Главные вкладки

    «Обучение детей созданию образных характеристик объектов»
    план-конспект занятия (развитие речи, средняя группа) по теме

    Бехлер Елена Владимировна

    Конспект занятия  по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie.docx27.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

    Занятие в средней группе по теме самообразования:

    «Обучение детей созданию образных характеристик объектов»

    Выполнила:

     Воспитатель

    2 кв. категории

    Бехлер Е.В

    г. Югорск 2013г.

    Тема: Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

    Цель:

    Образовательные:

    1. Продолжать учить детей умению делить объекты на объекты  рукотворного и природного мира.
    2. Упражнять детей в сравнении объектов по двум, трем признакам. Учить детей находить выделенные признаки в объектах окружающего мира.
    3. Продолжать учить согласовывать существительные, прилагательные, местоимения в роде.
    4. Упражнять в умении образовывать существительные  с уменьшительно – ласкательным значением.
    5. Упражнять  детей в умении составлять описание предмета, рассказать о его внешнем виде, качествах и свойствах.
    6. Стимулировать активную речь детей.
    7. Формировать интерес к работе с ИКТ.

    Развивающая:

    1. Развивать мелкую моторику рук, наглядно-образное мышление.
    2. Пополнять словарный запас: автор, разноцветный, прямоугольный.

    Воспитательные:

    1. Формировать интерес к совместной деятельности.
    2.  Поддерживать высокую общую самооценку ребенка.
    3. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

    Оборудование: книга, картинки с изображением  предметов рукотворного и природного мира, интерактивная доска, компьютер, 8-9 предметов из разного материала, 3-4 из бумаги, заготовки на каждого ребенка для создания мини-книжек, несколько книг разного формата для выставки.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.  (Дети заходят и становятся в круг)

    Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед)

    здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед)

    здравствуй друг (дать правую руку соседу справа)

    здравствуй друг (дать левую руку соседу слева)

    здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)

    А сейчас ребята мы все друг другу улыбнемся.

    1. Игра «Рукотворный – природный» (Дети стоят в кругу)

    Ход игры: Воспитатель показывает и называет картинки с объектами рукотворного и природного мира, а дети определяют, куда они относятся. Мяч с каждым ответом ребенка передается по кругу.

    1. Сюрпризный момент. (Дети сидят на стульчиках, работа с интерактивной доской идет на протяжении всего занятия.)

    На столе  стоит волшебный яшик.

     ( Воспитатель загадывает загадку, которая написана на ящике)

    Не куст, а с листочками,
    Не рубашка, а сшита,
    Не человек, а рассказывает.
    (Книга)

    Д: Книга

    В: Правильно, это книга. И сегодня мы будем составлять рассказ про книгу.

    1. Сравнения по форме, цвету.

    Ребята, к природному или рукотворному миру  относится книга.

    Д: к рукотворному.  (Ребенок переносит книгу на интерактивной доске к принцессе рукотворного или природного мира)

    В: а почему?

    Д: ее написал человек.

    В: Правильно. А вы знаете как называют человека, который написал книгу. Автор.

    В: А по форме книга какая?

    Д: Прямоугольная.

    В и Д: По форме книга прямоугольная.

    В: Ребята, посмотрите на волшебный экран в свои подзорные трубы. Какие объекты вы видите прямоугольной формы, как книга. (Работа с интерактивной доской, для детей используется прием с подзорными трубами для поиска заданных объектов)

    Д: окно, забор…

    Д: Я вижу окно. Оно по форме прямоугольное, как книга.

    В: Молодцы ребята.

    В: А по цвету книга какая.

    Д:Красная, желтая, зеленая.

    В: А как можно назвать одним словом, когда  много разных цветов.

     Д:Разноцветная.  

    В: Книга по цвету разноцветная, как что?

    Д: Как радуга, как бабочка…

    В: Книга разноцветная, как радуга.

    Игра «Кто внимательный»

    Ход игры: Работа детей с интерактивной доской. Ребятам необходимо на свои полочки выложить предметы по заданным признакам. (Дети сидят на стульчиках, у доски работают 2 человека)

     В: А сейчас Самира и Илья соберут на свои полочки  только разноцветные  предметы. После выполнения задания воспитатель просит остальных детей проверить, правильно ли С. и И. выполнили задание.

    1. Разминка «Большой – маленький»

    (Дети стоят в кругу)

    Ход игры: Когда называем большой предмет, то встаем на носочки и тянемся кверху. Когда называем маленький объект, то садимся на корточки.

    Большая книга – маленькая книжечка

    Большой дом – маленький домик.

    Большой забор – маленький заборчик.

    Большая скамейка – маленькая скамеечка.

    Большой стол – маленький столик.

    Большой стул – маленький стульчик.

    1. Сравнение по размеру, материалу. (Дети сидят на стульчиках)

    В: А наша книга по размеру какая. (Воспитатель для сравнения показывает еще одну книгу, которая по размерам больше описываемой).

