Главные вкладки

    «Этикет общения между воспитателями и родителями.» выступление на педсовете
    материал

    Банцекова Наталия Михайловна

    «Этикет общения между воспитателями и родителями.» выступление на педсовете

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл etiket_obshcheniya_v-r.docx21.86 КБ

    Предварительный просмотр:

         

    Выступление на педсовете:

    «Этикет общения между воспитателями и родителями.»

                                                       Выполнила: Банцекова Наталия Михайловна

       Отношения воспитатель-родитель, являются очень значимым критерием успешной адаптации как ребенка, так и родителя к новым условиям. Современный воспитатель обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.Воспитатель- педагог первопроходец, в самом широком смысле слова. Он первый налаживает контакт не только с воспитанником, но и с его родителями.

      Профессионализм воспитателя предполагает владение нормами и правилами речевого этикета, умение говорить с воспитанниками и их родителями.

     Нужно говорить спокойно, ясно, не повышая голоса (особенно с детьми). За слишком быстрой речью трудно следить, от слишком медленной собеседник становится нетерпелив. В речи воспитателя, не должны быть частыми  слова-паразиты, как «вот», «между прочим», «понимаешь». Так же стоит уделить больше внимания на правильное произношение слов, особенно правильность расстановки ударений. Важны тон и интонация.

     Голос - профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть, беречь его от перегрузок. Неправильное использование голосовых возможностей может привести к аномалиям связок. Характерная ошибка многих педагогов - стараться перекричать общий говор детей. В результате никто из них не слышит друг друга. А« секрет» для установления здоровой тишины: разговаривать с ребятами голосом умеренной силы, а иногда совсем тихо, а при необходимости( как исключение) громко, умело делать переходы от громкого звучания к тихому и наоборот. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды,- это утомляет и взрослого, и детей.

       К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения. В. Солоухин писал: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка. Посмотрите, почти все у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - все нужно самому себе, кроме улыбки. Улыбка самому не нужна. Если бы не зеркала, вы ее никогда бы даже не увидели. Улыбка нужна другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно, легко.

    «Основные формы речевого воздействия в ситуации побуждения».

    -Обосновать просьбу, указать причину её возникновения, подчеркнуть необходимость и значимость её выполнения. И всё это сделать кратко. («Мне это нужно, чтобы....», «Вы меня очень выручите, если сделаете.....», «Это необходимо, потому что...» и т. д.).

    -Подчеркнуть важность, значительность выполняющего просьбу («Только вы можете мне помочь!», «Я так на вас надеюсь!», «Что бы я без вас делала!» и т. п.) и отметить его любезность, отзывчивость, доброжелательность («Вы всегда мне помогаете!», «Умница, молодец, никогда не отказываетесь выполнить просьбу!»)

    -Выразить предварительную благодарность за согласие исполнить просьбу («Спасибо за то, что согласились мне помочь!», «Буду вам благодарна!», «Заранее спасибо!»)

    В повседневной практике встречаются и противоположные ситуации, предполагающие вежливо отказать в просьбе.

    «Как вежливо отказать?».

    -Отказ должен произноситься спокойным, ровным, доброжелательным тоном, что позволяет избежать обиды или грубости собеседника.

    -Необходимо объяснять причину отказа («Я не могу это сделать, потому что..», «Не могу выполнить просьбу по причине...»).

    -Использование дополнительных смягчающих этикетных формул: извинения, сожаления, обещания выполнить просьбу в другое время, в других условиях и т. п. («Извините, пожалуйста, но я никак не могу», «К сожалению, не могу», «Мне очень жаль, но...», «Сожалею, но...», «Завтра обязательно помогу!», «С радостью сделаю это, если...»).

    Речевой этикет устанавливает правила и в конфликтных ситуациях. Так, всегда ли мы приносим извинения за резкое замечание, ошибочную оценку?

    «Как извиниться?».

    Извиниться — значит признать собственную неправоту, попросить прощения у собеседника, выразить сожаление о своём неправильном суждении, грубом высказывании в его адрес и тем самым вернуть расположение адресата, не допустить развития конфликта.

    Глаголы «извините» и «простите» очень близки по смыслу, однако их употребление определяется серьёзностью совершённого поступка. Так, «извините» говорят в ситуациях, когда речь идёт о незначительном проступке (например, вы кого — то задели в транспорте0. «Простите» используется в случаях, когда речь идёт о существенном проступке (например, вы оскорбили, публично осмеяли человека).

    Таким образом речь педагога должна быть образцовой с точки зрения не только норм русского литературного языка, но и необходимых правил речевого этикета.

     Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются:

    - установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    -объединить усилия для развития и воспитания детей;

    -создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

    -активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;

    -поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

    Принципами взаимодействия с родителями являются:

    - Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

    Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

    -Индивидуальный подход

    Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

    -Сотрудничество, а не наставничество

    Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

    -Готовимся серьезно

    Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

    -Динамичность

    Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

    Образец памятки воспитателю.

    1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
    2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
    3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
    4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
    5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
    6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Семинар - практикум для воспитателей "Причины и способы разрешения конфликтов между воспитателем и родителями воспитанников"

    В материале представлены способы выработки  умений  у воспитателей позитивно разрешать конфликты и профессионально анализировать кон­фликтные ситуации в процессе взаимо­дейст...

    Использование Интернет- сайта детского сада для информационного общения между педагогами и родителями

        Одна из актуальных проблем, относящихся к вечным проблемам человечества, – воспитание детей. Сегодня эта проблема обсуждается педагогами, психологами, родителями, социол...

    Статья: "Формирование партнёрских отношений между воспитателями и родителями группы,путём вовлечения их в образовательный процесс.

      Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института,   которые тесно взаимодействуют, хотя их воспитательные функции различны....

    Круглый стол «Доверительное отношение между воспитателем и родителями»

    ЗАСЕДАНИЕ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА «ВСТРЕЧАЕМ ПРАЗДНИК ВЕСЕЛО»...

    Барьеры общения между детьми и родителями.

    Какие трудности возникают в общении родителей и детей и как их преодолеть? Это основной вопрос, который поднимается в статье....

    Выступление на педагогическом совете на тему "Организация взаимодействия между воспитателями и родителями в адаптационный период"

    Процесс адаптации ребенка, во многом зависит от того, как сумеет воспитатель понять нужды, интересы, наклонности ребенка, своевременно снять эмоциональное напряжение, согласовать методику проведения р...

    Мини - лекция: «Причины возникновения барьеров в общении между педагогами и родителями»

    В лекции раскрываются основные причины,препятствующие сотрудничеству между родителями и педагогами....