Мои публикации, конспекты непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов
статья по развитию речи на тему

   Здесь представлены конспекты проведения НОД коммуникативная "Выставка автомобилей" в старшей группе, конспект экскурсии в парк в старшей группе, статьи "Математическое развитие дошкольников посредством развивающих игровых заданий", "Использование музыки в режимных моментах детского сада".

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММУНИКАТИВНАЯ

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

Тема:«Выставка автомобилей»

Программное содержание:

-Связная речь: продолжать формировать умение составлять рассказы- описания, опираясь на схемы речевого плана; задавать вопросы и отвечать на них.

-Звуковая культура речи: упражнять в проговаривании «проблемных» звуков.

-Грамматическая правильность речи: побуждать детей, составляя рассказы, использовать наречия, предлоги: слева, справа, над, под, на.

-Словарь: активизировать словами, обозначающими части автомобиля (капот, бампер, фары…).

-Воспитывать культуру общения между детьми.

-Способствовать развитию познавательной активности, умению обследовать предмет, выделяя его части, характеризуя их свойства (П).

-Играя в подвижную игру, действовать по правилам (Ф,К,).

-Формировать интерес к художественному слову (Ч).

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «П», «Ф.К.», «Ч»

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: чистоговорка, сюрпризный момент, элементы сюжетно- ролевой игры, рассказывание по схемам речевого плана, загадывание загадок, м/п игра «Регулировщики».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: беседы о выставках, рассматривание разных видов транспорта, обыгрывание диалога корреспондента и зрителя.

ОБОРУДОВАНИЕ: схемы описательного рассказа, транспорт (игрушки), микрофон.

1.Игра- приветствие, стоя в кругу «Улыбнемся друг другу»

2. Чистоговорка:

Ла- ла- ла- очень острая игла.

Ры- ры- ры—сильно жалят комары.

Ло- ло- ло- разноцветное стекло.

Ру- ру- ру- принимаете в игру?

3.Воспитатель: - Внимание, внимание (через микрофон). Сегодня у нас в группе открывается выставка автомобилей (показывает на экспонаты, размещенные на столах в центре). Экскурсоводы представят вам разнообразные по конструкции автомобили!

- Одна из интереснейших , на мой взгляд, моделей расположена на первом столе.(Читает четверостишие  стихотворения о данном транспорте, например, тракторе). Кто из экскурсоводов будет представлять ее?

   Выходит ребенок- экскурсовод, рассказывает о своем экспонате по схеме речевого плана:

  1. Что это?
  2. Из каких частей состоит?
  3. Чем приводиться в движение?
  4.  Где движется этот транспорт?
  5. Для чего используется?
  6. Кто управляет этим транспортом?

Например,Это трактор, сделан из пластмассы .Это кабина, слева и справа у кабины- двери, наверху- фары. Внутри кабины находиться кресло, руль, впереди- капот. Над бампером- фары. У трактора- четыре колеса. Диски колес желтого цвета, покрыты черными шинами. Позади трактора- прицеп. У прицепа два маленьких колеса. Приводится в движение с помощью солярки. Это наземный транспорт. Используют его для перевозки животных. Управляет им тракторист.

Воспитатель: - Уважаемые экскурсоводы! Есть ли у вас вопросы к экскурсоводу Саше?

Воспитатель: -Большой интерес представляет автомобиль под номером 2. (Читает стихотворение про него). Этот автомобиль представит экскурсовод Даша.

4. М/п игра «Регулировщики»

5. После рассказов, воспитатель:

- На нашей выставке присутствует корреспондент, который хочет узнать ваше мнение о выставке.

Экскурсант дает интервью корреспонденту.

- Здравствуйте, я корреспондент 1 канала, могу задать Вам несколько вопросов?

- Да, конечно.

- Вам понравилась выставка?

- Да. Экскурсоводы интересно рассказывали. Было много автомобилей.

- Какой еще транспорт Вы хотели бы увидеть на выставке?

