Проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"
проект по развитию речи по теме

       Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах,   Из опроса родителей, проводимого в начале учебного года, проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители  служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.

Поэтому, в  ДОУ был разработан проект «Дорожная азбука для детей и взрослых».

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: безопасность дошкольников на дорогах и улицах.

Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволяет выявить основные причины дорожных нарушений:

  • пассивность и безучастность взрослых в вопросах безопасности детей на дорогах;
  • отсутствие навыков безопасного поведения на дорогах при сформированных знаниях правил дорожного движения;
  • однотипность и традиционность используемых воспитателями методов и приемов обучения и воспитания детей правилам безопасного поведения на дорогах;
  • отсутствие регулярного взаимодействия с ГИБДД по пропаганде знаний правил дорожного движения  среди родителей.    

Исходя из этого, можно сделать вывод, что  только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Цель проекта: Организовать эффективное взаимодействие  по обеспечению безопасности дорожного движения  среди детей, родителей и педагогов.

Задачи:

1.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством их обучения правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.

2. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях  движения на улице  через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

3. Проведение активной пропаганды безопасности дорожного движения среди родителей ДОУ, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей безопасному поведению на дорогах.

4. Налаживание систематического взаимодействия МБДОУ и ГИБДД.

Участник проекта

-Воспитанники ДОУ

-Родители

-Педагоги

- Сотрудники ГИБДД

Проект долгосрочный: учебный год

Этапы реализации проекта

 

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

1

2

3

4

I Подготовительный
(сбор информации по проблеме)

Изучение нормативно-правовой базы

 

Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности

Анкетирование родителей по проблеме

 

Тестирование педагогов

 

 

“Банк идей” (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)

 Обоснование, предсказания путей реализации проекта

Сентябрь 2012

 

Октябрь 2012

 

 

Октябрь 2012

 

Сентябрь 2012

 

Сентябрь-Ноябрь 2012

 

 

 

Заведующая

 

 

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

 

 

Педагоги

 

 

 Ст.воспитатель

 

 

 Ст.воспитатель

II Основной           (практический)

Обеспечение условий для реализации проекта.

 

 Внедрение в образовательный процесс эффективных методик обучения детей безопасному поведению на дороге.

 Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ

 “Родительский всеобуч” (просвещение родителей по вопросам ПДД)

 Организация работы обучающего семинара для педагогов

 Реализация комплексной программы  «Безопасность»

В ходе    реализации проекта

Сентябрь

2012

 

  В ходе   реализации проекта

  Сентябрь – ноябрь

 В ходе    реализации проекта

 В ходе    реализации проекта

Заведующая

 

 

 Педагоги

 

  Педагоги

 

 Ст.воспитатель

педагоги

 

Педагоги

III  Заключительный (аналитический)

Презентация проекта на городском конкурсе «Зелёный огонёк».

 Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

 Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем

Апрель 2013

 

 Май 2013

 

 Ст.воспитатель

 

 Ст.воспитатель

 

 

За счет чего мы планируем добиться положительных результатов?

Это, прежде всего кадровый потенциал. 

Внешние ресурсы, которые включают в себя: периодическую печать, интернет,

Использование опыта педагогов  других  ДОУ.

И внутренние ресурсы: это потенциал нашего дошкольного учреждения, так же привлекаем к участию  родителей воспитанников.

Для успешной реализации проекта необходимо материально-техническое обеспечение, создание предметно-развивающей среды, что включает в себя:

1.Пополнение методического   обеспечения образовательного процесса

2.Наличие необходимого дидактического материала

3.Уголки безопасности в группах

4.Реконструкция совместно с родителями“Дорожки безопасности” на территории ДОУ

 Показатели результативности

 

 Анализ условий

Внешние ресурсы

Внутренние ресурсы

Кадровый потенциал

Периодическая печать

Интернет

Педагоги  других  ДОУ

- Педагоги МДОУ

- Специалисты

- Родители

Материально-техническое        обеспечение

Реконструкция

“Дорожки

безопасности”

на территории ДОУ

 

Наличие необходимого

дидактического

материала

Пополнение методического   обеспечения воспитательно-образовательного процесса

Уголки безопасности в группах

Специальные      службы

ГИБДД,

Специалисты ДОУ

 

 

Работа по реализации проекта ведётся в трёх направлениях, это:

  • Работа с воспитанниками;
  • Работа с родителями;
  • Работа с педагогами.

