"Обучение созданию образных характеристик объектов"
консультация (средняя группа) на тему

Шаталова Анастасия Александровна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

                         

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №123

          Выступление на семинаре на тему:

Методика А.А. Нестеренко «Страна загадок»

                                               

                                     

                                     

                                                        Выполнила: Шаталова А.А.

                                              2014г.

                        «Город простых загадок»

Мы все хотим, чтобы наши дети были умными и здоровыми. Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить и изъясняться системно, с пониманием происходящих процессов.

Одним из объектов изобретательства для дошкольников является загадка. На материале загадок можно решить множество методических проблем: от систематизации свойств  предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. Кроме того, сочинение загадок – это творчество, доступное даже 4 – 5 летним детям.

Прежде чем начать обучать детей составлять загадки, целесообразно  познакомится с книгой  Аллы Нестеренко «Страна загадок».  А.А.Нестеренко разработаны модели составления загадок для детей школьного возраста. В адаптированном варианте данная технология позволяет научить составлять загадки и дошкольников. Автор предлагает с начало научить детей систематизировать предметы по некоторым признакам. Например: путешествие начинается с Города самых простых загадок. В этом городе есть четыре улицы: «Форма», «Цвет», «Размер», «Вещество». Чтобы загадать предмет в этом городе, надо описать его по форме, цвету,  размеру. Но прежде чем начать составлять настоящие загадки, пройдемся по улицам города.

Улица «Форма»

УПРАЖНЕНИЕ 2.1.

— Вот в этом домике живут круглые и плоские предметы. Угадайте, кто населяет домик. Какая команда  поселит в домик больше жильцов?

Считаем при помощи фишек.

УПРАЖНЕНИЕ 2.2.

— Стучимся в следующий домик, а нам отвечают: "Предметы, что живут здесь, встречаются в вашей группе, и в их форме есть прямоугольник. Пусть ребята вспомнят нас с закрытыми глазами". Внимание: закрываем глаза и думаем, пока я медленно сосчитаю до десяти. Потом тот, кого я трону указкой, отвечает, не открывая глаз.

Улица «Цвет»

Ведем разговор об оттенках цвета и их названиях. Можно выучить цвета радуги используя известную фразу помощницу:  «Каждый охотник желает знать где сидит фазан». А можно собрать копилку цветов (с помощью красок получить различные цветовые пятна на маленьких кусочках бумаги, потом наклеить их на большой общий лист  и каждому придумать название).

На улице цвет неожиданно появилась злодейка – резинка. Она слопала весь зеленый цвет, и теперь вокруг нет ничего зеленого – листья, трава, одежда и даже автомобили зеленые – все побелело. Нужно помочь жителям и вернуть им зеленый цвет. Получаем зеленый цвет путем смешивания желтого и синего.

Улица  «Размер»

Дети знакомятся с понятиями "длина", "ширина", "высота", учатся описывать размеры в сравнении (например, шире пенала, но уже спинки стула). Полезно начать разговор о предметах, обладающих парами противоположных свойств (толстый — тонкий, широкий — узкий, высокий — низкий и т.п.).

УПРАЖНЕНИЕ 2.4.

— Отгадайте загадку: что бывает сначала большим, потом маленьким? (Булка, конфета, сахар в чае...) — А что бывает сначала маленьким, а потом большим? (Человек, дерево, мыльный пузырь, тесто, все, что растет.)

— А что бывает то большим, то маленьким? (Надувная игрушка, складная мебель, ручка-указка...)

Здесь же мы делаем первые шаги в развитии воображения.

УПРАЖНЕНИЕ 2.5.

— К нам в гости пришел гномик. Гномик мечтает стать великаном. На улице "Размер" это возможно, требуется только помощь детей. Для того чтобы гномик вырос, надо рассказать всем, что гномик умеет делать какое-то дело, которое только рослому по плечу. Расти гномик предпочитает постепенно, не резко. Итак, начинаем: "Гномик такой большой, что может, как вы, сидеть за партой". Кто следующий? "Гномик может достать до потолка", "Гномик может достать птичку из гнезда", "...повалить девятиэтажный дом", "...выпить целое озеро", "...шагать с планеты на планету", "...гномику наша Земля кажется глобусом" и т.д.