- Я бы хотел увидеть воздушный транспорт: самолет , или вертолет.



Предварительный просмотр:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

ПОЗНАНИЕ

-расширять представления о характерных признаках осени, формировать умение самостоятельно их называть,

-формировать умение устанавливать причинно- следственные связи на примере образования плода

-продолжать закреплять умение различать деревья

КОММУНИКАЦИЯ

-закреплять навык образования прилагательного от наречия

-формировать навык образования прилагательного от существительного

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

-способствовать развитию двигательной активности, умению действовать по сигналу, развивать внимание

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

-формировать интерес к малым фольклорным формам: приметы, пословицы

МУЗЫКА

-воспитывать интерес к классической музыке;

Воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться ее красотой.

ОБОРУДОВАНИЕ: плоды дуба, каштана, рябины; запись П.И.Чайковского «Времена года» («Осень») ;мяч.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: выбор объекта для экскурсии; наблюдения за погодой осенью, растениями; беседы об осени; рассматривание иллюстраций , репродукций с осенними пейзажами; заучивание стихотворений , примет, пословиц об осени.

РАБОТА ПОСЛЕ ЭКСКУРСИИ: пополнение гербария осенними листьями, оформление фото-альбома  «Очей очарованье"

ХОД ЭКСКУРСИИ

   1.Воспитатель:Ребята, сегодня мы с вами пойдем в парк. Давайте вспомним правила поведения в парке (не топтать газоны, не рвать растения, не сорить, не шуметь

   В парке. Под музыку П.И. Чайковского «Времена года» воспитатель читает рассказ О. Иваненко «Спокойной ночи». « В лесу шуршали листья, и казалось, будто кто-то ходил под кленами и березами, и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цвету увяли и засохли, трава пожелтела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест и стаями летели к теплым синим морям.»

- О каком времени года говорится в рассказе? (об осени)

-По каким признакам вы узнали осень?

-Какая погода осенью? (пасмурная, ненастная, дождливая,..)

   2.Д/и «Какая погода бывает осенью» (с мячом)

- Я назову слово, обозначающее состояние погоды, а а вы от этого слова образуйте слово, характеризующее погоду. Например, когда идет дождь, погода-… дождливая

   -Холодно-…

   -пасмурно-…

   -сыро-…

   -ясно-…

   -ненастно-…

-Молодцы, вы справились с заданием!

3. Беседа о периодах осени.

- А как вы думаете, осень бывает одинаковая (осень бывает ранняя, «золотая», поздняя)

-Чем ранняя осень отличается от поздней осени? (ранней осенью деревья начинают желтеть и с них только начинают опадать листья, а поздней осенью деревья голые; ранней осенью с полей убирают урожай, а поздней осенью поля и огороды перепаханы; ранней осенью погода более теплая, чем поздней и т.д.)

-Что происходит «золотой» осенью? Почему ее так называют? (все листья желтеют, краснеют, происходит листопад)

-Ребята, давайте вспомним отрывок из стихотворения И. Бунина «Листопад» ,которое мы выучили(один из детей читает)

-А теперь вспомните, какие вы знаете поговорки об осени, приметы.

(Осенью каждый день год кормит;

 Если листья падают изнанкой- к снежной зиме;

 В ноябре темно, пока снег не выпадет…)

4.Беседа о деревьях

-Посмотрите вокруг .Какие деревья вы видите?(березу, тополь, клен, ель)А еще в парке растет липа, дальше в соседнем парке- дуб.

-Давайте рассмотрим осенние листья. Волшебница осень раскрасила каждый в свой цвет.

_Найдите лист березы. Как он называется (березовый лист).

-Какого он стал цвета?

-Любит наш народ русскую красавицу за ее красоту и пользу. Из березы делают прочную мебель, лыжи. А знаете ли вы почему береза белая? Белый цвет коры защищает березу от перегрева в жару.