  Работа с воспитанниками осуществляется  по перспективным планам,  составленными на основе программы « Безопасность» Стёркиной   Авдеевой с учетом возрастных особенностей детей в каждой возрастной группе.Так как программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста,  возникла необходимость расширить  содержание программы, включая занятия по формированию навыков безопасного поведения у воспитанников младшего дошкольного возраста.

Организация работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает в себя:

  • реализацию программы « Безопасность»;
  • организованные формы обучения на занятиях;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • экскурсии и наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • конструирование;
  • изобразительная деятельность;
  • игра;
  • встречи с инспектором ГИБДД;
  • досуги и развлечения;

Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, использовались следующие формы работы:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • родительские собрания, с привлечение инспекторов ГИБДД;
  • совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
  • изучение опыта семейного воспитания «Воспитание грамотного пешехода»;
  • выставка рисунков, плакатов по ПДД;

Повышая уровень профессиональной компетентности педагогов по проблеме, мы провели тестирование знаний педагогов по методике обучения воспитанников правилам дорожного движения, исходя из этого, составили тематический план работы «Школа педагогов», куда были включены следующие формы работы с педагогами:

  • Занятия обучающего семинара “Дорожный калейдоскоп”.
  • Консультирование педагогов  по проблеме.
  • Выставка игровых и дидактических пособий.
  • Презентация материалов для родителей.
  • Научно-методическое обеспечение педагогов.
  • Разработка критериев, диагностических карт для детей по ПДД.
  • Отчет воспитателей о ходе реализации проекта.

                               

 

 

 

 

 

 

  План работы по реализации проекта

 

        Содержание мероприятий

Ответственный

Срок исполнения

I.Учебно – методическое обеспечение

 

1

Приобретение методической литературы, плакатов по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения

 Ст.воспитатель

В течение года

2

Пополнение «Дорожной библиотеки», подбор литературы, информационных документов по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма

Ст.воспитатель

 Воспитатели

Февраль

3

Пополнение  каталога пословиц и поговорок «Азбука безопасности», картотеки «Дети и дорога»

Ст.воспитатель

 Воспитатели

В течение года

II. Работа с педагогическими работниками

1

Консультация «Нормативно – правовая база по Правилам дорожного движения»

 Ст.воспитатель

Сентябрь

2

 

 

2.1

Продолжать работу «Школы педагога» с воспитателями:

 Консультация «Меры профилактики дорожно-транспортных происшествий во время  сопровождения воспитанников  при их передвижении пешком и на транспортных средствах»

 

 

Ст.воспитатель

 

 

 

 

 Сентябрь

2.2

 

Консультация « Типичные ошибки  при обучении детей ПДД»

Ст.воспитатель

Октябрь

2.3

 

 

 

 

2.4

 

2.5 

 

Консультация

«Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»

 

«Основные причины ДТП, сводка ГИБДД»

«Типичные травмы у детей при ДТП и оказание первой доврачебной медицинской помощи»

 Консультация «Организация и методика проведения целевых прогулок»

 Ст.воспитатель

 

 

 

Инспектор ГИБДД

 Медсестра

 

 Ст.воспитатель

 

Октябрь

 

 

 Январь

 Февраль

 

 Апрель

3

Оформление  выставок методической литературы и пособий: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Ст.воспитатель

 Январь

III.Работа с родителями

1

Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях 

Воспитатели

Январь - февраль

2

Оформление папок-передвижек под рубриками:

«Дорожные важности»

«Будьте внимательны на улице»

«Наши лучшие друзья – правила движения»

«Научите ребенка различать дорожные знаки»

Воспитатели

 В течение года

3

Консультации для родителей:

«Главные уроки воспитания пешехода»

«Три «закона» безопасности пешехода на дороге»

«Что должен знать ребенок о ПДД»

 «Правила дорожного движения для малышей»

«Азы дороги – малышам»

«Как переходить улицу с детьми»

«Учимся быть пешеходами»

«Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге»

«Когда начинать рассказывать ребенку о дорожных опасностях»

 «Что читать детям по ПДД»

«Я и мой ребенок на улицах города»

«Будьте бдительны на улицах города»

 

«Научите ребенка различать дорожные знаки»

  «Мой путь в школу»

«Правила дорожного движения»

«Правила поведения при сезонных изменениях погоды»

«Советы родителям будущих первоклассников от ГИБДД»

