Развитие диалогической речи ребенка на занятиях и в совместной с педагогом деятельности.
статья по развитию речи по теме

Картунова Ангелина Викторовна

В статье дается понятие "диалогической речи", описывается необходимость ее развития у детей дошкольного возраста и даются практические советы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие диалогической речи на занятиях и в совместной деятельности педагога и ребенка.

Воспитатель ГБДОУ №95 Невского района --  Картунова Ангелина Викторовна


Развитие диалогической речи на занятиях и в совместной деятельности

педагога и ребенка.

Диалогическая речь-это беседа двух или нескольких человек, постановка вопросов и ответы на них. Вести диалог - это значит уметь вовремя задать содержательный вопрос в правильном, понятном речевом оформлении.

Для того, чтобы диалог состоялся, собеседники должны владеть вниманием, мышлением, памятью, достаточным словарным запасом и, конечно, должна быть располагающая к диалогу обстановка.

Что дает диалогическая речь детям?

Во-первых, диалогическая речь -  это разговорная речь. А разговорная речь – это средство общения. Умение вести диалог помогает ребенку быть общительным, преодолевать застенчивость и молчаливость, развивает уверенность в своих силах. Диалоги сближают детей, помогают им подружиться, устанавливать новые контакты.

Во-вторых, во время общения расширяются и обогащаются представления детей, у них возникает желание сравнивать, рассуждать, обобщать, таким образом, развивается мыслительная деятельность ребенка.

В третьих, в диалогах формируется речь, активизируется словарь ребенка; диалоги являются основой для освоения монологической речи.

Детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками, именно здесь дети осваивают первоначальные умения диалогической речи:

-отвечать на вопросы, обращения

-сообщать о впечатлениях

-договариваться о совместной игре

-участвовать в коллективном разговоре

-говорить по очереди, не перебивая собеседника.

А в более старшем возрасте задачи усложняются. Дети учатся:

-обсуждать проблемы взаимоотношений, нравственные стороны поступков людей

-давать аргументированные оценки

-разрешать споры и конфликты в соответствии с правилами общения и

т.д.

Доказано, что ребенок развивается в процессе общения с взрослыми. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребенка, постепенно перерастающий в доверительное сотрудничество, которое, в свою очередь, становится необходимым условием развития ребенка. Эмоциональное общение возникает с момента прихода ребенка в группу и продолжается в течение всего дня. Это общение должно сопровождаться приветливой улыбкой, ласковым голосом,  дружелюбным вниманием, чтобы ребенок захотел о чем-то спросить, поделиться своей новостью , доверить секрет.

В любом режимном моменте имеется возможность для развития диалогической речи (например: совместная деятельность в уголке природы, во время трудовых процессов, гигиенических процедур, наблюдения во время прогулок и т.п.)

Для того, чтобы у детей возникало желание общаться друг с другом, со взрослыми создаются такие ситуации, проблемные моменты в которых общение становится необходимым условием. Вначале эти ситуации более простые, постепенно ситуативные задачи усложняются, а вместе с ними и усложняется и речевой материал, который дети должны использовать в процессе общения.

На первом этапе это простейшие ситуации, побуждающие ребенка вести несложный диалог («Помоги Лене и Игорю решить спор», «Узнай, чем расстроена Оля» и т.д.) У ребенка возникает желание общаться по поводу  игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными. В этот период воспитатель своим участием помогает детям понять, как можно договориться подобрать нужные игрушки, создать игровую обстановку. Особенно внимательно нужно относиться к детям, которые по разным причинам не могут  реализовать свою потребность в общении. Здесь важно доброжелательное, заинтересованное отношение взрослого к детским проблемам, готовность «на равных» обсуждать  их с детьми.

Так как игра – основной вид деятельности ребенка, то успешнее всего диалогическая речь развивается именно в разнообразных формах игр. Ребенок учится словесно обозначать тему игры, свою роль, вступать в ролевой диалог, отвечать на вопросы и задавать их соответственно принятой роли. Играя индивидуально, вести диалог с игрушками, говорить разными голосами. Во время проведения игр-драматизаций ребенок эмоционально откликается на содержание художественного произведения и охотно вступает в ролевой диалог. Например, можно использовать известные и всеми любимые сказки, в которых мало слов ведущего и много диалогов: «Колобок», «Теремок», «Кто сказал мяу?» и т.д.

