку?(Она хитрая,коварная).
-Кто вызывался помочь зайке?(Волк,бык,медведь, петух).
-Как они себя вели,когда шли выгонять лису?(Они хвастались,говорили:"Я не я,коли не выгоню лису". А петух говорил:"Попытаемся").
-Кто же оказался настоящим другом зайке?(Петух не испугался лисы,помог зайке вернуть избушку).
-Какую пословицу вы подобрали к этому отрывку?(Без беды друга не узнаешь. Друг не испытанный, что орех неколотый).
-Каками словами заканчивается сказка?("И стали они жить да быть,да добро копить"            
 
Пальчиковая игра в парах "Заюшкина избушка"
(дети стоят напротив друг друга)
 
Зайка наш в избушке жил(руки над головой,пальцы 
соеденены между собой в виде домика)
Никогда он не тужил(головой поворачивают из стороны в 
сторону)
Песню весело он пел(кивают головой)
И на дудочке дудел(иммитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала(стучат кулачкам о кулачок)
Зайца нашего прогнала(хлопают в ладоши)
Теперь зайка грустный ходит(кружатся)
Себе он места не находит(вздыхают,разводят руки в стороны)
И собака,и медведь(виляют "хвостиком",затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят(подходят друг к другу)
И не с чем они уходят(расходятся)
Лишь единственный петух
машут руками вверх-вниз)
И теперь живут в дому(руки над головой,пальцы соеденены между собой в виде домика)
Припеваючи,в ладу(обнимают друг друга)
 
 
Лепка по замыслу с использованием разнообразных приемов.
-Мальвина не только любит читать,но ей хочется чтобы вылепили героев любимых сказок.  
-Давайте вылепим любимых персонажей сказок. Постарайтесь передать позу,движение фигуры.
-Вспомните приемы лепки.
 
Дети лепят животных. 
 
-Рассмотрите поделки на нашей выставке и выберите самые выразительные.
-Какие работы больше всего понравились Мальвине.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»

Конспект интегрированного занятия о русских народных игрушках в старшей группе «Чудо чудное, диво дивное!»Образовательная область: «Социализация», «Коммуникация».Цель: познакомить с разнообразием русс...

Конспект интегрированного занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел» (подготовительная к школе группа)

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Козел»....

Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Заюшкина избушка»

Цель: воспитание нравственных качеств детей посредством русских народных сказок.Задачи:Образовательные Учить отгадывать задуманных животных по описанию их отличительных признаков.Расширять словарный з...

Конспект открытого интегрированного занятия "Театрализация русской народной сказки "Теремок"

На занятии была поставлена цель способствовать формированию умения детей отражать некоторые игровые действия и имитировать действия персонажей, передавать несложные эмоциональные состояния персонажей,...