Воспитатели

младших групп

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

старших и подготовительных групп

 

 В течение года

4

 

 

Выпуск  листовок, буклетов и стенгазет для родителей:

«Дорожная азбука»

«Будь примером в соблюдении правил дорожного движения»

«Родителям и детям о ПДД»

«Три закона пешехода на дороге» 

«Поведение взрослых на улице – пример для малышей»

«Водитель-дорога- дети»

«Как научить ребенка безопасному поведению на улице»

«Правила безопасного поведения на проезжей части»

«Ребенок и автомобиль»

Фотомонтаж «Светофорик – наш друг»

Фотомонтаж «Я – пешеход»

Фотомонтаж «Большой мир»

Воспитатели

Ответственный за организацию работы по профилактике ДДТТ

В течение года

 

 

5

Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах города»

Воспитатели

Сентябрь

Май

 

 

Совместное изготовление макетов «Наша улица», «Улицы, по которым мы ходим» атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм

Воспитатели, члены родительского комитета

В течение года

7

Изучение опыта работы семей

Воспитатели

В течение года

IV.Работа с воспитанниками

1

Организация изучения Правил дорожного движения с воспитанниками согласно образовательной программы

Воспитатели

В течение года

2

 Проведение бесед:

«Знаки вокруг нас»

«Твой приятель – светофор»

«Зачем нужны дорожные знаки»

«Наш город»

«Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад»

«Мы – пассажиры»

«Мы – пешеходы»

«Красный, желтый, зеленый»

«Основные части улицы»

«Правила поведения в общественном транспорте»

 «Транспорт»

«Улица»

«Светофор»

«Транспорт на нашей улице»

«Мы в автобусе»

«Пешеходный переход»

«Наши верные друзья – светофоры»

«Дорога не место для игр»

 Воспитатели старших и подготовительных групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели младших групп

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В течение года

3

Проведение с воспитанниками  тематических досугов и развлечений

 «Экскурсия по осеннему городу»

  «Зеленый, желтый, красный» встреча с инспектором ГИБДД

КВН «Дорожная математика»

  Игра-путешествие «Светофорик и дорога»

 Тематическое развлечение «Наш друг – светофор»

 Викторина «Наша улица»

 Сказка – игра «Азбука пешехода»

 Игра – путешествие «Большая прогулка»

 «Помни правила дорожного движения»

 Развлечение по ПДД «Машина времени»

 Ст.воспитатель

Подготовительные группы

 

 Старшие группы

 

 

 

Младшие группы

 

Старшие группы

 

Старшие группы

 

 

 

 

Октябрь

 Ноябрь

 Декабрь

 Январь

 Март

  

Май

 

Май

4

Проведение тематической недели по безопасности дорожного движения

 Ст.воспитатель

Апрель

5

Постановки кукольного спектакля

«Происшествие в лесу» Подготовительная группа 

Воспитатели

Муз.руководители

 Январь

 

6

Просмотр видеофильмов

 «Уроки безопасности дорожного движения» 

 Ст.воспитатель

Май

7

Организация встреч с работниками ГИБДД  «ГИБДД – детям»

  Ст.воспитатель

Ноябрь

8

Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода»

Воспитатели

В течение года

9

Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения

  Ст.воспитатель

Июнь

10

Пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение» по Правилам дорожного движения

Воспитатели

В течение года

11

Изготовление учебно – дидактических пособий ( дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты)

Воспитатели

В течение года

12

Акции «Дети – детям» по взаимодействию старших и младших дошкольников, «Водитель, сохрани мне жизнь!»

 Ст.воспитатель

Февраль

                                                    V. Конкурсы

1

Конкурс детских рисунков по Правилам дорожного движения 

 Ст.воспитатель

март 

2

Конкурс поделок «Мой микрорайон»

Воспитатели

апрель

      

 

 

Таким образом, в результате реализации проекта мы получим следующие  результаты:

- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;

- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения,  но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.

 - создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с  родителями, ГИБДД ответственными за безопасность дорожного движения.

- повышение квалификации педагогов  ДОУ

Ожидаемый  результат:

В ДОУ налажено эффективное взаимодействие с  родителями и ГИБДД , ведётся планомерная работа  по привитию воспитанникам правил безопасного поведения на дорогах.

         Таким образом,  в результате реализации проекта  обеспечена эффективная организация деятельности ДОУ по профилактике ДДТТ, основанная на сотрудничестве с  родителями и другими учреждениями и организациями, ответственными за  безопасность дорожного движения.