Важным и одним из самых сложных является развитие диалогической речи в сюжетно-ролевых играх. Здесь, прежде всего, необходимо обратить внимание на развитие активного и пассивного словаря детей, т.к. без определенных знаний, представлений, настоящего, непринужденного общения в игре не получится. С помощью взрослого ребенок учится выделять и называть (по вопросам) последовательность действий в трудовом процессе, (например: «что задумали сшить для куклы Маши? Из чего шили платье? Что нужно для шитья? Что сделали сначала, что потом?» и т. д.) Постепенно общение между сверстниками  в такой игре становится разнообразнее, а сама игра привлекательнее для детей.

Развитие диалогической речи происходит и во всех видах занятий. Психологами доказана роль речи в становлении и развитии мышления. Связь речи и мышления двусторонняя: мышление не только находит выражение в речи, но и регулирует речевой процесс.

Так, например, математические представления у дошкольников успешнее формируются, если имеется связь между практическими действиями и речевыми выражениями способа его выполнения.

(«Как ты узнал, сколько всего..», «Что будет, если..» , «Как получилось..» и т. д.) В процессе диалога дети учатся кратко или полно отвечать на поставленные вопросы учатся рассуждать.

Также на занятиях по изодеятельности происходит общение по вопросам как изобразить тот или иной предмет, с помощью каких изобразительных средств можно передать настроение, свое отношение к событию или персонажу, как отразить фактуру поверхности предмета и т.д. Во время обсуждения дети не получают готовый ответ (педагога), а учатся рассуждать вслух, делиться своими предположениями, даже давать советы. В подобных творческих диалогах находится верное решение.

Интересными получаются диалоги во время обсуждения готовых детских работ, когда дается эмоционально-эстетическая оценка художественной деятельности. Роль педагога в данный момент скорректировать речь детей, не оставить не замеченным молчаливого, застенчивого ребенка, помочь ему правильно выразить свое отношение, доказать или объяснить  сверстникам почему ребенок думает именно так.

В любом возрасте ребенок проявляет интерес к речевому общению, как с взрослыми, так и со сверстниками. Используя этот интерес, педагог во всех режимных моментах находит место для развития речи ребенка (в частности диалогической речи)

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что развивая диалогическую речь детей, мы развиваем не только саму речь, но и мышление, а также такие качества личности, как коммуникабельность, уверенность в себе которые пригодятся им в дальнейшем. Таким образом, складываются предпосылки для вхождения детей в более широкий социум.


Литература:

1. Ушакова О. С. , Струнина Е. М. Методика развития речи  детей дошкольного возраста. - М. , Владос. 2003 г.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие диалогической речи детей на занятиях татарского языка через сюжетно-ролевые игры"

Эффективным методом развития диалогической речи на занятиях татарского языка является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений....

Консультация для педагогов «Взаимодействие с родителями» (в рамках годовой задачи «Создание условий для развития диалогической речи посредством театрализованной деятельности»).

Развитие театральной деятельности и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует и участия родителей. В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ «Методика развития детской речи в виде занятия и взаимосвязь с другими видами деятельности по писателю Толстому Алексею Николаевичу (1882-1945гг.)»

Самая большая ценность народа – его язык, на котором он говорит, пишет, думает. Вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Русские – единый восточнославянский народ, т...

Методическое сопровождение педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет: к постановке проблемы

В данной статье поднимается проблема методического сопровождения педагога в организации образовательных ситуаций по развитию диалогической речи детей 4-5 лет....

Использование театральной деятельности в развити диалогической речи детей среднего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи

Развитие речи- это целенаправленная и последовательная работа. Одной из важнейших задач на пятом году жизни является целенаправленное развитие диалогической речи. Театральная деятельность так же позво...

Консультация учителя - логопеда для педагогов ДОУ. Тема: "Формирование коммуникативной компетенции дошкольников через развитие диалогической речи"

Развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду....

Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Повышение уровня знаний  по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...