    Д: Маленькая книжечка.

    В:  Ребята, у нашей книги есть обложка и страницы. Настя, из какого материала  изготовлена обложка и страницы?

    Н: Из бумаги.

    В: Обложка и страницы у нашей книжечки бумажные.

    Игра «Кто внимательный?»

    Ход игры: Необходимо выбрать объекты, заданные воспитателем  по какому-либо признаку.

    В: А сейчас К. и Н. подойдут к столу и выберут предметы, которые изготовлены из бумаги.

    После выполнения задания воспитатель совместно с ребятами проверяет, правильно ли выполнено задание.

    В и Д совместно составляют сравнения про страницы: Страницы у книги бумажные, как листок тетради.

    В: Ребята, а как вы думаете, книга интересная?

    Д: Да.

    В: Посмотрите внимательно на картинку, как вы думаете о чем говорится в этой книжке.

    Д:…(ответы детей)

    1. Составление рассказа.

    Ребята послушайте, какой рассказ про книгу у нас получился. «Книгу написал автор. Наша книга разноцветная и имеет прямоугольную форму. По размеру книжечка маленькая. У книжки обложка и страницы бумажные. Книга очень интересная»

    Воспитатель просит кого – нибудь из детей повторить рассказ.

    1. Продуктивная деятельность «Создание книги»
    2. В: Ребята, у нас получились замечательные книжки. Обратите внимание на нашу выставку книг. Книги бывают…(беседа с детьми о книгах)
    3. Рефлексия.

               Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии. Что вам больше всего понравилось?

    МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6»

    Самоанализ интегрированного занятия в средней группе по теме самообразования:

    «Обучение детей созданию образных характеристик объектов»

    Выполнила:

     Воспитатель

    2 кв. категории

    Бехлер Е.В

    г. Югорск 2013г.

    Тема: Обучение детей созданию образных характеристик объектов.

    Цель:

    Образовательные:

    1. Продолжать учить детей умению делить объекты на объекты  рукотворного и природного мира.
    2. Упражнять детей в сравнении объектов по двум, трем признакам. Учить детей находить выделенные признаки в объектах окружающего мира.
    3. Продолжать учить согласовывать существительные, прилагательные, местоимения в роде.
    4. Упражнять в умении образовывать существительные  с уменьшительно – ласкательным значением.
    5. Упражнять  детей в умении составлять описание предмета, рассказать о его внешнем виде, качествах и свойствах.
    6. Стимулировать активную речь детей.

    Развивающая:

    1. Развивать мелкую моторику рук, наглядно-образное мышление.
    2. Пополнять словарный запас: автор, разноцветный.

    Воспитательные:

    1. Формировать интерес к совместной деятельности.
    2. Поддерживать высокую общую самооценку ребенка.
    3. Воспитывать умение слушать и слышать воспитателя, действовать по словесной инструкции взрослого.

    Своё занятие я построила используя методы технологии ТРИЗ. Я использовала при проведении занятия следующие игровые приёмы:

    1 игровой прием: - «Сюрпризный момент»

    Появление книги из волшебного ящика  позволило очень быстро переключить внимание детей на нужную деятельность.

    2 игровой прием: - наглядно – действенный «Подзорная труба»

    Использование «подзорных труб» при рассматривании картины на «волшебном экране» позволило детям сосредоточиться на поиске заданных объектов.

    3 игровой прием:- Игра «Кто внимательный»

    При использовании данного приема происходило приобретение детьми минимальных навыков при работе с интерактивной доской. Закрепление умения детей выбирать объекты по заданным признакам.

    4 игровой прием:- «Большой – маленький» - разминка

    Задачей данного приема было снять физическое и эмоциональное напряжение. Упражнять в умении образовывать существительные  с уменьшительно – ласкательным значением.

           В продуктивной деятельности детей я преследовала следующую цель:  развитие мелкой моторики.      

    Я организовала работу детей так, чтобы они могли мыслить, развивать воображение. На протяжении всего занятия в группе сохранялся положительный микроклимат. На всех этапах занятия у детей наблюдался повышенный интерес. Дети работали активно, отвечали на вопросы.

          Таким образом, считаю, что поставленные мною задачи реализованы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

    Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, сило...

    Обучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка»

    Приложение VОбучение детей использованию образных средств языка в связной речи (раздел «Речецветик») Путешествие в страну «Загадайка» Обучение детей сочинению загадок в старшей группеВоспитатель ...

    СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

    Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

    Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками с ТНР по развитию звуковой культуры речи и коммуникативных способностей через обучение составлению образные характеристик объектов «Зима-зимушка в гости к нам пришла»

    Опыт работы с детьми с ТНР в нашем ДОУ, был представлен на Фестивальном дне, в процессе   интегрированной образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР по развитию звуковой ку...