Показатели результативности:

Сравнительная диагностика знаний  воспитанников по ПДД  октябрь 2012- март 2013г. 

    Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.

В результате проводимой работы  с родителями  повысился  процент заинтересованности  родителей проблемой детского дорожно - транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными  участниками  проекта.

По результатам анкетирования на начало учебного года заинтересованность в вопросах обучения безопасности детей на дорогах составляло 22%, активность родителей в обучении ПДД составляло 44% , в марте месяце заинтересованность 54% активность 69%.

 Список используемой литературы

  1. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
  2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева  «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  3.  Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.».: Просвещение, 2007.
  4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
  5. Храмцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
  7. Л.Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», -  Волгоград, « Корифей», 2009.
  8. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Тритий рим», 2007
  9. Ф.С. Майорова  « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005

 

Анкета для родителей  «Я и мой ребенок на улице города»

 Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении ваших детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, ответьте, на вопросы предлагаемого теста.

 1. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) до трех лет;    б) еще до школы;      в) в школе;  г)  с 10 лет?

2 Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:

       а) готовы     б)не готовы;        г)возможно?

3. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:

a)     действую, как мне удобнее и быстрее;   б)стараюсь соблюдать;    в) всегда соблюдаю.

 4.Есть ли в семье автомобиль:

a)     да;      б)нет.

 5. При поездке на автомобиле, где обычно сидит ваш ребенок-дошкольник:

a) на переднем сиденье;      б)стоит позади передних кресел      в)сидит на заднем сиденье;

г) сидит в авто кресле на заднем сиденье.

 6. Как обычно вы общаетесь с ребенком на тему безопасности на дороге:

   a) говорю, чтобы был внимателен на дороге;        б) обсуждаем маршрут движения;

    в) ребенку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД в детском саду?

 7. Как вы знакомите ребенка с ПД:
a) в форме игры;        б) в форме советов и предостережений?

 8. Есть ли у вас необходимая литература, игры по данной теме

a) есть;      б) нет?

 9. Обучение детей правилам безопасности на дороге-этозадачав первую очередь:

a) ГИБДД;          б) детского сада;         в) родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pdd.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект на тему:

«Дорожная азбука для детей и взрослых»

                                                                                            Выполнила: старший воспитатель

                                                                                            МБДОУ детский сад №1 «Колосок»

                                                                                            Каримуллина Тензиле Ринатовна

с.Комсомольское-2013

       Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать родитель, но, как правило, родители имеют смутное представление о том, как научить ребенка безопасному поведению на дорогах,   Из опроса родителей, проводимого в начале учебного года, проблема безопасности дорожного движения волнует родителей, однако не все родители  служат образцом примерного поведения на дорогах, в силу своей занятости сами частенько нарушают правила дорожного движения. Знания о правилах дорожного движения, дают детям не регулярно от случая к случаю и не в полном объёме.

Поэтому, в  ДОУ был разработан проект «Дорожная азбука для детей и взрослых».

Данный проект разработан в силу особой актуальности проблемы: безопасность дошкольников на дорогах и улицах.

Анализ статистических данных, проведенный совместно с сотрудниками ГИБДД, позволяет выявить основные причины дорожных нарушений:

  • пассивность и безучастность взрослых в вопросах безопасности детей на дорогах;
  • отсутствие навыков безопасного поведения на дорогах при сформированных знаниях правил дорожного движения;
  • однотипность и традиционность используемых воспитателями методов и приемов обучения и воспитания детей правилам безопасного поведения на дорогах;
  • отсутствие регулярного взаимодействия с ГИБДД по пропаганде знаний правил дорожного движения  среди родителей.    

Исходя из этого, можно сделать вывод, что  только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

Проект предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения педагогов, просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД в ходе реализации проекта способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.

Цель проекта: Организовать эффективное взаимодействие  по обеспечению безопасности дорожного движения  среди детей, родителей и педагогов.

Задачи:

1.Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов посредством их обучения правилам дорожного движения и методике проведения занятий по привитию ребенку приемов его безопасного поведения на дороге.

2. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях  движения на улице  через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

3. Проведение активной пропаганды безопасности дорожного движения среди родителей ДОУ, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей безопасному поведению на дорогах.

4. Налаживание систематического взаимодействия МБДОУ и ГИБДД.

