Активизация творческой поисковой методологии в построении образных характеристик объектов у детей с общим недоразвитием речи.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Горбунова Наталья Николаевна

Конспект НОД и презентация к НОД по лексической теме "  Весна" .Тема НОД " Ёжик в саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yozh_v_sadu_5.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация творческой поисковой методологии в построении образных характеристик объектов  у детей с общим недоразвитием речи.

Автор : учитель-логопед Горбунова Н.Н.

Конспект НОД

Тема: «Ёжик в саду». ( По картине И. Левитана «Цветущие яблони»).

Цель: развитие  творческого связанного рассказывания на основе ознакомления с картиной .

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

учить образовывать прилагательные от существительных;

познакомить с механизмом построения сложных прилагательных;

отрабатывать умение согласовывать прилагательные и существительные в роде и числе;

Коррекционно-развивающие: 

способствовать творческому развитию детей ;

развивать воображение ;

расширять поисковую методологию подбора слова;

закреплять умение составлять образные характеристики объектов;

описывать картину с точки зрения восприятия изображённого различными анализатором;

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать эстетическое восприятие окружающего;

знакомить с произведениями живописи;

Материалы и оборудование: ИКТ,  картина И. Левитана,  предметы :перо, зефир, воздушные шары, яйцо, роза, ёж, фоторамки, краски., Шопен «Весенний вальс», песня «Ёжик резиновый».

 Предварительная работа: наблюдения во время прогулки, просмотр мультфильма «Ёжик в тумане», рассматривание цветущих деревьев и кустарников.

Ход НОД:

1.Звучит песня «Ёжик резиновый».

Задание: запомнить кого или что   встретит ёж.

2. Беседа . Признаки весны

Комментируют , что происходит на экране: слайды «ёж спит », «ёж просыпается». Вывод : наступила весна .

3. Игра « Что не так?».

Задание (слайд корзина и яблоки)

4. Ребус  ( слайд Яблоня-цветы -яблоки ). Какие времена года зашифрованы в фотографии.

5. Динамическое упражнение.

Яблоня в разные времена года.( Движения тела+ мимика)

6. Работа с картиной.

Что происходит в саду?

Картина ( слайд) . Исаак Левитан. Цветущие яблони. 

Рассматриваем.

 Выделяем объекты( сад, деревья, поляна, сарай , скамейка).

Послушайте стихотворение Ольги Зориной.

Снежно-белые метели

Вновь укрыли старый сад,

Из весенней колыбели

Льётся нежный аромат.

В белом кружевном наряде

Яблонька прекрасней всех,

И в её лукавом взгляде

Слышится весенний смех.

4. Упражнение. 

А). Образование  прилагательных от существительных. 

Логопед предлагает отгадать какие слова-признаки зашифрованы в предметах.

Роза- розовый ( слайд)

Белок-белый ( слайд курица -яйцо – белок-желток)

Перо-легкий ( слайд)

Кружево- кружевное ( слайд)

Духи-ароматный( слайд)

Снег-снежный( слайд)

Облако  и Воздушный шарик- воздушный( слайд)

5. Дыхательное упражнение : дуем на перья.

6. Дидактическая игра. 

Пробуем зефир , нюхаем , подбираем признаки ( сладкий , воздушный, ароматный).

 Образование сложных прилагательных:

 Бело-розовый.

Зефир- ( слайд- розовый и белый) соединяем 2 половинки =бело-розовый цвет . Девочки в белом и розовом платье встают вместе. Дети описывают , что они видят.

Снег + белок = снежно-белый ( по опорным предметам)

Бело- кружевной. ( по опорным предметам)

7. Упражнение . Составляем словосочетания: + словоизменение по роду и числу:

мнемотехника ( по предметам) . Перед каждым ребенком лежат предметы , которые помогают вспомнить слова-признаки.

