Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе на тему "В заколдованном лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Белолипецкая Наталья Анатольевна

занятие по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx35.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №101 «Дашенька»

г. Волжского Волгоградской области

(МБДОУ д/с комбинированного вида № 101)

Тема: «В заколдованном лесу»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

в старшей группе

                                                                                      Составила:

                      воспитатель первой квалификационной категории

             Белолипецкая Наталья Анатольевна

                                                                             

Февраль 2013г.

Образовательная область: «Познание»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Здоровье»,  «Музыка».

Тип: интегрированное

Возраст детей: 5 лет

Формы непосредственно-образовательной деятельности: игровые упражнения, беседы, решение проблемных ситуаций, художественное слово,  совместные действия,  имитация, наглядность, сюрпризный момент, вопросы, загадывание загадок, составление предложений.

Формы организации: подгруппа

Задачи:

- обобщать и систематизировать знания детей о зиме;

- через игровые упражнения расширить и активизировать словарь по теме «Зима»;

- активизировать словарь определений;

- совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с прилагательными);

- учить называть родственные слова;

- развитие связной речи детей: умение составлять рассказ по опорным схемам;

- совершенствовать синтаксическую сторону речи (составлять сложноподчиненные предложения с союзом потому что);

- развивать логическое мышление;

- воспитывать доброе отношение друг к другу;

- воспитывать умение слушать  других,  не перебивая.

Словарная работа: упражнять детей в правильном подборе признаков, определений и сравнений к заданному слову, активизировать употребление в речи однокоренных слов, к слову лес; формировать грамматически правильную речь; 

активизировать в речи детей слова: признаки зимы, лесник, лесовичок, серебристый, блестящий, волшебный, таинственный, зимующие; активизировать употребление сложно - подчиненных предложений.

Предварительная работа: беседа о зиме; дидактические игры для речевой деятельности; составление рассказов описаний о зимнем лесе; рассматривание и обсуждение картин о зиме, зимних забавах; составление рассказов по опорным схемам; образование однокоренных слов; беседа о зимующих птицах; чтение рассказов и разучивание стихов о зиме, диких животных, зимующих птицах; дидактические игры;  разгадывание загадок.

Оборудование и материалы: снежинка - письмо, набор картинок «Зимующие птицы», аудиозапись с голосом Бабы Яги, музыка, опорные схемы, муляжи фруктов, декорации леса, корзина, кормушка, Лесовичок, картины «Зимний лес», «Дикие животные», снежок, мольберт, магнитофон.

Ход непосредственно – образовательной деятельности

I ч.  1. Организационный момент.

Воспитатель приглашает детей, они входят в группу под тихую спокойную музыку.   Ребята, смотрите, какие у нас красивые, улыбающиеся, добрые гости.  Давайте с ними поздороваемся.

2. Эмоциональная настройка.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты  мой друг

Крепко за  руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

3. Введение в тему.

Воспитатель: Ой, ребята посмотрите, что это? (Снежинка - письмо). Она залетела к нам в окно и принесла нам письмо от Зимушки – зимы.

«Здравствуйте ребята! Я приглашаю вас в мой зимний лес. Полюбоваться красотой зимнего леса и познакомить с его жителями. Но, чтобы попасть в мой лес, вам надо пройти в «волшебные ворота» и  сказать красивые слова о лесе. Зимушка-зима»  (ответы детей)

- Молодцы! Вот мы и попали  с вами в зимний лес.  (На доске расположены картины зимнего леса и его жителей).

 - Зима – замечательное время года! Посмотрите, как красиво зимой в лесу. Деревья одеты в белые одежды. Серебрится снег. Зимушка-зима всегда очаровывает своей красотой и каждого человека превращает в волшебника. А поэты, художники и композиторы чувствуют зиму и её настроение, и своё восхищение о зиме передают нам: поэты – в словах, композиторы – в звуках, художники – в красках. Послушайте, какими замечательными словами о зиме говорит русский поэт Ф. Тютчев:
                                       Чародейкою Зимою

                                        Околдован,  лес стоит -
                                       И под снежной бахромою,

                                        Неподвижною, немою,
                                       Чудной жизнью он блестит.

- Что можно сказать про лес? Назовите признаки зимы. Что можно сказать про диких животных? (ответы детей)

II ч.    4. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, кто это лес красивый охраняет и следит за порядком в лесу?