Участник проекта

-Воспитанники ДОУ

-Родители

-Педагоги

- Сотрудники ГИБДД

Проект долгосрочный: учебный год

Этапы реализации проекта

Этапы

Содержание работы

Срок

Ответственный

1

2

3

4

I Подготовительный
(сбор информации по проблеме)

Изучение нормативно-правовой базы

 

Педагогическая оценка результатов диагностики, прогноз результативности

Анкетирование родителей по проблеме

 

Тестирование педагогов

 

 

“Банк идей” (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)

 Обоснование, предсказания путей реализации проекта

Сентябрь 2012

 

Октябрь 2012

 

 

Октябрь 2012

 

Сентябрь 2012

 

Сентябрь-Ноябрь 2012

 

 

 

Заведующая

 

 

Ст.воспитатель

Ст.воспитатель

 

 

Педагоги

 

 

 Ст.воспитатель

 

 Ст.воспитатель

II Основной           (практический)

Обеспечение условий для реализации проекта.

 

 Внедрение в образовательный процесс эффективных методик обучения детей безопасному поведению на дороге.

 Совершенствование предметно-развивающей среды в ДОУ

 “Родительский всеобуч” (просвещение родителей по вопросам ПДД)

 Организация работы обучающего семинара для педагогов

 Реализация комплексной программы  «Безопасность»

В ходе    реализации проекта

Сентябрь

2012

 

  В ходе   реализации проекта

  Сентябрь – ноябрь

 В ходе    реализации проекта

 В ходе    реализации проекта

Заведующая

 

 

 Педагоги

 

  Педагоги

 

 Ст.воспитатель

педагоги

 

Педагоги

III  Заключительный (аналитический)

Презентация проекта на городском конкурсе «Зелёный огонёк».

 Анализ и обработка результатов по реализации проекта.

 Внесение дополнений, поправок в случае нерешенных или побочных проблем

Апрель 2013

 

 Май 2013

 

 Ст.воспитатель

 Ст.воспитатель

За счет чего мы планируем добиться положительных результатов?

Это, прежде всего кадровый потенциал. 

Внешние ресурсы, которые включают в себя: периодическую печать, интернет,

Использование опыта педагогов  других  ДОУ.

И внутренние ресурсы: это потенциал нашего дошкольного учреждения, так же привлекаем к участию  родителей воспитанников.

Для успешной реализации проекта необходимо материально-техническое обеспечение, создание предметно-развивающей среды, что включает в себя:

1.Пополнение методического   обеспечения образовательного процесса

2.Наличие необходимого дидактического материала

3.Уголки безопасности в группах

4.Реконструкция совместно с родителями“Дорожки безопасности” на территории ДОУ

 Показатели результативности

 Анализ условий

Внешние ресурсы

Внутренние ресурсы

Кадровый потенциал

Периодическая печать

Интернет

Педагоги  других  ДОУ

- Педагоги МДОУ

- Специалисты

- Родители

Материально-техническое        обеспечение

Реконструкция

“Дорожки

безопасности”

на территории ДОУ

 

Наличие необходимого

дидактического

материала

Пополнение методического   обеспечения воспитательно-образовательного процесса

Уголки безопасности в группах

Специальные      службы

ГИБДД,

Специалисты ДОУ

Работа по реализации проекта ведётся в трёх направлениях, это:

  • Работа с воспитанниками;
  • Работа с родителями;
  • Работа с педагогами.

  Работа с воспитанниками осуществляется  по перспективным планам,  составленными на основе программы « Безопасность» Стёркиной   Авдеевой с учетом возрастных особенностей детей в каждой возрастной группе.Так как программа рассчитана на воспитанников старшего дошкольного возраста,  возникла необходимость расширить  содержание программы, включая занятия по формированию навыков безопасного поведения у воспитанников младшего дошкольного возраста.