Сад- бело-розовый, легкий, воздушный,  снежно-белый, кружевной(слайд)

Дерево -розово -белое, легкое , воздушное,  снежно-белое, кружевное(слайд)

Цветы -розово-белые,  легкие, воздушные ,снежно-белые,  кружевные(слайд)

8. Логоритмическая пауза

Жил в саду колючий ежик,

Был клубочком и без ножек,                                      (Обнимают себя за плечи)

Не умел он хлопать - Хлоп-хлоп-хлоп,                     (Хлопают в ладоши)

Не умел он топать - Топ-топ-топ.                             (Выполняют "топотушки")

Не умел он прыгать - Прыг-прыг-прыг.                   (Прыгают на двух ногах)

Только носом двигать - Шмыг-шмыг-шмыг.           ( Выдох носом 3 раза)

А ребята в сад пришли,

Ежика в саду нашли,                                                   (Шагают на месте)

Научили хлопать — Хлоп-хлоп-хлоп,                      (Хлопают в ладоши)

Научили топать — Топ-топ-топ.                              (Выполняют "топотушки")

Научили прыгать — Прыг-прыг-прыг,                    (Прыгают на двух ногах)

Научили бегать…                                                      (Бегут на месте)

9. Вхождение в картину. Превращение + диалог.

Фея весна превращает детей .

Лети, лети лепесток

Через запад на восток

Через север , через юг.

Быть по моему вели….

Дети превращаются в облако , ветер,  бабочку, жука ( 1-перчатка- жук, 2-крылья бабочки на запястье пальцы-усики бабочки , , ветка) . Слова для чтения: ветер , облако.

 (1-снизу, 2-на уровне глаз ,3 -сверху)

 + помощь логопеда( жесты, мимика, предметы , звуки), слайды

Диалоги : бабочка и ветка, жук и ветер, облако и яблоня. (Слайды)

10. Пальчиковая гимнастика «Ежик» + мячики

Слайды: ёж и мяч массажный.

 Сравниваем и подбираем   прилагательные : круглый ,колючий.

Дети выполняют движения с мячом

Добрый ежик, добрый еж                    

На клубочек он похож.

У ежа иголки                                         

Очень, очень колкие.

Ежик, ежик, чудачек,                            

Где ты прячешься дружок?

Покажи иголки                                      

Очень, очень колкие.

Сердитый недотрога,

Живёт в глуши лесной.

Иголок - очень много,

А нитки не одной.

  11. Задание-рисование

Слайд: ёж и яблоня без цветов - ёж с веткой яблони(слайд), Что не так?

Рисуют на стекле пальцами (правой рукой цветы-левой- листья).

Логопед предлагает детям рассказать родителям о ветке яблони, используя слова-признаки и дорисовать насекомых или животных , которых они встретят на даче в выходные дни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика детей с общим недоразвитием речи

В теории и практике логопедии под общим нарушениям речи (ОНР) (у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом) понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирован...

Поисково-исследовательская деятельность детей с общим недоразвитием речи в процессе коррекции и развития средств родного языка

В статье раскрыто значение организации поисково- исследовательской деятельности дошкольников при проведении коррекционной работы с детьми с логозаключением ОНР, показаны особенности поиска и исследова...

Организация работы воспитателя логопедической группы по расширению и активизации словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи.

Воспитатель является связующим звеном между логопедом и детьми. Взаимодействуя с воспитианниками и организуя их деятельность, он постоянно и активно участвует в коррекционном процессе. Материал, предс...

статья "Психолого-педагогическая характеристика исследуемых детей с общим недоразвитием речи."

В статья дается характеристика исследуемых детей с ОНР (экспериментальная группа), сравнение детей с ОНР и детей без речевых проблем (контрольная группа)...

характеристика нарушений фонематических операций у детей с общим недоразвитием речи и с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

С точки зрения Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, общее недоразвитие речи – разные сложные речевые нарушения, при которых у детей страдает развитие всех сторон речи, относящихся к ее...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи II уровня речевого развития...

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Характеристика речи детей с Общим недоразвитием речи III уровня речевого развития...