Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: «Дикие животные наших лесов».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Богачева Анна Николаевна
Образовательная область: «Коммуникация».
Интеграция с другими областями: «Познание», «Социализация».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД "Дикие животные"25.19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Дикие животные наших лесов».

Богачева Анна Николаевна

Учитель-логопед МБДОУ детский сад №105 г.Твери.

Образовательная область: «Коммуникация».

Интеграция с другими областями: «Познание», «Социализация».

Программное содержание:

Обучающие задачи: уточнить и закрепить знания детей о диких животных и их детенышей; учить отвечать на вопросы.

Развивающие задачи: развивать слуховое внимание, зрительное восприятие; развивать у детей у детей творческое воображение; развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи: воспитывать культуру взаимоотношений между детьми; формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в непосредственной образовательной деятельности, инициативность и самостоятельность.

Речевые задачи: расширять и активизировать номинативного и глагольного словаря детей, закрепление в речи названий диких животных наших лесов, их детенышей, частей тела; закреплять  умение правильно употреблять предлог «в» при составлении предложений; учить составлять описательный рассказ; работать над силой голоса, речевого дыхания, четкости дикции.

Структура 

1 часть: организационный момент (отгадывание загадок по теме «Дикие животные») - 4 мин.

2 часть: пальчиковая гимнастика – 1-2 мин.

3 часть: составление предложений с предлогом «в» – 4 мин.

4 часть: динамическая пауза – фонологическое упражнение – 2 мин.

5 часть: составление описательного рассказа по плану схеме – 7 мин.

6 часть: итог – 2 мин. Итог – 20 мин (резервное время 2-3 мин)

Контроль за усвоением детьми программного содержания:

1 часть: дети отгадывают на загадки логопеда.

2 часть: дети принимают цель, стремятся выполнить движения как можно точнее.

3 часть: дети отвечают полным предложением, используя предлог «в».

4 часть: дети принимают цель, стремятся выполнить движения как можно точнее, правильно изменяют силу голоса и интонацию.

5 часть: дети составляют описательный рассказ по плану схеме, используют полученные в предварительной беседе сведения о диких животных с минимальной помощью логопеда.

6 часть: не требуется.

Организация детей в каждой части:

1 часть: дети заходят в кабинет и встают полукругом около доски. При выполнении задания ловят мячик.

2 часть: дети выполняют движения в соответствие с текстом, стоя около доски (загибают пальцы на обеих руках, ударяют ладонями и кулачками поочередно).

3 часть: дети стоят полукругом около доски, при ответе – подходят к доске, указывая пальцем на необходимую картинку.

4 часть: дети стоят вокруг доски, произносят стихотворение, выполняя движения руками и приседая, а также изменяют интонацию и силу голоса в соответствии с текстом.

5 часть: дети стоят вокруг доски с полученным изображением животного, при ответе по план-схеме подходят к доске, демонстрируя картинку остальным.

6 часть: дети стоят вокруг доски.

Оборудование: доска, игрушка жирафа, мяч.

Демонстрационный материал: картинки диких животных, картинки жилищ диких животных, план-схема для составления описательного рассказа.

Раздаточный материал: картинки диких животных.

Предварительная работа: рассматривание картинок по теме; беседа с детьми о диких животных, их детенышах и жилищах, а также способах добычи пищи животными; демонстрация фильма о диких животных наших лесов.

Содержание (ход)

Методы (М) и приемы (П)

1 часть.

Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие, предлагает им встать полукругом около доски.

Учитель-логопед: - Здравствуйте дети! Сегодня мы продолжаем с вами изучать диких животных. Вот какие красивые картинки у меня есть (указывает на картинки). Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы помните их. У меня есть мячик-помощник. Кому мячик в руки попадет, тот и загадку угадывать будет. (Логопед кидает мяч, ребенок отгадывает).

Рыжая плутовка, хитрая головка,

Хвост пушистый, краса.

А зовут ее … (лиса)

Летом серый, а зимой белый. (заяц)

Серый, злой, зубастый

По лесу рыщет, добычу ищет. (волк)

Рыжий, маленький зверек

По деревьям скок-поскок. (белка)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а ниток ни одной. (ёж)

Он в берлоге безмятежно

Спит зимой под крышей снежной. (медведь)

Учитель-логопед: -Молодцы, все загадки отгадали! Ребята, а у нас сегодня гость. (Появляется игрушка жирафа, здоровается). Жираф: - Ребята, я приплыл из жаркой Африки, никогда не видел таких животных, которые у вас нарисованы на картинках. А где же они живут?

М.: словесно-наглядный.

П.: беседа; отгадывание загадок с опорой на демонстрационные картинки.

2 часть.

Учитель-логопед: - Чтобы жираф хорошо запомнил, как называются домики диких животных, давайте расскажем и покажем ему стихотворение.