Организация работы с воспитанниками по формированию навыков безопасного поведения на дорогах включает в себя:

  • реализацию программы « Безопасность»;
  • организованные формы обучения на занятиях;
  • совместная деятельность взрослого и ребенка;
  • самостоятельная деятельность детей;
  • экскурсии и наблюдения;
  • чтение художественной литературы;
  • конструирование;
  • изобразительная деятельность;
  • игра;
  • встречи с инспектором ГИБДД;
  • досуги и развлечения;

Взаимодействие с родителями осуществляется планомерно, использовались следующие формы работы:

  • анкетирование;
  • памятки и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
  • консультационный материал “Дошкольник и дорога”;
  • папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
  • родительские собрания, с привлечение инспекторов ГИБДД;
  • совместное изготовление макетов, атрибутов к сюжетно-ролевым играм;
  • конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей;
  • изучение опыта семейного воспитания «Воспитание грамотного пешехода»;
  • выставка рисунков, плакатов по ПДД;

Повышая уровень профессиональной компетентности педагогов по проблеме, мы провели тестирование знаний педагогов по методике обучения воспитанников правилам дорожного движения, исходя из этого, составили тематический план работы «Школа педагогов», куда были включены следующие формы работы с педагогами:

  • Занятия обучающего семинара “Дорожный калейдоскоп”.
  • Консультирование педагогов  по проблеме.
  • Выставка игровых и дидактических пособий.
  • Презентация материалов для родителей.
  • Научно-методическое обеспечение педагогов.
  • Разработка критериев, диагностических карт для детей по ПДД.
  • Отчет воспитателей о ходе реализации проекта.

                               

  План работы по реализации проекта

        Содержание мероприятий

Ответственный

Срок исполнения

I.Учебно – методическое обеспечение

 

1

Приобретение методической литературы, плакатов по ознакомлению детей с Правилами дорожного движения

 Ст.воспитатель

В течение года

2

Пополнение «Дорожной библиотеки», подбор литературы, информационных документов по профилактике детского дорожно–транспортного травматизма

Ст.воспитатель

 Воспитатели

Февраль

3

Пополнение  каталога пословиц и поговорок «Азбука безопасности», картотеки «Дети и дорога»

Ст.воспитатель

 Воспитатели

В течение года

II. Работа с педагогическими работниками

1

Консультация «Нормативно – правовая база по Правилам дорожного движения»

 Ст.воспитатель

Сентябрь

2

 

 

2.1

Продолжать работу «Школы педагога» с воспитателями:

 Консультация «Меры профилактики дорожно-транспортных происшествий во время  сопровождения воспитанников  при их передвижении пешком и на транспортных средствах»

 

 

Ст.воспитатель

 

 

 

 Сентябрь

2.2

 

Консультация « Типичные ошибки  при обучении детей ПДД»

Ст.воспитатель

Октябрь

2.3

 

 

 

 

2.4

 

2.5 

 

Консультация

«Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»

 

«Основные причины ДТП, сводка ГИБДД»

«Типичные травмы у детей при ДТП и оказание первой доврачебной медицинской помощи»

 Консультация «Организация и методика проведения целевых прогулок»

 Ст.воспитатель

 

 

Инспектор ГИБДД

 Медсестра

 

 Ст.воспитатель

 

Октябрь

 

 

 Январь

 Февраль

 

 Апрель

3

Оформление  выставок методической литературы и пособий: «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма»

Ст.воспитатель

 Январь

III.Работа с родителями

1

Обсуждение вопроса о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на родительских собраниях 

Воспитатели

Январь - февраль

2

Оформление папок-передвижек под рубриками:

«Дорожные важности»

«Будьте внимательны на улице»

«Наши лучшие друзья – правила движения»

«Научите ребенка различать дорожные знаки»

Воспитатели

 В течение года

3

Консультации для родителей:

«Главные уроки воспитания пешехода»

«Три «закона» безопасности пешехода на дороге»

«Что должен знать ребенок о ПДД»

 «Правила дорожного движения для малышей»

«Азы дороги – малышам»

«Как переходить улицу с детьми»

«Учимся быть пешеходами»

«Легко ли научить ребенка правильно вести себя на дороге»

«Когда начинать рассказывать ребенку о дорожных опасностях»

 «Что читать детям по ПДД»

«Я и мой ребенок на улицах города»

«Будьте бдительны на улицах города»

 

«Научите ребенка различать дорожные знаки»

  «Мой путь в школу»

«Правила дорожного движения»

«Правила поведения при сезонных изменениях погоды»

«Советы родителям будущих первоклассников от ГИБДД»

Воспитатели

младших групп

 

 

 

 

 

 

Воспитатели

старших и подготовительных групп

 

 В течение года

4

 

 

Выпуск  листовок, буклетов и стенгазет для родителей:

«Дорожная азбука»

«Будь примером в соблюдении правил дорожного движения»

«Родителям и детям о ПДД»