В конце концов гномик сам страшно пугается своего великанского роста и просит сделать его крошечным. "Гномик теперь такой маленький, что может пройти в замочную скважину", — начинаю я. Дети продолжают: "Гномик такой маленький, что ему лужа кажется океаном", "...когда ему на голову упала хлебная крошка, он заплакал — подумал, что это кирпич", "...его невозможно увидеть даже в микроскоп". И наконец, "Гномик такой маленький, что он вообще ни одного дела сделать не может".

Улица «Вещество» - Метод Маленьких Человечков.

Наше путешествие заканчивается на центральной площади, где улицы пересекаются. Здесь живут загадки требующие описание предмета по форме, цвету, размеру и веществу вместе. Здесь начинается составление более сложных загадок.

В практике работы с детьми используются три основные модели составления загадок. Обучение должно идти следующим образом. Воспитатель вывешивает  одну из табличек с изображением модели составления загадок и предлагает детям составить загадку про какой-либо объект.  

Для составления загадки выбран объект. Далее детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.

Рекомендации: целесообразно значения признака в левой части таблицы обозначать слово с четко выделенной первой буквой, а в правой части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память: ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово  в целом. После заполнения таблицы воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строками правого и левого столбцов связку «КАК», «НО НЕ».

Модель №1.

                              Объект - Солнце

Какой? (какая?) (какое?)

Что бывает таким же?

Желтое

Лимон

Светит

Лампочка

Круглое

Мяч

Ответ: желтое как лимон;  светит ,но не лампочка;  круглое , но не мяч.

Модель №2  аналогична работе с первой моделью. Только тут дети говорят действие объекта. Что делает? Что (кто) делает так же?

Связка  «Но не».  «Город загадочных дел».

 Объект – Ласточка

Что делает?

Что (кто) делает так же?

Летает

Самолет  

Роет норки

Слепой

Крот

Ловит насекомых

Лягушка

- летает, но не самолет;
- роет норки, но не слепой крот;
- ловит насекомых, но не лягушка;

Модель №3 . Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок, сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и различное. На что похоже? Чем отличается?

Связка «Похоже на», «Но не». «Город похожестей и непохожестей».

Объект – Лужа.

На что похоже? 

Чем  отличается?

На облако

Но не плывет

На море

Но нет волн 

На зеркало

Но не разбить 

  • Похоже на облако, но не плавает;
  • Похоже на море, на нет волн;
  •  Похоже на зеркало, но не разбить;

Вывод:

Успешная прогулка по городу  самых простых загадок приведет к тому, что дети:

  1. Научатся описывать объекты по четырем признакам (форма – цвет – размер - вещество)
  2. Будут задавать вопросы о признаках объекта, пользуясь опорными словами или значками.
  3. Научатся составлять простые описательные загадки.
  4. Освоят правила игры в «Да-Нет».
  5. Получат опыт сравнения объектов по признакам и изменениям признаков объектов.
  6. Догадаются о том, что четырьмя признаками обходиться неудобно, их должно быть гораздо больше.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, сило...

«Обучение детей созданию образных характеристик объектов»

Конспект занятия  по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ....

СТАТЬЯ "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ " ( ТРИЗ технологии)

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тем...

Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками с ТНР по развитию звуковой культуры речи и коммуникативных способностей через обучение составлению образные характеристик объектов «Зима-зимушка в гости к нам пришла»

Опыт работы с детьми с ТНР в нашем ДОУ, был представлен на Фестивальном дне, в процессе   интегрированной образовательной деятельности с дошкольниками с ТНР по развитию звуковой ку...

Интегрированная образовательная деятельность с дошкольниками с ТНР звуковая культура речи и образные характеристики объектов «Зимнее волшебство».

Интегрированная образовательная деятельностьс дошкольниками с ТНРзвуковая культура речии образные характеристики объектов«Зимнее волшебство»....

Практикум для воспитателей "Обучение детей созданию образных характеристик объектов"

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции – общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности людей.Обучение детей выразительности речи &nd...