Конспект НОД в группе от 4 до 5 лет. Развитие речи.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Анкудинова Елена Владимировна

 

Конспект НОД в группе от 4 до 5 лет 

Тема: «Старичок Лесовичок».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_onr_logoritmika.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в группе от 4 до 5 лет  

Тема: «Старичок Лесовичок».

Тип образовательной деятельности: Тематическое  занятие.

Цель:

Задачи:  Образовательная: - Формирование двигательных умений и навыков; развитие координации движений и моторных функций, чувство ритма;

             Коррекционная:  Закрепить названия грибов, листьев деревьев (березы, клена, дуба); закрепить знание основных цветов – красный, желтый, зеленый. Закрепление артикуляционных позиций гласных звуков: А; У; О; И; Развитие длительного речевого выдоха; Развитие фонематического восприятия, Формирование и развитие слухового и зрительного внимания; Развитие просодической стороны речи.

               Воспитательная:Воспитание творческой активности, закреплять умение перевоплощаться.

Принципы воспитания и обучения: Принцип доступности, принцип наглядности, принцип

               деятельности, принцип диалогизации, принцип проблематизации, принцип

                индивидуализации.

Методы воспитания и обучения: Методы получения новых знаний: рассказ, беседа, объяснение, организация наблюдения, демонстрация. Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение. Методы эмоционального стимулирования:  поощрение, использование игр и игровых форм организации обучения. Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию, выстраивание игрового, приключенческого сюжета, стимулирование занимательным содержанием. Методы организации взаимодействия учащихся и накопления социального опыта: освоения элементарных норм ведения разговора, создание ситуаций совместных переживаний. Метод развития психических функций, творческих способностей, личностных  качеств  детей: постановка проблемы или создание проблемной ситуации.

Оборудование:  игрушка старичок-лесовичок, листья, грибы иллюстрации, зеркало, маленькие корзинки по количеству детей, погремушки и деревянные ложки.

Литература: « Основная общеобразовательная программа от рождения до школы», Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. – М., 2002.; Кузнецова Е.В.Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Изд.2, переработ. и доп. М. «Просвещение».

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье»

План: Этапы занятия:

1.Организационный момент.

2. Мотивационно-целевой момент.

2.1 Упражнение на развитие общей моторики

 3. Основная часть:

 3.1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.

3.2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.

3.3 Упражнение на развитии слухового внимания.

3.4 Фонетическая гимнастика

3.5. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

3.6. Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

3.7. Ритмический танец

3.8.Пальчиковая гимнастика

4. Подведение итога:

4.1. Оценка  работы детей.

                                 

                                            КОНСПЕКТ НОД

Этапы образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1.Организационный момент.

Задача: Собрать внимание детей.

Воспитатель: 

Дорогой ты, мой дружочек,

Собирайся в наш кружочек!

Дружно скажем:

 Раз – два – три

 Ты в кружочек наш беги».

Дети собираются в кружочек.

Дети встают в круг с воспитателем

2.Мотивационно- целевой момент.

Задача:Формирование положительной установки детей на участие в занятии.

2.1 Упражнение на развитие общей моторики

Ребята сегодня мы с вами отправимся на прогулку в осенний лес.

Упражнение для развития общей моторики

В лес осенний на прогулку

Приглашаю вас пойти

Интересней приключенья

Нам ребята не найти

На носочки зайка встал

По дорожке зашагал

Он на пяточках шагал

Носик к верху поднимал

Зайка прыгает и скачет

По дороге словно зайчик

По лесной сухой дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки

Ходит, бродит вдоль дорожки

Весь в иголках серый ежик

Если подкрадется волк

Превратился еж в клубок

По извилистой дорожке

К речке синей мы пришли

Постарайтесь так пройти

Чтоб с дорожки не сойти

Как лисички мы пойдем

Аккуратненько пройдем

Листья осенние тихо кружатся

Листья нам под ноги тихо ложатся

       

Ходьба по залу под марш с хлопками

Ходьба на носочках

Ходьба на пятках

Прыжки на двух ногах

на месте

Ходьба топотушками

Присесть, обхватив колени, нагнув голову

 

Ходьба по извилистой дорожке

Имитация ходьбы лисички

(ходьба между цветочков)

Бег на носочках

Покружились,   присели.

3.Основная часть.

3.1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.

3.2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.

3.3 Упражнение на развитии слухового внимания.

 

3.4Фонетическая гимнастика

3.5. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

3.6 Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

3.7 Ритмический танец

3.8.Пальчиковая гимнастика

1. Упражнение на развитие мышечного тонуса.

«Мы оказались в осеннем лесу. Давайте посмотрим, как тут красиво!

1) Поворачиваем голову вправо, влево. А теперь подняли голову вверх, опустили, смотрим под ноги – вниз, и опять вверх, вниз.

2) Одновременно поднимание и опускание обоих плеч под спокойную музыку на четыре счета.

3) Заходи в осенний лес. - Повороты влево - вправо:

Много здесь вокруг чудес.

4) Вот березки золотые стоят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

Вот осинки листвой шелестят - Поднять руки вверх с поворотом влево;

5) Под листвою у маслят - присели руки над головой

Только шапочки блестят, - сплели пальчики.

2. Упражнение на развитие мимических мышц лица.

«Набежали серые тучи. - Нахмурили брови.

Вдруг небо стало светлеть. Удивились и подняли брови вверх.

Яркое солнышко выглянуло – обрадуйтесь и улыбнитесь.

Прищуримся и посмотрим на солнышко вот так: оба глаза.- (глазодвигательная гимнастика 4 -5 раз)

Зажмуриться и открыть глаза.

3. Упражнение на развитии слухового внимания.