«Три закона пешехода на дороге» 

«Поведение взрослых на улице – пример для малышей»

«Водитель-дорога- дети»

«Как научить ребенка безопасному поведению на улице»

«Правила безопасного поведения на проезжей части»

«Ребенок и автомобиль»

Фотомонтаж «Светофорик – наш друг»

Фотомонтаж «Я – пешеход»

Фотомонтаж «Большой мир»

Воспитатели

Ответственный за организацию работы по профилактике ДДТТ

В течение года

 

 

5

Анкетирование родителей «Я и мой ребенок на улицах города»

Воспитатели

Сентябрь

Май

 

 

Совместное изготовление макетов «Наша улица», «Улицы, по которым мы ходим» атрибутов к подвижным и сюжетно-ролевым играм

Воспитатели, члены родительского комитета

В течение года

7

Изучение опыта работы семей

Воспитатели

В течение года

IV.Работа с воспитанниками

1

Организация изучения Правил дорожного движения с воспитанниками согласно образовательной программы

Воспитатели

В течение года

2

 Проведение бесед:

«Знаки вокруг нас»

«Твой приятель – светофор»

«Зачем нужны дорожные знаки»

«Наш город»

«Какие дорожные знаки встречаются тебе по дороге в детский сад»

«Мы – пассажиры»

«Мы – пешеходы»

«Красный, желтый, зеленый»

«Основные части улицы»

«Правила поведения в общественном транспорте»

 «Транспорт»

«Улица»

«Светофор»

«Транспорт на нашей улице»

«Мы в автобусе»

«Пешеходный переход»

«Наши верные друзья – светофоры»

«Дорога не место для игр»

 Воспитатели старших и подготовительных групп

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатели младших групп

 

В течение года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 В течение года

3

Проведение с воспитанниками  тематических досугов и развлечений

 «Экскурсия по осеннему городу»

  «Зеленый, желтый, красный» встреча с инспектором ГИБДД

КВН «Дорожная математика»

  Игра-путешествие «Светофорик и дорога»

 Тематическое развлечение «Наш друг – светофор»

 Викторина «Наша улица»

 Сказка – игра «Азбука пешехода»

 Игра – путешествие «Большая прогулка»

 «Помни правила дорожного движения»

 Развлечение по ПДД «Машина времени»

 Ст.воспитатель

Подготовительные группы

 

 Старшие группы

 

 

Младшие группы

 

Старшие группы

 

Старшие группы

 

 

 

 

Октябрь

 Ноябрь

 Декабрь

 Январь

 Март

  

Май

 

Май

4

Проведение тематической недели по безопасности дорожного движения

 Ст.воспитатель

Апрель

5

Постановки кукольного спектакля

«Происшествие в лесу» Подготовительная группа 

Воспитатели

Муз.руководители

 Январь

 

6

Просмотр видеофильмов

 «Уроки безопасности дорожного движения» 

 Ст.воспитатель

Май

7

Организация встреч с работниками ГИБДД  «ГИБДД – детям»

  Ст.воспитатель

Ноябрь

8

Проведение экскурсий к перекрестку «Правила маленького пешехода»

Воспитатели

В течение года

9

Оборудование детской игровой площадки по Правилам дорожного движения

  Ст.воспитатель

Июнь

10

Пополнение и обновление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Дорожное движение» по Правилам дорожного движения

Воспитатели

В течение года

11

Изготовление учебно – дидактических пособий ( дидактические игры, демонстрационный материал, плакаты)

Воспитатели

В течение года

12

Акции «Дети – детям» по взаимодействию старших и младших дошкольников, «Водитель, сохрани мне жизнь!»

 Ст.воспитатель

Февраль

                                                    V. Конкурсы

1

Конкурс детских рисунков по Правилам дорожного движения 

 Ст.воспитатель

март 

2

Конкурс поделок «Мой микрорайон»

Воспитатели

апрель

Таким образом, в результате реализации проекта мы получим следующие  результаты:

- повышение эффективности обучения дошкольников по ПДД;

- у воспитанников сформированы навыки безопасного поведения на дорогах, они не только знают правила дорожного движения,  но и применяют эти знания в дорожных ситуациях, что способствует актуализация в будущем потребности в безопасном образе жизни в сфере дорожного движения.

 - создание открытого образовательного пространства (организация взаимодействия с  родителями, ГИБДД ответственными за безопасность дорожного движения.