Дети: Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы

- Каким животным лесник помогает зимой? (зайцам, белкам, волкам, лосям, лисам)

- Как называется маленький лес? (лесок)

- Тропинка в лесу, какая? (лесная)

- Как называется сказочный человек, который живёт  в лесу? (Лесовичок)

5. Отгадывание загадки.

                                            Курьи ножки у избушки,                                                                                                                                                                          А в избе живет старушка,                                                                                                        Пол метлою подметает,                                                                                                                  В ступе над землей летает.  Кто это? (Баба Яга)

(Звучит фонограмма с голосом Бабы Яги:  Чую, чую! Человеческим духом пахнет. Зачем в мой лес пожаловали?! Разбудили старушку! Расшумелись! Нарушили мой покой. Вот я вас сейчас заколдую,  возьму и превращу вас в какие – нибудь коряги и пни. Нет – нет, лучше я отправлю вас в заколдованный лес. И вы оттуда никогда не выберетесь. Чуфырь  -  муфырь – бумс!!! Музыка. Дети приседают, закрывают глаза.)

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, а ведь Баба Яга действительно отправила нас в заколдованный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво, деревья необычные.

Поворачиваем голову вправо – влево.                                                                                   И снова вправо – влево,                                                                                                       А теперь голову вверх, опустим вниз, посмотрим под ноги.                                                                    И опять вверх, вниз.

А как же нам отсюда выбраться?  Давайте подумаем, кто нам может помочь? (ответы детей)

6. Заколдованный лес.

Воспитатель: - А я знаю, кто нам поможет. Кто живёт в сказочном лесу?

Дети: Лесовичок.

Воспитатель: Правильно, молодцы! Давайте поищем Лесовичка. Сколько снега намело.  Надеваем лыжи и поехали: ш-ш-ш. (Дыхательное упражнение, дети  имитируют ходьбу на лыжах).

Воспитатель: А вот и он ребята, сидит за пенёчком.

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него, состоит из заданий. Если вы правильно выполнит эти задания, то выйдете из леса. Ну что, ребята, согласны? (Да)

Лесовичок: Тогда вам 1задание: Б. Яга не знает, какая бывает погода в лесу? 

Воспитатель: Садитесь на полянке, поможем ей разобраться?

  • Если идет  дождь – дождливая,  
  • Если дует ветер – ветреная,
  • Если холодно – холодная,
  • Если пасмурно – пасмурная,
  • Если идёт снег  – снежная,
  • Если метёт вьюга  – вьюжная,
  • Если светит солнце  – солнечная,
  • Если стоит мороз – морозная.

2 задание: Игра «Скажи со словом  зимний»

     (Детям по очереди бросаю снежок)

  • Небо, какое? – зимнее,
  • Ветер, какой – зимний,
  • Шапка, какая? – зимняя,
  • Солнце, какое? – зимнее,
  • Лес, какой? – зимний,
  • Погода, какая? – зимняя,
  • Сапоги, какие? -  зимние,
  • Утро, какое? – зимнее,
  • Пальто, какое? – зимнее.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Посмотрите, пошёл снег. Какой снег?

Дети: Белый, липкий, рыхлый, холодный, колючий, пушистый, серебристый, мокрый, грязный, сверкающий, искрящийся, скрипучий, мягкий и т.д.

7. Физкультминутка  «Снеговик»

( координация речи с движением, развитие общих речевых навыков.)

Давай, дружок, смелей, дружок,              Идут по кругу, изображая, будто катят

Кати по снегу свой снежок.                      перед собой снежный ком.

Он превратится в снежный ком,              «Рисуют» руками большой круг.

И станет ком снеговиком.                         «Рисуют» снеговика из трех комков.

Его улыбка так светла!                              Широко улыбаются.

Два глаза, шляпа, нос, метла.                   Показывают глаза. Прикрывают голову

                                                                      Ладошкой, дотрагиваются до носа.

Но солнце припечет слегка –                   Медленно приседают.

Увы! – и нет снеговика.                             Разводят руками, пожимают плечами.

3 задание: На схему посмотри, и рассказ свой расскажи.

Воспитатель: Смотрите, ребята Б. Яга разбросала на полянке, какие – то карточки – схемы. Мы по этим схемам составим рассказ о снеговике.

(Дети, опираясь на опорные схемы, составляют рассказ о снеговике)

  • Наступила зима
  • Дети решили слепить снеговика
  • Они скатали снежные комья
  • Девочки приделали нос и глаза снеговику
  • Мальчики надели ведро и дали метлу
  • Получился красивый снеговик
  • Ребята стали водить хоровод вокруг него

8.Птичья поляна.

