Игры и упражнения для развития голоса
консультация по развитию речи по теме

Азаренкова Любовь Александровна
  •    Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни.
  •    Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни.
  •    Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. 
  •    Учите ребенка говорить голосом разной высоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya_dlya_razvitiya_golosa.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития голоса

           Как только в активном словаре ребенка появятся первые звукоподражания, продемонстрируйте малышу, как можно говорить голосом разной силы: то тихо, то громко. Например, озвучивая большую собаку, громко произнесите: «АВ-АВ!», а изображая маленькую собачку, то же звукоподражание произнесите тихо.

   Учите малыша менять силу голоса не только в игре, но и в реальной жизни. Для этого сами сначала поговорите с ребенком тихо: скажите ему что-нибудь интересное, а затем продолжите разговор голосом обычной силы. В следующий раз, когда вы будете говорить тихо, малыш начнет прислушиваться.

   Свяжите в сознании ребенка тихий и громкий голос с разными событиями повседневной жизни. Например, укладывая малыша спать, всегда разговаривайте с ним тихо. Перед сном пропойте тихонько колыбельную песню или расскажите ребенку сказку.

   Учите малыша говорить не только голосом разной силы, но и шепотом. Объясните, что кукла спит и, чтобы ее не разбудить, надо говорить шепотом – вот так. Также объясните ребенку, что о некоторых вещах, особенно на людях, надо всегда стараться говорить очень тихо или даже шепотом, например, о том, что нужно сходить в туалет.

   Учите ребенка говорить голосом разной высоты. Вот издалека летит самолет – произнесите высоким голосом: «У-у-у…», а вот самолет подлетел близко и загудел низко: «У-У-У..»

   Маленькие дети часто говорят в ускоренном темпе. Из-за этого ухудшаются внятность, четкость речи, артикуляция звуков, выпадают отдельные звуки и даже слоги (особенно часто «глотаются» окончания слов).

Поэтому важно постепенно вырабатывать у малыша умеренный темп речи.

«Кошка и котенок»

   Приготовьте игрушки или картинки «Кошка» и «Котенок».  Озвучьте каждую из игрушек: кошка мяукает громко: «МЯУ!», а котенок – тихо: «Мяу!» Предложите ребенку самому изобразить, как мяукают мама-кошка и котенок.

   Можно провести игры, изображая голоса коровы с теленком, мышки с мышонком, собаки со щенком и т. д.

! Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его силу, говоря то громко, то тихо.

«Большой и маленький»

   Вам понадобятся картинки с часами, большими и маленькими.

   Покажите ребенку картинку с большими часами и изобразите, как они тикают. Для этого громко произносите: «ТИК-ТАК, ТИК-ТАК». Затем покажите картинку с маленькими часиками и тихо произнесите: «Тик-так, тик-так».

   Попросите ребенка самого озвучить каждую из картинок. Показывайте ребенку по очереди изображения то больших, то маленьких часов.

   Аналогичным образом можно обыграть картинки «Большой и маленький молоток» («ТУК» – «тук»), «Колокольчик» («ДИНЬ-ДОН» – «динь-дон»).

! Игра способствует развитию силы голоса ребенка.

«Скажи на ушко»

   Для игры понадобится игрушка-собачка.

   Возьмите игрушечную собачку и на глазах ребенка шепните ей на ушко, чтобы она легла малышу на колени. Собачка «выполняет» вашу просьбу. Потом шепотом скажите собачке, чтобы она лизнула ребенка в щеку. Собачка с радостью это сделает.

   Предложите малышу самому попросить о чем-нибудь собачку, но предупредите, что на ушко надо говорить только шепотом.

! Игра способствует развитию силы голоса ребенка, учит говорить шепотом.

«Передай»

   Приготовьте игрушечную кошку и блюдце.

   Поручите ребенку спросить у кошки шепотом на ушко, хочет ли она молочка. После того как кошка «полакает молоко», попросите малыша узнать у нее, что киса хочет сказать. Скорее всего, вежливая кошечка скажет: «Спасибо».

   Так же шепотом малыш может спросить у кошки, во что она хочет поиграть (в мячик или в прятки), нет ли в доме мышей, дружит ли она с собачкой.

!Игра закрепляет навык ребенка говорить шепотом.

«Две машинки»

   Приготовьте две машинки: побольше и поменьше. Покажите ребенку, как можно рукой вести машинки по воображаемой дорожке и одновременно длительно пропевать звукоподражание: «Би-би-и-и…» Обратите внимание малыша, что большая машина гудит низким голосом, а маленькая – высоким голоском.

   Предложите ребенку поиграть сначала с большой, а потом с маленькой машинкой, меняя при этом высоту голоса.

! Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.

«Быстро и медленно»

   Вам понадобится игрушка-зайчик.

   Покажите ребенку, как зайчик не спеша скачет по дорожке, и одновременно произносите звукоподражание: «Прыг-скок, прыг-скок!» Затем скажите, что зайчик поскакал быстрее. При этом ускорьте темп движений и темп произнесения звукоподражаний: «Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок!»

   Попросите ребенка самого показать, как зайчик умеет скакать быстро и медленно, и озвучить каждый из видов движений.

   Аналогичным образом можно с помощью пальчиковых игр показать, как быстро и медленно стучит молоток (тук-тук) – стучите кулачком по столу в разном темпе, пилит пила (вжик-вжик) – ребром ладони водите по столу вперед-назад в разном темпе, звенит колокольчик (динь-дон) – соберите пальцы в щепоть и качайте ими воображаемый колокольчик в разном темпе, идет человечек (топ-топ) – средним и указательным пальцем шагайте по столу в разном темпе, едет поезд (чух-чух) – вращайте руками, сжатыми в кулаки, перед грудью, изображая колеса поезда, капает дождик (кап-кап) – стучите пальцами по столу в разном темпе.

! Игра развивает у ребенка чувство темпа, учит его менять темп произнесения одних и тех же звукоподражаний.

«Ветер и ветерок»  (с 3 лет)

   Покажите ребенку, как дует сильный ветер. Для этого длительно и громко пропевайте звук У и энергично качайте руками над головой – так дерево качает ветвями на ветру. Потом продемонстрируйте, как веет легкий ветерок, – тихо и долго пропевайте звук У и лишь слегка покачивайте руками.

   Предложите малышу самому изобразить дерево на ветру. Для этого ребенку нужно встать, поднять вверх руки-ветви и качать ими с определенной силой, в зависимости от ваших команд. Сначала скажите: «Дует сильный ветер», а затем: «Дует легкий ветерок».

   Одновременно с движениями пусть малыш пропевает звук У с разной силой.

! Игра способствует развитию силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания.

«Три медведя»   (с 3 лет)

   Для подготовки к игре понадобится книга Л. Толстого «Три медведя».

   Расскажите ребенку сказку, а затем вместе с малышом изобразите голоса всех трех медведей: самым низким голосом говорите за Михайлу Ивановича, обычным голосом – за медведицу Настасью Петровну и высоким голоском – за медвежонка Мишутку.

   Дайте задание повторить голосом разной высоты сначала звукоподражание: «Э!», а затем и некоторые фразы из сказки (например: «Кто сидел на моем стуле?», «Кто ел из моей чашки?»).

! Игра учит ребенка владеть своим голосом, менять его высоту.