- повышение квалификации педагогов  ДОУ

Ожидаемый  результат:

В ДОУ налажено эффективное взаимодействие с  родителями и ГИБДД , ведётся планомерная работа  по привитию воспитанникам правил безопасного поведения на дорогах.

         Таким образом,  в результате реализации проекта  обеспечена эффективная организация деятельности ДОУ по профилактике ДДТТ, основанная на сотрудничестве с  родителями и другими учреждениями и организациями, ответственными за  безопасность дорожного движения.

Показатели результативности:

Сравнительная диагностика знаний  воспитанников по ПДД  октябрь 2012- март 2013г. 

    Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.

В результате проводимой работы  с родителями  повысился  процент заинтересованности  родителей проблемой детского дорожно - транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными  участниками  проекта.

По результатам анкетирования на начало учебного года заинтересованность в вопросах обучения безопасности детей на дорогах составляло 22%, активность родителей в обучении ПДД составляло 44% , в марте месяце заинтересованность 54% активность 69%.

 Список используемой литературы

  1. Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста»– М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48
  2. Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева  «Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие дл работы с детьми старшего дошкольного возраста». – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997.
  3.  Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. Основы безопасности детей дошкольного возраста.».: Просвещение, 2007.
  4. Вдовиченко Л.А. «Ребенок на улице»., «Детство-пресс», 2008
  5. Храмцова Т.Г. «Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста» Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  6. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005.
  7. Л.Б. Поддубная « Правила дорожного движения подготовительная группа», -  Волгоград, « Корифей», 2009.
  8. В.Н. Кирьянов «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» методическое пособие.- М., «Тритий рим», 2007
  9. Ф.С. Майорова  « Изучаем дорожную азбуку», М., « Издательство Скрипторий 2003», 2005

 

Анкета для родителей  «Я и мой ребенок на улице города»

 Чтобы определить, насколько вы, уважаемые родители, заинтересованы в обучении ваших детей ПДД и формировании у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города, ответьте, на вопросы предлагаемого теста.

 1. Как вы думаете, с какого возраста нужно обучать детей ПДД:

а) до трех лет;    б) еще до школы;      в) в школе;  г)  с 10 лет?

2 Готовы ли вы вместе с детьми участвовать в обучающих программах по ПДД:

       а) готовы     б)не готовы;        г)возможно?

3. Как вы относитесь к соблюдению ПДД:

a)     действую, как мне удобнее и быстрее;   б)стараюсь соблюдать;    в) всегда соблюдаю.

 4.Есть ли в семье автомобиль:

a)     да;      б)нет.

 5. При поездке на автомобиле, где обычно сидит ваш ребенок-дошкольник:

a) на переднем сиденье;      б)стоит позади передних кресел      в)сидит на заднем сиденье;

г) сидит в авто кресле на заднем сиденье.

 6. Как обычно вы общаетесь с ребенком на тему безопасности на дороге:

   a) говорю, чтобы был внимателен на дороге;        б) обсуждаем маршрут движения;

    в) ребенку достаточно того, что ему рассказывают о ПДД в детском саду?

 7. Как вы знакомите ребенка с ПД:
a) в форме игры;        б) в форме советов и предостережений?

 8. Есть ли у вас необходимая литература, игры по данной теме

a) есть;      б) нет?

 9. Обучение детей правилам безопасности на дороге-этозадачав первую очередь:

a) ГИБДД;          б) детского сада;         в) родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"

Вопрос  обучения  детей  правилам  дорожного  движения  давно  перестал  быть  второстепенным. Познавательный  проект " Дорожная  азбука  дл...

"Азбука безопасности для детей и взрослых". Открытое занятие

Занятие в детском саду с родителями и детьми....

Конспект родительского собрания по ПДД «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ»

Цель: приобщение родителей к работе по изучению правил дорожного движения.План проведения собрания:1.     Сценка: «На улицах нашего города».(Выступление детей группы.)2.Ситуация на...

Проект «Дорожная азбука для детей и взрослых»

Цель: Создание условий для сознательного изучения детьми правилдорожного движения....

Педагогический проект «Дорожная азбука для детей и взрослых».

Цель проекта: - организовать эффективное взаимодействие  по обеспечению безопасности дорожного движения  среди детей, родителей и педагогов.Задачи:- повышение уровня профессиональной ко...

Познавательно-творческий проект "Дорожная азбука для детей и взрослых"

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – дос...