   Далее идем к клену

-Самые красивые осенью листья  клена. Найдите их. Как они называются (кленовые листья).

-Все клены стали рыжими,

Но они не дразнятся,

Раз все равно мы рыжие,

 Кому какая разница.

-Но они не только рыжие. Каково цвета кленовые листья? (желтые, красные)

-Посмотрите на этот лист(подходят к тополю). Это лист с какого дерева? (с тополя)  Значит какой это лист? (тополиный).

5. Игра «Листопад»

-Предлагаю вам стать каким-нибудь деревом, для этого возьмите понравившиеся  вам листья и давайте поиграем в игру «Листопад».

-Листопад?                                                    Листья перед собой

-Листопад!                                  

 Парк осенний конопат                              покружились вокруг себя

 Налетели конопушки

 Стали рыжими опушки.

 Ветер мимо пролетал                                руки вверх, качаются из 

 Ветер лесу прошептал                                стороны в стороны

-Ты не жалуйся врачу,

 Конопатых я лечу,

 Все рыжинки оборву,                                  подпрыгнули, подкинули вверх

 Побросаю их в траву.                                    листья

6.Опытно- экспериментальная деятельность.

-Летом мы ели ягоды, помните, как родилась ягодка малинка? (Сначала появился цветок, потом- зеленая ягодка, потом- спелая).

-Ягода- это плод.

-Найдите плоды дуба, каштана, рябины (Дети достают из корзины).

-Мы уже говорили, что растения живые. Почему? (они дышат, питаются, растут, размножаются).

-Давайте рассмотрим плоды рябины и раскроем их (дети раскрывают).

-Что находится внутри плода рябины? (семена).

-При каких условиях из этого семени вырастет дерево? (если в этом месте хватит для них солнца, влаги, света).

-Какие деревья чаще встречаются на улицах города? (тополь, береза, клен…).

-Люди в городе сажают неприхотливые деревья.

-Для чего нужны деревья в городе (они украшают город, очищают от вредных газов,…).

-Да. Поэтому к деревьям и кустарникам надо относиться бережно, они ведь помогают нам.

7. П/и «1, 2, 3, к дереву… беги»

-А сейчас проверим, узнаете ли вы деревья осенние, я буду говорить «1,2,3, к тополю (например) беги», вы должны подбежать к этому дереву.

8. Фотографирование понравившихся мест в парке , сбор листьев для гербария.

- Вот и закончилась наша экскурсия, я предлагаю на память о нашей прогулке сфотографировать понравившиеся вам места, и выбрать самые красивые листья, в группе мы оформим из них гербарий.

   



Предварительный просмотр:

О.В. Жирнова, воспитатель,

МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №45 «Росинка»;

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКИ В РЕЖИМНЫХ МОМЕНТАХ ДЕТСКОГО САДА

Музыка обладает каким-то магическим влиянием на человека: может заставить смеяться, плакать, успокоить. Благотворное влияние музыки оценили еще в глубокой древности. Лечебное действие звуков отмечал великий ученый Пифагор. Одни мелодии он использовал «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды и не оплакивала себя», другие мелодии- «против ярости и гнева, против заблуждений души». Известны случаи, когда музыка творила настоящие чудеса. В 16 веке в Италии население нескольких крупных провинций охватила необычайная психическая эпидемия, люди впадали в глубокое оцепенение, застывали в неподвижности, отказывались принимать пищу. Все они были одержимы убеждением, что укушены ядовитым тарантулом. Из состояния оцепенения больных выводила только особая танцевальная музыка, начинавшаяся с очень медленного ритма и постепенно убыстрявшаяся до неистовой пляски. От нее и произошла известная всему миру тарантелла. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного или минорного лада на самочувствие, сделал выводы о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека (1, с. 4).

Из всех искусств особенно музыка развивает правое полушарие головного мозга, то есть образное мышление. Стоит ли удивляться, что дети, обучающиеся музыке, быстрее осваивают иностранные языки, что память у них лучше и запоминают они больше. Доктор медицинских наук Ю. Змоновский утверждает, что классическая музыка в тихом звучании способствует засыпанию ребенка, легкому, радостному пробуждению, в целом успокаивает нервную систему (3, с. 56).

Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей ее решения не теряет своей актуальности и сейчас. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.

Музыкальное воспитание ребенка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада и родителей с целью гармоничного воздействия на личность ребенка.

Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой- музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на непосредственно образовательной деятельности и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта ее восприятия происходит благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу, что большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса (2, с. 146).

Музыкальный репертуар для звучания фона совместно подбирают музыкальный руководитель, воспитатель. Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-  педагогического воздействия на ребенка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи воспитательно-  образовательного процесса: создание благоприятного эмоционального фона, устранения нервного напряжения и сохранения здоровья детей; развитие воображения в процессе творческой деятельности , повышение творческой активности; активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний; переключение внимания во время усвоения достаточно трудного материала, предупреждение усталости и утомления; психологическая и физическая разрядка после мыслительной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.

Педагог, включая музыку в непосредственно образовательную деятельность, должен ориентироваться на возможности активного и пассивного ее восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно- эмоциональное содержание, средства выразительности (темп, ритм, мелодия и др.). При пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко как бы на втором плане.

В современной психологии существует отдельное направление- музыкотерапия. Она представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении, страхах, при различных психических заболеваниях. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на  организм человека. Такой метод дает возможность применения музыки в качестве средства, обеспечивающего гармонизацию состояния ребенка: снятия напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии.

Итак, влияние музыки на организм очень широко. Различные музыкальные композиции можно использовать исходя из ситуации.

С чувством тревоги, неуверенности помогут справиться мажорные мелодии, темпа ниже среднего. Народная, детская музыка дает ощущение безопасности, психологического комфорта. Прекрасное воздействие могут оказать этнические композиции и классика: «Мазурка» и «Прелюдии» Шопена, вальсы Штрауса, «Мелодии» Рубинштейна, произведения Моцарта.

Гиперактивным детям полезно часто и продолжительное время слушать спокойную, тихую музыку, которая уменьшит нервное возбуждение. Как правило помогает классика, например, «Кантата 2» Баха, «Лунная соната», «Симфония ля- минор» Бетховена.

Помогут успокоиться звуки флейты, скрипки, фортепиано, которые обладают расслабляющим воздействием. Успокаивающий эффект несут также звуки природы (шум воды, звуки леса, птиц), вальсы (ритм три четверти).Подойдут классические произведения: Вивальди, Бетховен «Симфония 6» ( часть 2),Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария», Шопен «Ноктюрн соль- минор», Дебюсси «Свет луны».

Если ребенок испытывает проблемы во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, он напряжен, безинициативен, мало коммуникабелен  включайте ему почаще Баха «Концерт ре- минор для скрипки» и «Кантата 21», Бартона «Соната для фортепиано» и «Квартет 5», Брукнера «Месса ля- минор», Гендель «Менуэт», произведения Моцарта, Бизе .Помогут  скрипичная и церковная музыка.

Если часто болит голова, и взрослым, и детям рекомендуется слушать Моцарта «Симфония № 40», произведения Листа, Хачатуряна.

Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности нужна ритмичная, бодрящая музыка. Здесь хорошо подойдут различные марши: их прослушивание повышает нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие. Из классики «вялым»детям можно поставить: Чайковский «Шестая симфония» (часть 3), Бетховен «Увертюра Эдмонд», Шопен «Прелюдия 1, опус 28», Лист «Венгерская рапсодия 2».

Для снижения агрессивности, упрямства опять же подойдет классика: Бах «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония».

В режимных моментах детского сада музыка просто незаменима. Бодрая, энергичная, ритмичная музыка (марши) хороша для проведения утренней зарядки. При проведении бодрящей гимнастики, чтобы помочь детям быстрее проснуться, придти в активный жизненный ритм используется также веселая, бодрая музыка (детские песни,русская народная музыка, марши).