1. Игра: «Гриб, дерево, кочка».

Л. – А сейчас мы поиграем в игру, где надо быть очень внимательными.

Если вы услышите команду: - гриб

Вы должны остановиться поднять руки над головой и соединить их, сделать шляпку гриба. ( показ логопедом позы)

Если услышите команду: - дерево

Вы должны встать прямо, поднять руки вверх. ( показ логопедом позы)

А когда услышите команду: - кочка

Вы приседаете, обхватив колени, опустив голову. ( показ логопедом позы)

2. Упражнение на координацию слова и движения

«Хитрые грибы»

Увела меня дорожка

 

От крылечка в лес густой

Я не малое лукошко,

Я корзинку взял с собой.

 

Я заглядывал под кочки,

Под березовые пни

Ох, и хитрые грибочки!

Где же прячутся они?..

3. Фонетическая гимнастика

Ах сколько грибов выросло в лесу. Ой, как мы рады им, покажите ребята.

1. карточка звук [А]

- Вот какой боровик порадуемся ему.

Интонация радости.

И.П. - Стоя, руки вытянуты вперед собой. Развели руки в стороны.

Ротик открыли широко, губы - окошко круглое, большое; воздух выходит свободно, горлышко поет - А-А-А-А

Присели на корточки, обхватили руками, колени голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

2. Карточка звук [О]

- Ой, сколько опят на пеньке сидят.

Интонация удивления.

И.П. -- Стоя, руки в низу. Поднимаем руки через стороны вверх

Ротик открыли, окошко овальное, воздух выходит свободно, горлышко поет - О-О-О-О-О

Присели на корточки, обхватили руками колени, голову наклонили к коленкам «спрятались» - 3 раза.

3. Карточка звук [У]

- А это что за гриб красивый, с красной шляпкой с белыми пятнами?

Дети: - мухомор, он ядовитый.

Интонация угрозы.

И.П. - Руки согнуты на уровне груди. Ладошки повернуты от себя. Давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз. Губы вытянули вперед трубочкой, горлышко поет - У-У-У-У-У

4. Карточка звук [И]

- Это кто на рыжей ножке к солнцу шляпку повернул?

Дети: - лисичка.

Интонация радости и удивления.

И.П. – Руки согнуты перед грудью, указательные пальцы направленны вверх, остальные сжаты в кулачки. Встают на носочки, поднимают руки высоко над головой, тянутся вверх. Губки растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, воздух выходит свободно, горлышко поет - И-И-И-И-И.

3. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и голоса.

Артикуляционная гимнастика, стоя перед зеркалом.

Последние теплые лучики солнышка улыбаются нам в окно.

- Покажите, какое солнышко круглое. Упр. «Окошко»- 3-4 раза.

- Улыбнулись солнышку. Упр. «улыбка» -3-4 раза.

- Сыграем солнышку на дудочке. Упр. «дудочка» - 3-4 раза.

- Положите язычок на крылечко, пусть он погреется на солнышке. Давайте пошлепаем его: - пя-пя-пя-пя

4. Развитие певческого диапазона голоса, музыкального слуха и развития мимики лица.

Игра – «Эхо».

Дети мы сейчас в лесу – дружно покричим АУ!

Никто не отзывается

Лишь эхо откликается

Давайте подойдем к Елене Георгиевне и распоемся.

5. Распевка «АУ» Т. Овчинникова «Пение и логопедия».

А кто это к нам из леса вышел? Это дядюшка АУ старичок-лесовичок.

6. Песенка «Веселый старичок» муз. Г. Портного.

- Выходите в круг скорей спойте песню веселей.

7. Ритмический танец: « У меня - у тебя» (с ложками и погремушками)

Дядюшка АУ принес с собой деревянные ложки и погремушки и предлагает станцевать.

8. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Посмотрите, какой красивый ковер из листочков. Какого они цвета?

- красные, желтые, зеленые.

- А с каких деревьев они упали?

- Клена, березы и дуба.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя

листья осины

листики дуба мы соберем

Маме осенний букет принесем.

Ладони ребром друг к другу движения вперед назад.

Руки полочкой, показ рукой далеко вперед

Сложить ладошки корзинкой

Соединить пальцы в замок, вытянуть руки вперед слегка согнутые в локтях.

Приседаю, заглядывая под воображаемые пни

Грозят пальчиком

Разводят руки в стороны, удивляясь.

Собираем пальчики

Хлопаем в ладошки, кулачками

Поочередно собираем пальчики

Хлопают в ладоши

4. Подведение итогов

Задачи:

4.1. Оценка работы детей

9. Подвижная игра «Соберем листочки в корзинки»

Старичок - лесовичок предлагает поиграть в игру. Раздает детям корзинки

Логопед поочереди говорит каждому ребенку, какие листья он будет собирать. (дети под спокойную музыку собирают листочки).

10. Итог занятия.

Пора ребята нам возвращаться из леса. Давайте на прощание расскажем старичку – лесовичку, что мы видели в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в группе раннего возраста по развитию речи "Смотрит солнышко в окошко"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности«Утром солнышко проснулось» для детей группы раннего возраста Подготовила: Печикина Фирдавус Нажибаковна, воспитатель первой квали...

Конспект НОД в группе раннего возраста по развитию речи Тема: «Домашние животные и их детёныши»

Цель занятия: - развитие всех компонентов устной речи детей,- развитие познавательного интереса к окружающему миру,- обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах.Задачи:- форми...

Конспект ООД в группе раннего возраста по развитию речи «Занимательная полянка»

Конспект ООД в группе раннего возраста по развитию речи «Занимательная полянка»Цель:развитие сенсорных эталонов.Задачи:сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.&bu...