Формирование связной речи у детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_svyaznoy_rechi_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

                     Формирование связной речи у детей

                                 младшего возраста.

     В настояшее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, с социальной значимостью и рольб в формировании личнос-ти. Именно в связной речи реализуется основная, коммукативная функция   языка и речи. Связная речь- высшая форма речи мыслительной деятельнос-ти,которая определяет уровень речевого и умственного  развития ребенка.

     Связная речь,являясь самостоятельным видом речемыслительной дея-    тельности,вместе с тем выполняет важную роль в прцессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

     Связная речь включает в себя две формы речи: монологическую и диалогическую. Связная речь-это последовательный и логически связанный ряд мыслей,выраженных конкретными и точными словами,соединенными в грамматически правильные предложения.

     Развитие связной речи происходит постепенно,вместе с развитием мышления и связано  с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. Более сложное и разнообразное обще-  ние ребенка со взрослыми и сверстниками создает благоприятные условия для развития речи, расширяет словарь

     Взаимосвязь всех сторон речи (воспитания звуковой культуры,формиро- вания грамматического строя, словарной работы) является предпосылкой  развития связной речи. Развитие связной речи проводится на занятиях по     пересказу литературных произведений,рассказыванию по картине и об игрушках. Дети учатся воспроизводить текст знакомой сказки или короткого рассказа сначала по вопросам взрослого,затем вместе с ним и, наконец, са-  мостоятельно. При рассматривании картин дети также учатся сначала отве-  чать на вопросы по содержанию картины,а затем дети составляют короткий рассказ со взрослыми, а затем самостоятельно.

     При рассматривании предмета (игрушки) привлекала внимание детей к  особенностям и характерным признакам предмета.Для этого проводились                                  игры»Узнай по описанию»,»Угадай,что это»,»Какая это игрушка».Умение    называть объект и его признаки развивала в играх «Что за овощ?»,»Что за     предмет»,»Что у кого?», а также в играх-соревнованиях «Кто больше скажет про куклу,…зайца,…медвежонка?».Поощрением за правильные ответы  являлся приз (флажок,кружочек),что стимулирует ответы детей.

     На третьем году жизни происходит интенсивное накопление ребенком    словаря. Одновременно с развитием речи развиваются:мышление,память, воображение.В процессе игры они нередко сопровождают свои действия словами, а иногда и целыми фразами, В этом возрасте у детей велика склонность к подражанию,что является благоприятным фактором для раз-   вития активной речи. Повторяя вслед за взрослым слова и фразы, малыш укрепляет и артикуляционный аппарат.

    На четвертом году у детей отмечается заметное улучшение произноше -       ния,речь становится более отчетливой. Дети хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего окружения: игрушки,посуду,одежду, ме- бель. Ребенок может с помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки,прочитать наизусть небольшое стихотворение.

     Работа над формированием словаря-важная составная часть занятий по развитию речи. В своей работе для расширения, обогащения и активизации словаря ребенка использую дидактические упражнения:»Что изменилось»,  «Скажи кто квакает (крякает,мяукает)»,»Отгадай и назови»,»Кто что делает» и другие. Широко использую показ инсценировок,сказок.Учю детей отгадывать простые загадки, отвечать на вопросы после прочтения сказки, четко выговаривая слова и фразы.В комплексе средст,воздействующих на формирование речи ребенка,значительное место отводится игре, особенно сюжетно-ролевой,игре-драматизациии по   сюжету знакомых сказок («Волк и козлята», «Маша и медведь», «Заюшки- на избушка». Поведение ребенка в игре, его активность- показатель уровня речевого развития,При организации игр стараюсь создать необходимые условия для повышения речевой активности детей. Правильно организован ная игра помогает успешно решать задачи по развитию речи детей.

     Очень важно в своей работе учитывать разный речевой уровень детей.   Поэтому особое значение приобретает индивидуальная работа с каждым ребенком, а также игровые формы обучения на занятиях и особенно вне занятий. Цель индивидуальной работы-развитие речевых способностей каждого ребенка.В индивидуальном общении обучаю рассказыванию из  личного опыта: о любимых игрушках, о членах семьи, об интересных  событиях в жизни ребенка. Работу провожу в утренние и вечерние часы.            

     Ребенок может успешно овладеть речью тогда,когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении,но и дома,в семье.Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития детей осуществляю  в беседах и консультациях:»Правильно ли говорит ваш ребенок?»,»Роль     игры в речевом развитии детей»,»Волшебный мир сказок».Организую наг-  лядную агитацию:помещаю в родительском уголке материал по вопросам речевого развития детей.

     К концу года практически все дети научились рассказывать о том, что видели,куда ходили, что случилось.С интересом рассматривают сюжетные картинки,отвечают на разнообразные вопросы,используя в речи все части речи. С помощью взрослого,используя фигурки настольного театра,драматизируют отрывки из знакомых сказок.

     Практика показала,что успехов в работе по развитию связной речи у детей можно добится,лишь используя разнообразные формы и методы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Опыт работы по формированию связной речи у дошкольников с ОНР....

Использование метода наглядного моделирования для формированию связной речи у детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи

Представляю опыт работы по формирования связной монологической речи у детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи) с  использованием заместителей и наглядных моделей по  методике В.К. Воробьевой...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙИ ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...

Проект по формированию связной речи у детей дошкольного возраста "Путешествие в страну красивой и грамотной речи"

Педагогический творческий проект в ДОУ "Путешествие в страну красивой и грамотной речи" направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, формирование активной родительской п...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ РЕЧИ»...

ПРОЕКТ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ КРАСИВОЙ И ГРАМОТНОЙ РЕЧИ»

Актуальность проекта обусловлена слабо сформированной связной речью воспитанников, дети затрудняются рассказывать о содержании картины, описывать предмет, пересказывать короткие рассказы. Родител...