материал интегрированная НОД образовательная область коммуникация«Конспект интегрированного занятия по русской народной сказке «Гуси-лебеди»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

старший  дошкольный возраст

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Конспект интегрированного занятия

по русской народной сказке «Гуси-лебеди»


Предварительная работа: чтение сказки, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование: письмо от Незнайки, два мольберта с иллюстрациями, корзинка с карточками лото, корзинка с муляжами яблок.

Цели занятия: Формировать у детей умение внимательно слушать вопрос воспитателя, соблюдать очередность, отвечая на вопросы, слушать другого ребенка, не перебивая. Учить детей понимать образное содержание сказки, активизировать употребление прилагательных, образованных от существительных и существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (синонимы) и слова с противоположным значением (антонимы). Развивать у детей слуховое внимание, связную речь, умение отгадывать загадки.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Дети получают письмо от Незнайки, в котором он просит ребят помочь ему отгадать загадки, и подсказать, из какой русской народной сказки эти герои.

* Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки – беги без оглядки. (Гуси)

* Круглое румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони)

* Бабушка седа-бела, зимой каждому мила. Из трубы летят колечки – это дым из нашей (печки)

* Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река)

* Между сосен, между елок ходят, бродят сто иголок. (Еж)

* Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).

Дети отгадывают загадки и называют русскую народную сказку «Гуси-лебеди».

Воспитатель: Ребята, а почему эта сказка называется русской народной?

Дети: Потому что эту сказку придумал русский народ.

Воспитатель: Какие еще русские народные сказки вы знаете?

Дети: «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и козлята» и т.д.

2. Слушаем внимательно.

В. Ребята, а теперь Незнайка хочет узнать, хорошо ли вы знаете сказку «Гуси-лебеди».

Воспитатель предлагает детям слушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут. Если что-то будет неправильно, дети должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорят хором: «Да, да, да».

* Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).

* Налетели гуси – лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет).

* Маша печке помогла – пирожок съела. (Да, да, да).

* Маша яблоньке помогла – яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет).

* Маша речке помогла – камень сдвинула. (Да, да, да).

* Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).

* Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет).

* Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет).

* Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).

Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы Незнайки ответили правильно.

3. Образование имен прилагательных от имен существительных.

Воспитатель: А теперь, ребята, давайте совершим небольшое путешествие по нашей сказке. Беритесь за руки – и в путь! (Воспитатель с детьми совершает под музыкальное сопровождение прогулку и подводит детей к мольберту, на котором закреплена иллюстрация русской печи из сказки).

Воспитатель: Кто первым встретился на пути Машеньке?

Дети: Печка.

Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой.

Дети: Здравствуй, печенька!

Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку?

Дети: Печка угостила Машеньку пирожками.

Воспитатель: Давайте пофантазируем, с чем могут быть пирожки?

Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т.д.

Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру маленькие, а пироги – большие. Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой?

Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог.

Воспитатель: Молодцы, ребята! С кем дальше повстречалась Машенька?

Дети: С яблонькой.

4. Физкультминутка с элементами дыхательной гимнастики. Воспитатель предлагает детям встать в круг и показать, как летают лебеди: поднимаем руки вверх – делаем носом вдох, опускаем руки вниз – делаем выдох ртом.

Воспитатель: Давайте, превратимся в гусей-лебедей и полетим искать яблоньку. (Дети под музыкальное сопровождение изображают гусей-лебедей. Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация яблоньки из сказки).

5. Подбор синонимов.

Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с яблонькой.

Дети: Здравствуй, яблонька!

Воспитатель: Вот здесь в корзинке лежат яблоки, возьмите их. В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?

Дети: Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Кто дальше встретился на пути Машеньке?

Дети: Речка.

6. Физкультминутка.

Воспитатель: Давайте превратимся в речку и потечем плавно навстречу нашей сказочной речке. (Дети под музыкальное сопровождение делают плавные движения руками, изображая течение реки. Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация речки из сказки).

7. Объясни выражение.

Воспитатель: Давайте и с речкой поздороваемся ласково.