Чтобы помочь ребенку успокоиться и расслабиться перед сном нужно включить тихую, мелодичную, мягкую музыку в медленным темпом (колыбельную музыку, со звуками природы).

Лучше всего прослушивать нужные произведения утром, или  вечером перед сном. Во время прослушивания не обязательно заставлять ребенка сосредотачиваться на чем- то серьезном, лучше заняться чем- то приятным (рассматривание книг, фотографий, поливка цветов), если ребенок дома, можно выполнять обычные дела (уборка игрушек, подготовка постели ко сну). Ребенок должен слушать музыку ежедневно не менее 30 минут, наряду с детским репертуаром хорошо бы иметь записи классической музыки.(3, с.56)

Нужно помнить, что зачастую ребенок слушает ту музыку, которую слушают взрослые (родители, педагоги), они и формируют начальные музыкальные предпочтения, музыкальный вкус у детей.

Список литературы

  1. Арсеневская О.Н. Система музыкально- оздоровительной работы в детском саду:занятия, игры, упражнения.- Волгоград: Учитель, 2011.- 204 с.
  2. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.- М.:Просвещение, 1976.- 285 с.
  3. Фесюкова Л.Б. От трех до семи: Кн. Для пап, мам, дедушек и бабушек.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков:  Фолио, 2000.-448с.



Предварительный просмотр:

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКА      ПОСРЕДСТВОМ РАЗВИВАЮИХ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ

Очень часто подготовка детей к школе сводится к формированию у детей определенных знаний, навыков счета, чтения. Между тем исследования показывают, что овладение детьми комплексом знаний, умений и навыков не гарантируют успешного обучения в школе, если ребенок интеллектуально пассивен, у него не выработана привычка и желание думать, стремление узнать что- то новое. Из этого следует вывод, что главное- это развитие психических познавательных процессов: речи, внимания, мышления, памяти, воображения.

Осуществляя математическое развитие детей, необходимо прибегать к нестандартным дидактическим средствам. Не случайно в русской (досоветской) математической литературе большое внимание уделялось занимательным задачам, развивающим упражнениям, так как считалось, что «элемент занимательности облегчает обучение». Не только облегчает, но и развивает интерес к математике, желание ее узнавать. «С другой стороны, элементарные математические представления должны не только дать простейшие знания и умения, но и на их основе развивать мышление , воображение, смекалку, быстроту реакции».

Самое доступное, находящееся под рукой у каждого педагога,- это счетные палочки, которые можно использовать и по прямому назначению как счетный материал, и как средство знакомства ребенка с началами геометрии, они способствуют развитию таких качеств мышления, как активность, самостоятельность. Использовать счетные палочки можно в любом возрасте, усложняя, расширяя действия с ними.

Детям старшей группы можно предложить следующие задания:

- Построить два треугольника из пяти палочек и три треугольника из семи палочек.

- Построить два квадрата из девяти палочек.

- Построить два квадрата из семи палочек.

В подготовительной к школе группе предлагаемые задания можно усложнить. Например:

- Как все треугольники собрать в одном.

- Упражнения на преобразование фигур «Что изменилось?». Здесь при неизменном количестве палочек ребенку нужно получить другую фигуру.

- Добавить, или убрать некоторое (1,2,…)количество палочек, чтобы получить новую фигуру.

Такие задания дети с удовольствием выполняют как при непосредственно организованной деятельности, так и в самостоятельной деятельности, играя в паре.

Некоторое время назад большой популярностью у педагогов и родителей пользовались развивающие игры Б.П. Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб» и др. Сейчас интерес к ним несколько угас, хотя и напрасно, детям они очень нравятся. Играя в такие игры, важно помнить, что они абстрактны, поэтому ребенка мы стараемся заинтересовать, придумывая узорам определенные названия, например, «Фонарик», «Лодочка», «Конфетка», «Дорога», затем просим самого ребенка придумать свое название .Играть в такие игры лучше в непринужденной обстановке, чтобы ребенок смог сосредоточиться на самой игре. Также не следует вмешиваться раньше времени, выполняя задание за ребенка. Лучше подбирать задания по принципу от простого к сложному, чтобы дать возможность ребенку почувствовать себя умелым, успешным.

