Выступление на педсовете. Развитие познавательно-речевой активности дошкольников в ходе исследовательской деятельности.
консультация по теме

Бычкова Светлана Васильевна

   Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи. Не бойтесь того, что ребёнок будет ведущим, а вы – ведомым. Вас может удивить его «познавательный голод» и та скорость, с которой он учится. Всё время меняйте информацию, давайте новое. Снабжайте его знаниями так же, как вы снабжаете его пищей. В этом и таится секрет обучения маленьких детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedsovet.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

       Дети по природе своей исследователи. Любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

       У детей нашей группы  наблюдается ярко выраженный интерес к новому,  желание узнавать больше об окружающем их мире. Ребёнок познает мир в процессе деятельности, но именно в исследовательской деятельности получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.

       Поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.  В ходе исследовательской деятельности задача воспитателя состоит в том, чтобы научить детей последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.  Для этого мы используем в работе:

  • художественное слово (чтение отрывков из художественных произведений, загадки, стихи, считалки, народные приметы);
  • театрализованная деятельность (встреча с волшебником, путешествия);
  • рассказы;
  • беседы;
  • решение проблемных ситуаций;
  • наблюдения;
  • игры (дидактические, словесные и др.).

        Большой выбор детских энциклопедий различной тематики «Мир вокруг нас», «Тайны природы», «Отчего и почему?»,  «Домашние питомцы», «Насекомые», «Человек» и др. Развивающие игры «Найди и угадай», «Земля и ёё обитатели», «Во саду ли, в огороде», «Собираем урожай»,  «По грибы», «В мире животных» дают ребятам возможность пополнить запас знаний, проявить свои интересы, предпочтения, «выговориться». Беседы по картинкам «Уроки экологии», «Двенадцать месяцев» содержат различный материал: поисковые вопросы, задания, образцы устного народного творчества.                                                                                                                                В группе есть детская лаборатория, где дошкольники учатся формулировать четкие выводы и определения в ходе экспериментов. Учатся рассуждать, задавать вопросы и обращаться с просьбами: «Как это сделать? Давайте посмотрим, что будет, если…». Тем самым у детей развивается диалогическая, монологическая речь, речь – рассуждение. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети  знакомятся с родственными, противоположными и близкими связями, передаваемые сравнительными оборотами, образными выражениями и обобщающими словами. Учатся осознанно включать в свою речь новые слова. В процессе знакомства со свойствами предметов и явлений развивается и обогащается словарь. Особый интерес у воспитанников группы вызвали занятия  «Где живут Злючки Грязючки?», « Цветные льдинки-холодинки»,  «В руках детворы воздушные шары».                                                 Не бойтесь того, что ребёнок будет ведущим, а вы – ведомым. Вас может удивить его «познавательный голод» и та скорость, с которой он учится. Всё время меняйте информацию, давайте новое. Снабжайте его знаниями так же, как вы снабжаете его пищей. В этом и таится секрет обучения маленьких детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете: «Развитие экспериментальной деятельности в старшей группе на занятиях по экологическому воспитанию»

Основные направления работы:Формирование осознанного правильного отношения к природным объектам и явлениям.Обучение основам экспериментирования и исследования на примере различных материалов и п...

Выступление из опыта работы на МО на тему: «Развитие познавательной активности детей посредством исследовательской деятельности».

В современном мире свою актуальность имеет развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста, так как на каждом возрастном этапе ребенок неизбежно сталкивается с чем-то новым, и когда ма...

Консультация для родителей по ОБЖ "Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии"

«Познавательно-речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность по экологии».Основными формами работы по экологическому воспитанию дошкольников являются:самостоятельное наблюдениепр...

Выступление на педсовете: "Развитие познавательной активности при помощи мелкой моторики".

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит и познаёт ребенок. «Ум ребенка ...

Конспект занятия познавательно речевое развитие детей через детскую исследовательскую деятельность « Путешествие капельки»

Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, а так же отстаивать свое мнение, доказывать свою правоту...