Дети: Здравствуй, реченька!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, это речка не простая, а молочная, с кисельными берегами. А как вы, ребята, понимаете сказочное выражение молочная река – кисельные берега?

Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.

Воспитатель: В сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим лесом. Кто сможет объяснить почему?

Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Это страшный лес.

Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.

8. Физкультминутка.

Воспитатель: Давайте, превратимся в деревья, пошелестим листочками, а теперь покачаем веточками. (Дети поднимают руки вверх и сначала крутят кистями рук, изображая листочки, а затем качают влево и вправо вытянутыми руками, как ветками).

Воспитатель: Ребята, в дремучем лесу водятся разные звери: волки, лисы, медведи. Баба Яга тоже где-то в дремучем лесу построила свою избушку. Давайте, превратимся в лисичек и побежим искать избушку Бабы Яги. (Дети складывают руки на уровне груди и под музыкальное сопровождение изображают движения лисы. Воспитатель подводит их к мольберту, на котором закреплена иллюстрация избушки Бабы Яги из сказки).

9. Подбор антонимов.

Воспитатель: К избушке Бабы Яги нужно подойти очень тихо, чтобы она нас не заметила. Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?

Дети: Нет, Баба Яга в сказке злая.

Воспитатель: Она молодая?

Дети: Нет, старая.

Воспитатель: Она красивая?

Дети: Нет, она страшная: у нее нос – крючком, волосы – торчком и нога костяная.

Воспитатель: Ребята, здесь действительно такое страшное место, надо отсюда поскорее выбираться, пока Баба Яга не проснулась. (Дети берутся за руки и под музыкальное сопровождение выходят из леса и садятся на свои стульчики).

10. Подведение итогов занятия.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня очень хорошо работали: ответили на все вопросы Незнайки правильно, совершили путешествие по страницам сказки. А теперь я вам предлагаю нарисовать понравившихся героев и отправить свои рисунки Незнайке.

Дети берут свои стулья и садятся за столы, на которых уже приготовлены листы для рисования и цветные карандаши. Под музыкальное сопровождение дети начинают рисовать.

В конце занятия воспитатель рассматривает вместе с детьми рисунки и запечатывает их в конверте, для того, чтобы отправить их Незнайке.

Список использованной литературы:

1. Русская народная сказка «Гуси-лебеди». Москва: Издательство «Детская литература» 1977 г

2. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2008 г.

3. Нищева Н. В. Любимые сказки. Гуси – лебеди. Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», Москва: «Творческий центр СФЕРА» 2007

Использованные материалы из Интернет-ресурсов:

1.Иллюстрации к русской народной сказке «Гуси-лебеди: http://images.yandex.ru/yandsearch (см. приложение).

2.Загадки: http://www.prozagadki.ru; http://www.fun4child.ru



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 69 комбинированного вида Приморского района Санкт-Петербурга

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности

 по развитию речи (интеграция образовательных областей Познание, Коммуникация, Художественное творчество)

с использованием элементов ТРИЗ в старшей группе

Тема: «Магазин игрушек»

Развитие образных характеристик при составлении загадок.

                                                           Подготовила 

                                                           Ибраева Г.В.

                                                           Воспитатель первой категории

                                  Г. Санкт-Петербург

                                           2012 г.

Задачи:

Обучающие.

Вырабатывать умения выделять наиболее существенные образные характеристики предмета и на их основе составлять загадки об этом предмете.

Тренировать аналитическое мышление, умение выделять отличительные признаки путём сравнения, устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие.

Развивать речевой слух. Развивать творческое воображение, умение решать творческие задачи.

Воспитательные.

Воспитывать бережное отношение к игрушкам. Уважение к товарищам.

Умение работать сообща, согласовывая свои действия с действиями других.

Использование современных образовательных технологий:

Триз: Игра «Хорошо-плохо», игра «Да-нетка», приём Волшебник «Деления – объединения», сочинение загадок.

Здоровьесбережение:  П/и «Привезли мы вам подарки».