Начиная со старших групп, педагог может использовать логические задания на поиск недостающих фигур. Это могут быть карточки, на которых в  определенной логической последовательности расположено несколько рядов, разделенных на окошки с различными фигурами , одно окошко в каждом ряду без фигуры, здесь может быть знак вопроса. Из фигур, представленных на разрезных карточках, нужно выбрать ту, которую можно поместить вместо знака вопроса, не нарушая последовательности, то есть недостающей может быть одна из фигур любого ряда и расположения. Поиск фигур осуществляется на основе анализа рядов фигур по горизонтали и вертикали.

Детям подготовительных групп можно предлагать и такой вид логических упражнений как задачи на поиск признаков отличия одной группы фигур от другой. Решение такой задачи заключается в нахождении главного признака отличия фигур одной группы от другой.

Хорошо зарекомендовали себя в деятельности с дошкольниками модели и схемы, которые можно использовать во всех видах непосредственно образовательной деятельности. Большим подспорьем в математическом развитие детей могут послужить блоки Дьенеша, в частности такие упражнения этого вида: «Дорожки» (на полу по кругу три макета домиков для поросят). Между ними нужно проложить дорожки, но по правилам, чтобы в первой не было фигур одного  размера, или одной толщины, или одной формы. Затем правила усложняются: дети должны ориентироваться сразу на два правила (например, построить дорожку так, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета, но разной формы, или одной формы, но разного размера и т.п.); «Долина», «Засели дома», «Новые жильцы». Накопив игровой опыт, дети начинают придумывать свои сюжеты для игр с блоками самостоятельно. Ценность таких упражнений в том, что они формируют умения выделять цвет, форму, размер; способность сравнивать, обобщать, классифицировать; развивают восприятие, воображение, память, мышление.

Как известно, детям дошкольного возраста очень нравятся загадки, старшим дошкольникам можно предложить загадки в схемах. Для этого вначале необходимо познакомить их с системой знаков для обозначения признаков предметов (Например ,схематическое изображение большого и маленького домиков будут обозначать размер, изображение лимона- кислый вкус, бесформенное пятно определенного цвета- цвет и т. д.). Можно взять общепринятые знаки, которые подробно описаны сейчас в методической литературе для воспитателей, а можно вместе с детьми придумать свою систему знаков. Далее мы начинаем использовать эти знаки при выполнении анализа и синтеза окружающих нас предметов. Здесь важно, чтобы ребенок не просто нашел правильное решение, но и обосновал свой выбор. Педагогу важно помнить, что не стоит настаивать на одном единственно правильном решении, решений может быть много.

На начальном этапе работы с загадками в схемах задания должны быть достаточно просты. Например, предложите ребенку посчитать, сколько предметов круглой, квадратной, треугольной формы в группе, на улице (при этом ребенку показываем соответствующую карточку- символ), или предложить детям поиграть в паре , например,«Назовите по- очереди, что бывает…квадратной формы и зеленого цвета (обязательно показываем карточку- символ); красного цвета и круглой формы»,потом добавляем большее количество признаков «Что бывает зеленого цвета, овальной формы и маленьким»  и т. д.

Вначале дети осваивают карточки- символы, обозначающие цвет, форму, величину. Затем знакомим их с обозначением других признаков: вкус (кислый, соленый, сладкий, горький), в каком виде используется в пищу ( в вареном, печеном, жареном, сыром), где растет ( на грядке, на дереве, на кустарнике. Когда дети хорошо владеют системой символов, придумываем загадки, желательно использовать при этом сказочных,  игровых персонажей, героев мультфильмов (Например, Лиса Волка послала на рынок и попросила его купить что-то красного цвета, большое, сладкое на вкус, растущее на дереве , есть можно в сыром , печеном виде (выставляются соответствующие карточки- символы). Дети предлагают варианты отгадок, в результате обсуждений приходим к выводу, что это яблоко.

