Выступление на МО "Речевой этикет"
материал по развитию речи по теме

Дубоделова Любовь  Васильевна

Речевой этикет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoy_etiket.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

Речевой этикет

Здравствуйте! —
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
Здравствуйте! —
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы
ничего не сказали,
Отчего же на капельку солнца прибавилось
в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось
в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась
жизнь?

Этими словами  В.Солоухина я хотела бы начать своё небольшое выступление. Мы постоянно находимся среди  людей. Дома нас окружают родные, на работе – коллеги, в гостях – друзья, на отдыхе – чаще всего незнакомые люди.  И для того, чтобы не задеть интересы другого человека или не поставить его в неудобное положение важно следить за своей речью, другими словами – соблюдать культуру общения, то есть, соблюдать правила речевого этикета.

Известно, что речевой этикет – неотъемлемая часть культуры общения. К сожалению, в наше время (особенно в молодежной среде) наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

Для начала надо всё же разобраться, а что же такое речевой этикет?  Нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни. Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Скажите, какое бы вы дали определение  - «Речевой этикет – это…?»

ответы

Речевой этикет – правила вежливого общения и речевого поведения. Речевой этикет предусматривает правила речевого поведения в однотипных ситуациях речевого общения.

Приведите, пожалуйста, свои примеры подобного речевого поведения

  • Обращение;
  • привлечение внимания;
  • приветствие;
  • знакомство;
  • прощание;
  • извинение;
  • благодарность;
  • поздравление;
  • комплимент;
  • пожелание;
  • соболезнование;
  • сочувствие;
  • приглашение;
  • просьба;
  • совет;

Ребенок постигает окружающий мир через слово, через общение с людьми.  Поэтому очень важно  начиная с младенческих лет прививать ему культуру общения. Умение устанавливать и сохранять со сверстниками доброжелательные отношения – важное коммуникативное качество, которое помогает дошкольнику познавать мир, комфортно себя в нём чувствовать, развивать свой ум, способности и душевные качества. Соблюдение речевого этикета помогает дошкольнику развивать общение со взрослыми и сверстниками. С его помощью ребёнок может настроить окружающих на доброжелательное к себе отношение, выразить радость, желание, просьбу, обиду и так далее.

Начиная с младшей группы,  мы учим детей приветствовать взрослых и сверстников, прощаться, благодарить за угощение, желать спокойной ночи. В данном возрасте детей следует постоянно приучать к правилам вежливости и хорошего тона, мотивировать к демонстрации хороших манер. Для этого идеально подойдут забавные стихи и сюжетные игры на тему этикета.

(представляет картотеку игр)

В своей работе мы используем картотеку игр по речевому этикету. В неё входят такие игры как: «Вежливый ручеёк», «Танцуем вдвоём», и другие. Главная цель данных игр заключается в следующем:  способствовать развитию навыков культурного общения со сверстниками, следуя речевому этикету, а также развитию доброжелательной интонационной выразительности речи.

 Также инсценируются игровые  ситуации «в детском саду», «в транспорте», «в гостях», «день рождение Петрушки»  используя при этом игрушки. Чтобы достичь лучшего усвоения детьми правил речевого этикета, мы используем кукольный, настольный театр, театр на фланелеграфе. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления.

Уже в среднем и старшем возрасте используем сюжетно-ролевые игры:  «Магазин», «Поликлиника», с указанием цели по речевому этикету.  Они дают больше возможности для обучения и закрепления правил речевого этикета. Потому что во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться и в процессе игры воспитатель может показать, как необходимо себя вести в той или иной ситуации.

Ребенок усваивает родную речь так называемым "материнским способом", подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал  правильную и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета, не только в детском саду, но и в кругу семьи. Для этого мы проводим работу с родителями. Предлагаем их вниманию консультации по теме, например «Учим детей общаться» или «Как воспитать вежливого ребёнка» и другие, а также проводим родительские собрания: например «Формирование речевого этикета детей дошкольного возраста» семинар-практикум для родителей.

Что касается педагогов, т.е. нас с вами, то естественно, что владение образцовой речью – это показатель нашей профессиональной подготовленности.

Я хочу предложить вам несколько упражнений, чтобы понять, а что же в вашем понимании означает понятие «правила речевого этикета».

Для начала я предлагаю вам   послушать отрывок из книги «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению…» (1717 г.), которая представляла собой пособие для обучения и воспитания детей дворян, составленное сподвижниками ПетраI.

« Когда родители или кто другой детей спросят, позовут, то должны они к ним отозваться тотчас, как голос их послышат. И потом сказать: Что изволите, государь Батюшка? или государыня Матушка или Что мне прикажете, государь? – а не так: Что? Чего? Што? Как ты говоришь? Чего хочешь? И не дерзостно отвечать, да, так и ниже вдруг наотказ молвить нет, но сказать: Так, мой государь, учиню так, как вы, государь, приказали».

 Как вы полагаете, можно ли рекомендовать эти правила общения между родителями и детьми в современном обществе? Аргументируйте свою точку зрения.

(ответы)

Давайте вместе попробуем подтвердить народную мудрость и объяснить, какое требование к речи выражает та или иная  пословица.

1) Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. (Вести спор следует спокойно, придерживаясь культуры общения).

2) В умной беседе ума набраться, в тупой – свой потерять. (С  умным поговоришь, что-то новое полезное узнаешь, а с глупым только сам запутаешься).

3) Много говорить – голова заболит.

4) Сердечное слово до сердца доходит.

5) Красную речь красно и слушать. (Вежливую речь и слушать приятно).

6) Слово не воробей: вылетит – не поймаешь. .( Прежде чем что-либо сказать, необходимо хорошо подумать. Ведь сказать слово легко, но как бы не пришлось потом сожалеть о сказанном…  )

7) Доброе слово лечит, а худое калечит. (Слово может утешить, но может и оскорбить, обидеть, словом можно человека поддержать в трудную минуту, а можно и довести до отчаяния.

 8) Малое слово большую обиду творит. (Даже самое маленькое слово может очень сильно обидеть).

9) Не груби малому – не вспомянет старый.         

10) Сперва подумай – потом говори.(Прежде чем начать говорить – подумай хорошо).

А сейчас я предлагаю вам поиграть  в одну игру, которая называется «Вежливые слова». В эту игру мы играем со своими детьми, и она им очень нравится.

Подводя итог всего вышесказанного, хочется вспомнить слова А.С.Пушкина: «Научить человека быть счастливым – нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно». Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.

Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....

Выступление на педагогическом совете Тема: «Гостевой этикет»

Все родители хотят дать самое лучшее детям и воспитать достойного человека. Но часто забывают о том, что немаловажную роль в воспитании ребенка занимает детский этикет. Необходимо помнить: дети не быв...

«Этикет общения между воспитателями и родителями.» выступление на педсовете

laquo;Этикет общения между воспитателями и родителями.» выступление на педсовете...

«Правила этикета при общении с инвалидами, имеющими психические нарушения» (Выступление на РМО психологической службы)

На тему общения с людьми написано немало книг, статей и заметок в журналах. Научиться общаться с людьми является одним из главных приоритетов человека в жизни. Но если человек не такой, как все,...

Выступление-презентация «Профессиональный этикет педагога как средство эффективного взаимодействия с родителями и воспитанниками»

В данной презентации рассматриваются вопросы педагогической этики педагога по отношению к детям и родителям....

Выступление на родительском собрании Тема: «Гостевой этикет»

Все родители хотят дать самое лучшее детям и воспитать достойного человека. Но часто забывают о том, что немаловажную роль в воспитании ребенка занимает детский этикет. Необходимо помнить: дети не быв...