Сотрудничество, технология выбора

Материал: Предметные картинки с изображением игрушек. Ширма. Игрушки: мишка, кукла, телефон,воздушный шарик, мяч, скакалка, собачка, машина, трактор, чайник, дед мороз, таблицы.

Предварительная работа.Чтение художественной литературы:

А. Барто «Игрушки»

К. Чуковский «Телефон»

«Всё обо всём» том 2

Д/и «У кого какой предмет»

Загадывание загадок об  игрушках.

Рассказывание по картинке методом ТРИЗ.

Беседа о народной игрушке.

Ход деятельности.

-Дети, вы любите загадки?

-А придумывать загадки пробовали?

-Сегодня мы будем учиться составлять загадки о любимых игрушках.

  1. Сначала поиграем в игру «Хорошо-плохо». 

Вос: Хорошо, когда дарят новую игрушку? А что может быть плохо? Почему?

Возможные ответы детей

Хорошо

Плохо

Игрушка красивая

Можно с ней интересно играть,

она мягкая, приятная

Игрушка нравится

С игрушкой можно гулять пойти

Можно дать другу поиграть…

Игрушка может быть непрочной, может сломаться.

Игрушка не нравится

Игрушка для малышей

Игрушка для девочек (мальчиков)

Острая, опасная

  1. Отправимся в магазин игрушек.

Но вот беда. Реклама в магазине какая-то непонятная. Какие игрушки, в каком отделе продают, неясно. Давайте превратимся в волшебников Деления и распределим игрушки по отделам. Возьмите в руки (мысленно) видеокамеру и снимите на неё по одной игрушке.

Назовите, что вы видите в глазок камеры.

Не повторяйте, то, что уже назвали другие дети до вас. (Вывешивается плакат с изображением игрушек).

Возможные ответы детей

-Я вижу мягкого медвежонка

-Я снял на камеру звонкую дудочку

-Здесь нарисован мобильный телефон

-Я увидела куколку

Вос: А теперь превращайтесь в волшебников Объединения.

Эти волшебники любят всё  объединять, они узнают, что с чем связано. Расскажите, как игрушки связаны между собой.

Изобразим эти связи линиями. ( воспитатель выслушивает ответы детей, проводит соединяющие линии между игрушками, помогает детям, которые затрудняются с ответом)

Возможные ответы детей

Чебурашка и Карлсон из мультфильма.

Мишка связан с зайчиком, котёнком – они мягкие игрушки и животные.

Мячик связан со скакалкой – это предметы для занятий физкультурой.

Дракончик и Буратино- сказочные герои.

Машинка и воздушный шарик голубые.

На лошадке и машинке можно ехать по земле.

Лошадка и пирамидка- игрушки для малышей.

  1. Выставляется ширма или полочка с игрушками.

Представьте, что вы ходите по магазину туда-сюда, внимательно смотрите на игрушки, как бы присматриваетесь, притрагиваетесь к ним. Что-то чувствуете, что-то слышите. Нравятся они вам? Выбирайте понравившуюся, но не говорите, какую игрушку выбрали, мы попробуем отгадать. Мне тоже очень нравиться одна игрушка. Угадайте какая? Задавайте вопросы.

Игра «Да-нет».

Эта игрушка относится к природному миру?                             Нет

Это мягкая игрушка?                                                                     Нет

Это музыкальная игрушка?                                                          Нет

У неё есть руки, ноги?                                                                   Нет

Это транспорт?                                                                               Нет

Это посуда?                                                                                     Нет

Эта игрушка летает?                                                                       Да

Эта игрушка лёгкая?                                                                      Да

Это воздушный шарик.. Составим про воздушный шарик  загадку.

Речевое (моделирование загадок)

Модель 1

Какая?

Что бывает таким же?

По цвету: голубой

Небо

По форме: круглый

Солнце

По действию: летает

Птица

Между словами в столбиках будем вставлять слова «но не».

Читают загадку: Голубой, но не небо,

                             Круглый, но не солнце,

                            Летает, но не птица?    (голубой воздушный шарик)

  1. Выберите ещё одну игрушку. Составим загадку про мячик.

