Как развивать диалогическую речь у дошкольников
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Шевякова Людмила Васильевна

Конспект занятия по обучению детей диалогической речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программное содержание: Развивать диалогическую речь. Познакомить детей с термином «диалог», с правилами ведения диалога: соблюдать очерёдность, не перебивать говорящего, придерживаться темы разговора, смотреть в лицо собеседнику, быть вежливым. Помочь понять смысл пословицы. Учить задавать вопросы,  произносить ответные фразы на реплики, сказанные собеседником, активизировать  запас этикетных слов и выражений. Воспитывать уважение к участникам диалога. Упражнять в произношении фраз с вопросительной интонацией.

Ход занятия:1.  Приходит грустный Незнайка и сообщает, что жители Цветочного города отказываются с ним общаться, утверждая, что Незнайка это делать не умеет.

Воспитатель: Наверное, Незнайка, ты не умеешь вести диалог?

Нез-ка: А что это такое?

Воспитатель: Ребята, а вы знаете? Давайте посмотрим в словаре (Чтение значения слова «Диалог»).

Нез-ка: А, так это просто разговор! Так я очень хорошо умею говорить, всё время говорю и говорю!

Вос-ль: Этого не достаточно! Мы научим тебя, как правильно вести диалог. Мы составим для тебя правила. Если ты их будешь соблюдать, друзья снова захотят с тобой общаться. Есть такая пословица: «Учись у невоспитанного, как себя вести».  Можно ли невоспитанного научиться вести себя правильно? (да, если не поступать так, как делает он). А как ведёт себя невоспитанный человек во время разговора? (перебивает говорящего, разговаривает грубо, не слушает других, не смотрит на своих собеседников)

Вос-ль: Следовательно, воспитанные люди:  при разговоре соблюдают очерёдность и не перебивают друг друга. Это и будет первое правило. Давайте обозначим его символом – выберите подходящий символ. Наши дети даже знают про это пословицы: (называние пословиц) 

                               Физкультпауза с диалогом «Тик-так»:

                              Громко тикают часы:  Тик-так, тик-так.  

                               В садик нам пора идти, тик-так, тик-так.

                               Вещи мы свои собрали, тик-так, тик-так.

                               Быстро в садик зашагали, тик-так, тик-так.

                               Часы пробили 8 раз, бим-бом, бим-бом,

                               В садик мы пришли как раз!   Бим-бом, бим-бом!  

Все слова  произносит ведущий, а «тик-так» и «бим-бом» - дети.

Видишь, Незнайка, ребята все говорили по очереди и не перебивали друг друга.

2.Ещё есть одно важное правило в диалоге - такую пословицу знает Диана:

 «Если кто говорит – молчи и на него смотри!»

Правильно, при разговоре надо слушать и смотреть собеседнику в лицо. (Дети выбирают соответствующий символ и выставляют на мольберт)  Посмотри и послушай, как ребята это будут делать: Упражнение «Торопыжка, где ты был?» с поочерёдным произнесением фраз:

                                 - Торопыжка, где ты был?

                                 - Я с друзьями  в лес ходил!

                                 - Что там делал? Отдыхал?

                                 - Нет, грибочки собирал!

                                 - Много ли грибов набрал?

                                 - Две лисички, два маслёнка,

                                 - Две волнушки, два опёнка!

                                 - Ты грибов набрал немало!

                                         - Что ж, не плохо для начала!)                            

А чтобы запомнить эти  два правила, поиграем в игру «Поймай взгляд». Кому я посмотрю в глаза – тот и поддерживает разговор: - Здравствуйте, ребята! (ребёнок, на которого посмотрел воспитатель, тоже здоровается, используя другую фразу)

-Меня зовут ... (Очень приятно, а я -…)

-Вы сегодня отлично выглядите. (Спасибо. Вы тоже сегодня неплохо выглядите)

-А я недавно постриглась.

- Вчера у меня была температура.

- Что-то мне холодно.

- Я в выходной ходила театр.

 - Я пошла домой.

 Незнайка: Меня Синеглазка пригласила на день рождения, что ей можно подарить? (предложения детей)

Воспитатель (если никто из детей не предложит): А я советую нарисовать её портрет и подарить, ей будет очень приятно. Незнайка: А я не умею!

Воспитатель: Ребята тебе помогут, они нарисуют Синеглазку.

Незнайка: Они же её не видели.

Воспитатель: Дети зададут тебе вопросы о Синеглазке и узнают, как она выглядит.

Игра-соревнование «Кто больше задаст вопросов»: Дети по очереди задают вопросы о Сине-глазке, за каждый вопрос получают фишку. Если дети затрудняются, воспитатель  подсказывает: «Спроси про одежду, про обувь, про характер, про любимые занятия, про место жительства» и т.д.  

Восп-ль: Ребята многое узнали о Синеглазке, и обязательно её нарисуют.

3. Незнайка: - Спасибо, теперь я знаю, как вести беседу, чтобы было со мной интересно.

  Вос-ль: - Но должно быть не только интересно, но и приятно. Ребята, как надо вести разговор, чтобы вашим собеседникам было приятно? (вежливо, используя вежливые слова, комплименты) – обозначение символом.

Воспитатель:  Давайте покажем, как можно вести диалог с друзьями. Вы будете жителями Цветоч-ного города (символы или шапочки Знайки, Синеглазки, Гусли, Цветика, Тюбика, Незнайки). (Выбирают карточки с изображением тем для разговора, трое детей (у кого карточка с красным кружочком) выбирают себе пару. Обращаются к выбранному им собеседнику. Ведут диалог) Если в процессе выбора собеседника или темы беседы возникнут разногласия, воспитатель предлагает мирно договориться, если кто-то не хочет быть в паре с данным ребёнком, как  отказать так, чтобы не обидеть?

В конце Незнайка благодарит детей, а они рисуют портреты Синеглазки, дарят Незнайке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие диалогической речи у дошкольников с ОНР в условиях логопедической группы.

Статья посвящена характеристике  и этапам развития диалогической речи как одного из видов связной речи, а также системе работы по формированию диалогической речи в условиях логопедической группы ...

РАЗВИТИE ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

особенности развития диалогической речи у дошкольников старшего возраста...

Викторина «Игралочка» Для детей старшего дошкольного возраста. Цели: вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммукативных отношении между детьми, формировать умения эмо-ционально и выразительно общаться; развивать диалогическую речь, по

Викторина «Игралочка»Для детей старшего дошкольного возраста.Цели: вызвать положительные эмоции и способствовать укреплению коммукативных отношении между детьми, формировать умения эмо­...

Консультация для родителей. Развиваем диалогическую речь.

Дорогие родители, предлагаю вашему вниманию небольшую шпаргалочку, которая поможет вашему ребенку развить умение общаться в диалоге....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В статье раскрывается значение сюжетно-ролевой игры в развитии у дошкольников с ОНР диалогической речи, также раскрываются   проблема обучения диалогической речи в игре, структура игры, уров...

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы» Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описательного рассказа

НОД : Речевая деятельность Тема : «Перелетные птицы»Цель: продолжать знакомство детей с перелетными птицами, развивать диалогическую речь детей, развивать навык составления описа...

Методическая разработка_ Рекомендации по развитию диалогической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Приёмы логопедической работы по формированию диалогической речиОпираясь на основные положения фундаментальных трудов педагогов          и логопедов по разв...