Пальчиковое упражнение «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом                   

(Дети загибают пальцы на обеих руках.)

Есть нора — надежный дом.

Не страшны зимой метели

Белочке в дупле на ели.

Под кустами еж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосет там лапу.

Есть у каждого свой дом,          

(Удары ладонями и кулачками поочередно.)

Всем тепло, уютно в нем.

М.: словесно-практический.

П.: повторение стихотворения и выполнение движений по тексту.

3 часть.

Логопед: А теперь давайте вспомним, как называются эти животные? (Лесные, дикие.) Где живут эти животные?  (В лесу.) Правильно, все эти животные живут в лесу и у каждого из них есть свой дом, как и у людей. Давайте сейчас поиграем. (на доску вывешиваются изображения жилищ диких животных).

 Игра «Кто где живет» (Составление предложений с предлогом «в»).

Логопед: Отвечая на вопрос, каждый должен подойти к доске прикоснуться рукой к тому жилищу, в котором живет животное, тогда наш жираф точно сможет найти домик и придти в гости к своим лесным друзьям.

Где живет волк? (В логове.)

Где живет белка? (В дупле.)

Где живут лиса, ёж? (В норах.)

Где живет медведь» (В берлоге.)

Тише-тише не разбудите нашего мишку! Голодный, не впавший в спячку, медведь очень опасен. Давайте быстрее отойдем от берлоги, а в этом нам поможет маленькое стихотворение.

М.: словесно-наглядный.

П.: беседа; составление предложений с использованием наглядных пособий.

4 часть.

Динамическая пауза – фонологическое упражнение.

(Дети произносят текст, выполняя движения руками и приседая, а также изменяют интонацию и силу голоса.)

Как на горке снег, снег

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег,

И под елкой снег, снег.

А под елкой спит медведь –

Тише, тише – не шу-меть.

М.: словесно-практический.

П.: повторение текста с разной интонацией и силой голоса, выполнение движений по тексту.

5 часть.

Логопед: - Молодцы, домики диких животных назвали, от медведя убежали, а теперь давайте расскажем жирафу о наших диких животных. Нам поможет план-схема. (на доску вывешивается план-схема). Описательные рассказы о диких животных.

План рассказа

1. Как называется животное (его внешний вид, части тела, чем покрыто тело)?

2. Где живет (нора, дупло, логово, берлога)?

3. Чем питается (на кого охотится)?

4. Как зовут детеныша?

Логопед дает пример описательного рассказа. - Это лось, большой зверь. Тело покрыто шерстью коричневого цвета. У лося большая голова, на голове огромные рога. Длинные ноги, на ногах копыта. Хвостик короткий Дома нет, спит под деревом. Лось – травоядное животное, летом ест траву, а зимой веточки и кору деревьев. Детеныш лося – лосенок.

Далее дети, с помощью логопеда, рассказывают о своих диких животных по плану-схеме.

Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Детеныш лисы – лисенок.

Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.

Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.

Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым. Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном. Зимой у медведицы появляются медвежата.

Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата. Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро. На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

М.: словесно-наглядный.

П.: рассказ о диком животном с использованием демонстрационных картинок и опорной план-схемы.

6 часть.

Итог.

Жираф: - Спасибо вам, ребята, за рассказы о диких животных – лесных жителях, за путешествие в зимний лес. Мне очень понравилось. Логопед:- А вам понравилось? (Дети отвечают)

Жираф: - Я в зимнем лесу зачерпнул волшебный снег, и он превратился в сладкое угощение.

М.: словесный.

П.: беседа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные»

Конспект непосредственно образовательной деятельностив средней группе.Тема: «Дикие животные»Задачи:Образовательные: - закрепить знания детей о животных, их среде обитания; учить пользоваться заменител...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема: "Сравнение диких и домашних животных"

ход занятияДети стоят вокруг воспитателя. Стук в дверь, приносят письмо от Незнайки. Воспитатель, демонстрируя картинку, говорит:Ребята, незнайка просит вас отгадать, кто лишний на картинке и почему? ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Как зимуют дикие животные?

Углубить представление детей о диких животных, расширить знания о приспосабливаемости животных к среде обитания зимой, развивать память, воображение, мышление и фантазию....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Дикие животные»

Обобщить и закрепить знания детей о диких животных, их среде обитания. Учить рисовать ежика вилкой, развивать творческие навыки....

Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ТЕМА: «Дикие животные»

Приоритетная образовательная область:  художественно-эстетическое развитие (лепка)...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с природой) для детей старшей группы Тема: «Дикие животные наших лесов»

Цель: расширение представлений детей о диких животных.Задачи:Образовательные. Уточнить, закрепить, пополнить представления детей о диких животных (их детенышах, где живет, чем питаются, как готовятся ...