Модель 2

Что делает?

Кто (что) делает так же?

Прыгает, скачет

Озорной зайка

Катится

Колесо

Надувается

Воздушный шарик

Между словами в столбиках вставляем слово «как».

Читаем: Прыгает и скачет, как озорной зайка

Катится, как колесо

Надутый, но не воздушный шарик.

                                                   (мяч).

Подвижная игра « Привезли мы вам подарки». (здоровьесбережение)

Текст

Привезли мы вам подарки,

Кто захочет, тот возьмёт.

Вот вам кукла с лентой яркой,

Конь, волчок и самолёт.

(дети выбирают, «превращаются» в названную игрушку,

выполняют движения, ведущий выбирает лучшую)

  1. Выбираете следующую игрушку. Кукла. Составляем загадку.

Модель 3

На что похоже?

Чем отличается?

На девочку

Не живая

На плачущего ребёнка

Но без горючих слёз

На спящего ребёнка

Но не дышащий

На красивую, весёлую принцессу

Но нет улыбки

Вставим между словами из столбиков слова « но не».

Получаем загадку: Похожа на девочку, но не живая

Умеет плакать, но без горючих слёз

Умеет спать, но не дышит

Красивая, весёлая как принцесса, но не улыбается.

                                                (кукла)

Вы молодцы, ребята, научились составлять загадки.

Теперь отправляемся в путешествие в прошлое.

  1.  Путешествие в прошлое.

Знаете ли вы, какими игрушками играли ваши бабушки, прабабушки, дедушки и прадедушки?  (обращение к опыту детей, знаниям, которые получены ранее)

Возможные ответы детей.

-Игрушки были деревянные, глиняные, соломенные.

-Они были неуклюжие, но очень красивые.

Вос. -Но и тогда дети их любили, играли с ними, берегли. И вы берегите свои игрушки.

А как вы представляете игрушку будущего? Нарисуйте её дома.

  1. А сейчас мы с вами изобразим наши игрушки, про которые сочинили загадки. (Дети рисуют, выкладывают из мозаики, из конструктора, самостоятельно объединяясь в подгруппы)

Технология выбора, сотрудничества

ЛИТЕРАТУРА

  1. И. Н. Мурашковска, Н.П. Валюмс. Картинка без запинки. Методика рассказа по картинке. – С-П ТОО « Триз-Шанс» 1995г.
  2. И.Я. Гудкович, О.Н.Самойлова. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников. Г.Ульяновск 1999г.
  3. О.Н.Самойлова. Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. Г. Ульяновск. 1996г.
  4. Система Триз+Шанс. Педагогика+ТРИЗ. Сборник стратегий под ред. А.А. Гина. Выпуск 3г. Минск ПК ООО «ПОЛИ - БИТ» 1997 г.
  5. И.Г. Кудрякова, В.В. Кузнецова. П.А. Пыстина. Развитие интеллекта дошкольников средствами ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром.г. Саров. 1997 г.
  6. А.А. Нестеренко «Страна загадок».г. Ростов на Дону 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная игра в гости в сказку. По мотивам русской народной сказки «Гуси – лебеди»

Задачи: Вызвать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество. Способствовать развитию речевых умений. Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребенка, ...

Интегрированное занятие «Расскажу я сказку» по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди» Логопедическая группа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, художественное творчество, социализация. Цели: Учить детей создавать сюжеты по мотивам знакомой сказки, используя разнообразные способы аппликации. ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (развитие речи и лепка) в средней группе с элементами драматизации русской народной сказки «Гуси–лебеди» по программе «Миры детства» под ред. Дороновой Т.Н.

8 ноября, в Школе №2083 в дошкольном отделении «Остафьево» прошло методическое объединение воспитателей младших и средних групп по теме «Развитие речи детей в различных видах деятельности».  В ср...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе На тему: по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровье сберегающих технологий

интегрированное занятие в подготовительной к школе группе, по русской народной сказке «Гуси-лебеди» с использованием здоровье сберегающих технологий ...