В дальнейшем дети сами придумывают загадки, загадывают их детям и педагогу, родителям.

Литература:

Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. Математика- это интересно. Игровые ситуации, диагностика освоенности математических представлений.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2008.

Михайлова З. А., Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2009.

Смоленцева А.А., Суворова О.В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей.- СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2010

Фесюкова Л. Б., От трех до семи: Книга для пап, мам, дедушек и бабушек.- М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: Фолио, 2000



Предварительный просмотр:

Воспитываем маленького патриота

Жирнова О.В.,воспитатель

 МБДОУ детского сада №45 «Росинка»

В современных мире, в период нестабильности в обществе, тема патриотического воспитания очень актуальна и является одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением .

Патриотическое воспитание – целенаправленный процесс воздействия на личность с целью формирования патриотизма, как качества, проявляющегося в любви к своему Отечеству, служению ему.

В детские годы происходит формирование характера ,  основные качества личности, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес, любовь к своей стране. Воспитание чувства патриотизма у детей - дошкольников –длительнаяая работа, которая должна вестись систематически, планомерно, в разных видах деятельности.

 Быть патриотом – не только знать и любить свою Родину, но и активно работать на ее благо.

Формировать представления о своей стране можно с помощью целевых прогулок, экскурсий, бесед, чтение художественной литературы, праздники, развлечения и др.

 Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу.  Важно, чтобы  дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Эффективным средством  является использование художественных материалов.

В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. Поэтому важно проводить с детьми этические беседы о городе, родной стране, мире; проводить экскурсии, наблюдать за деятельностью людей и общественными событиями; знакомить с элементами национальной культуры,  с российской символикой;

При знакомстве дошкольников с историей родного города, страны важно помнить, что язык рассказа должен быть простым. Если в рассказе встречаются незнакомые слова, например: «князь», «полководец» следует объяснить их значение. В процессе знакомства детей с достопримечательностями родного города, рассказываем о различных архитектурных сооружениях достаточно выделить что-то главное, что отличает то или иное здание от других.

 Большое значение  в патриотическом воспитании играет обращение к народным традициям. Для дошкольников большую ценность представляют народные игры. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. Народные игры, имея нравственную основу, учат дошкольников обретать гармонию с окружающим миром.

Широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т.д.). В  устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.

Велика роль в приобщении детей к народной культуре народных праздников, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека.

Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

 

Информационно-коммуникационные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Используем их при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов о России, родном городе… .

Покажите  детям красоту своего родного города, познакомьте с талантливыми земляками, научите детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия!

 

Используемая литература

  1. Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. ЦТЛ, Москва 2000г.
  2. Князева О.Л., М.Д. Маханева программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Издательство «Детство - Пресс», 2006г.
  3. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду; приложение к журналу «Обруч» - М.Липка – Пресс
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т.И. Бабаевой и др.)
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г. №1155

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов в средней группе

перспективное планирование образовательной работы для средней группы на первую неделю сентября по теме "День Знаний"...

Включение музыкальных физкультминуток в непосредственно образовательную деятельность и режимные моменты ДОУ

Физкультминутки в ДОУ – это  кратковременные физические упражнения, которые могут   проводиться как во время непосредственно образовательной деятельности для снятия статического напряже...

Мастер-класс «Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах».

Мастер-класс«Использование ИКТ в непосредственно образовательной деятельности и режимных моментах»....

Консультация для педагогов «Организация непосредственно образовательной деятельности и режимных моментов с использованием театрализованной деятельности»

Цель:  систематизация знаний у педагогов по организации  театрализованной  деятельности детей дошкольного возраста....