4 задание: Зимние тайны птиц.
(Составление сложноподчиненных  предложений с союзом «потому что…»)

Воспитатель: Поскачем на одной ножке на другую полянку. ( На поляне развешены карточки с изображением зимующих птиц, кормушки)

-  На какую полянку мы прискакали? (птичью)

- Какие птицы прилетели на поляну? (зимующие)

- Почему их так называют? (они остались зимовать с нами в городе)

Воспитатель:  Птицам зимой голодно, потому что…

Дети: На улице много снега, он засыпал семена, шишки, семечки.

Воспитатель: Зимующие птицы прилетают к людям,  потому что…

Дети: Люди подкармливают птиц, развешивают кормушки.

Воспитатель: Мы с вами повесили кормушки, для того чтобы…

Дети: Класть в них корм: зёрнышки, семечки, хлебные крошки, крупу.

Воспитатель: Птицы благодарны людям, потому что…

Дети: Люди помогают им пережить долгую, холодную зиму.

9. Дыхательное упражнение «Ветер».

(дети,  пропевают звук, дифференцируя силу голоса)

Подул маленький ветер – у – у – у (тише)

Подул сильный ветер – у – у – у (громче)

10. Зимние забавы.

Воспитатель: Смотрите, мне кажется, я вижу выход из леса.  Давайте вспомним, кто нас сюда отправил? (Баба Яга) А почему? (обиделась) Я предлагаю вам пройти на последнюю поляну и сделать ей что-нибудь приятное. Она изменит своё отношение к нам и сама изменится. Давайте развеселим её и покажем ей свои зимние забавы, как мы играем.

5 задание: Игра «Зимние забавы»
              (имитация движений)

  • Играем в снежки
  • Катаемся на лыжах
  • Катаемся на коньках
  • Катаемся на санках
  • Лепим снеговика

11. Витаминное ассорти.

Воспитатель: Молодцы! Сморите, на столе стоит корзина. Что же здесь лежит? Давайте посмотрим. Что это?

Дети: Овощи и фрукты.

Воспитатель: Давайте, ребята, подарим эту корзину с витаминами Б.Яге и Лесовичку на здоровье.

6 задание:  Игра «Приготовим сок»
(
преобразование существительных в прилагательные)

  • из яблок  –  яблочный
  • из помидор  –  томатный
  • из груш  -  грушевый
  • из апельсин – апельсиновый
  • из огурцов – огуречный
  • из моркови – морковный

(Звучит фонограмма с голосом Бабы Яги:  А ребята, молодцы. Умные, дружные, проворные. Справились со всеми заданиями. Так и быть выпускаю вас из своего леса.  Идите к своим мамам и папам.)

Воспитатель: Какая добрая стала. Вот тебе Лесовичок корзина, будьте здоровы. Спасибо за интересные задания. До свидания!

 III ч.   12. Итог, оценка деятельности детей.

Воспитатель: Ну что ж, ребята нам пора возвращаться назад в детский сад. Закройте глазки, медленно – медленно покружитесь и скорее улыбнитесь.

(Звучит музыка)

Воспитатель:  Что вам понравилось, что запомнилось в нашем путешествии? Какие задания выполняли? Кого встречали?    Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по экологии. Тема "Юные спасатели леса".

Создать условия для расширения представлений детей об охране окружающей среды, об экологах, заботящихся об окружающей среде....

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Дикие животные наших лесов».

Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция с другими областями: «Познание», «Социализация»....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. Тема: «Что растет и кто живет в Крымском лесу. Правила поведения в лесу».

Занятие расчитано на то, чтобы расширить и углубить знания дошкольников о родном крае, воспитывать чувство патриотизма, учит бережно относиться к природе. Уточнить знания детей о Крымском лесе, воспит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Заколдованный лес»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Заколдованный лес"Автор:Федоренко Е.Г., воспитательПрограммное содержание: познакомить детей с одним из разделов русск...

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе по развитию речи «Путешествие по весеннему лесу»

Упражнять и закреплять представления детей об имениях, происходящих в природе весной. Закрепить приметы весны, названия весенних месяцев, воспитывать бережное отношение к природе, активизировать слова...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы «Комнатные растения из влажных тропических лесов»

Познакомить детей с «влажными тропическими лесами», учить находить сходства и различия во внешнем виде и строениирастений,Создавать условия для наблюдения  за комнатными растениями, и...