Характеристика устной речи у детей с общим недоразвитием речи.
статья
Устная связная речь является одной из сложных форм речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Характеристика устной речи у детей с общим недоразвитием речи.
Устная связная речь является одной из сложных форм речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения.
Ф. А. Сохин отмечал, что связная речь обнаруживает все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его фонетической и лексической стороной, а также грамматического строя.
Поэтому судить об уровне речевого развития ребенка можно судить по тому, как он выстраивает связные высказывания
. Г. С. Тимофеева в своих работах отмечала, дети с ОНР сталкиваются с большими трудностями при овладении связной речью, особенно затрудняются говорить монологической речью. Ведь вести монолог, это умение составить в голове набросок того что ты будешь говорить и на протяжении всего речевого периода удерживать ее в памяти. Ведь страдает логическое мышление, в веду этого имеются недостатки в сфере лексики и грамматики
В высказываниях детей с ОНР отмечаются отсутствие четкости и последовательности изложения, фрагментарностью, отрывочностью. Как правило, дети в своих высказываниях акцентируют внимание на впечатлениях, и с трудом устанавливают причинно-следственные взаимоотношения героев своего рассказа.
Дети данной категории также испытывают трудности программирования содержания развернутых монологов, что выражается в отсутствии самостоятельности составления рассказов и их воспроизведения, где отмечаются, нарушается последовательность изложения, также это выражается в смысловых пропусках, незавершенности фрагментов, длительных паузах на границах фраз
В ходе анализа сформированности связной речи выявляются трудности овладения основными ее видами: пересказом, составлением рассказов с опорой на картину, с опорой на заданный план. Самостоятельный рассказ детей нередко заключается лишь в перечислении изображенных предметов, действий, дети могут зацикливаться на второстепенных деталях, опуская главное в содержании. А во время пересказов возникают трудности воспроизведения логики действий, их последовательности
Учеными установлено, что дошкольники, имеющие первый уровень речевого развития, характеризуется полным или почти полным отсутствием вербальных средств общения, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована.
Экспрессивный словарь детей данной категории состоит из нечетко произносимых бытовых слов, звукоподражаний и звукокомплексов, широко используются невербальные средства общения. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначения предметов, действий, качеств, а интонацией и жестами обозначают разницу значений.
Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети испытывают трудности в различении таких грамматических форм, как формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов. При восприятии обращенной речи доминирующим оказывается лексическое значение
Отличительная черта речевого развития этого уровня — ограничение способности восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова. Связная речь на данном уровне отсутствует. Благодаря возрастанию речевой активности ребенка осуществляется переход ко второму уровню речевого развития, где общение осуществляется не только с помощью жестов, лепетных слов, но и с помощью речевых средств, но искаженных в фонетическом и грамматическом отношениях
Дети дифференцированно называют предметы, и действия с ними, а также называют отдельные признаки. В речи могут использовать союзы, местоимения, простые предлоги в их элементарных значениях
Как показывают исследования Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, дети с третьим уровнем имеют в целом уже сформированную фразовую речь с немногочисленными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития; элементами аграмматизма в виде неправильного употребления существительных и прилагательных множественного числа в косвенных падежах, неправильного согласования существительных и прилагательных с числительными. Лексический словарь развит практически на уровне нормы.
Дети не умеют применять способы словообразования и словообразования приставочным и суффиксальным способами, а также не всегда могут подобрать однокоренные слова. Зачастую наблюдаются замены названия части названием целого, нужного слова другим, сходным по смыслу
Связная речь и на данном уровне остается недостаточно сформированной, особенно это проявляется в формулировании свободных высказываний, также в речи детей преобладают простые распространенные предложения, практически не используются сложные конструкции. Понимание обращенной речи значительно развивается, приближаясь к норме
Н. А. Никашина также указывает, что особое внимание следует уделить произносительной стороне речи детей дошкольного возраста с ОНР и дизартрией. Для большинства форм дизартрии характерны изменения мышечного тонуса речевой мускулатуры, которые имеют сложный патогенез, связанный и с локализацией поражения, и со сложной дезинтеграцией всего рефлекторного, двигательного и речевого развития. Поэтому в отдельных артикуляционных мышцах тонус изменяется по разному
Л. В. Лопатина выделяет следующие формы нарушения тонуса мышц в артикуляционной моторике:
1. Спастичночть артикуляционных мышц (постоянное повышение тонуса в мускулатуре языка, губ, в лицевой и шейной мускулатуре). При выраженном повышении тонуса мышц язык напряжен, оттянут кзади, спинка его изогнута, приподнята вверх, кончик языка не выражен.
Напряженная спинка языка, приподнятая к верхнему нёбу, способствует смягчению согласных звуков. Поэтому особенностью артикуляции при спастичности мышц языка является палатализация, что может способствовать недоразвитию фонематического слуха.
Ребенок, при произнесении слов, отличающихся твердостью и мягкостью согласного звука (пыл и пыль, мол и моль) может испытывать трудности в различении значений таких слов. Повышение мышечного тонуса в круговой мышце рта приводит к спастическому напряжению губ, плотному смыканию рта, что ограничивает активные движения.
Невозможность или ограничение объема движения языка вперед может быть связано со спастичностью подбородочно-язычной, челюстно-подъязычной и двубрюшной мышц, а так же мышц, прикрепляющихся к подъязычной кости.
Повышение мышечного тонуса в лицевых и шейных мышцах еще более ограничивает произвольные движения в артикуляционном аппарате
2. Гипотония артикуляционных мышц (снижение тонуса в мышцах речевого аппарата).
При данном нарушении тонуса язык тонкий, распластанный в полости рта, губы вялые, отсутствует возможность их полного смыкания. В силу этого рот полуоткрыт, отмечается выраженая гиперсаливация.
Особенностью артикуляции при гипотонии является назализация, когда гипотония мышц мягкого нёба препятствует достаточному движению небной занавески вверх и прижатию ее к задней стенке зева. При этом струя воздуха выходит через нос, а ротовая струя воздуха слаба, что приводит к нарушению произношения губно-губных смычных шумных согласных [п], [б] и их мягкие пары.
Затруднена палатализация, в связи с чем произношение глухих смычных согласных нарушено, кроме того, при образовании глухих смычных необходима более энергичная работа губ, которая также отсутствует при гипотонии. Легче произносятся губно-губные смычные [м, м'], а также губно-зубные щелевые шумные согласные, артикуляция которых требует неплотного смыкания нижней губы с верхними зубами и образования плоской щели – [ф, ф', в, в']. Нарушается произношение и переднеязычных смычных шумных согласных [т, т', д, д'], искажается артикуляция переднеязычных щелевых согласных ж, ш. Нередко наблюдаются различные виды сигматизма, особенно часто межзубный и боковой
3. Дистония (меняющийся характер тонуса мышц). При данном нарушении в состоянии покоя тонус мышц речевого аппарата низкий, но при попытке речи он резко возрастает. Характерной особенностью этих нарушений является их динамичность, непостоянство искажений, замен и пропусков звуков.
Нарушение речевой моторики при стертой дизартрии является результатом ограничения подвижности артикуляционных мышц, которое усиливается нарушениями мышечного тонуса, наличием непроизвольных движений (тремора, гиперкинезов) и дискоординированными расстройствами. Ограничение подвижности мышц речевого аппарата зависит от измененного мышечного тонуса, параличей и парезов артикуляционной мускулатуры, а также от оральной апраксии.
В результате недостаточной подвижности речевых мышц грубо нарушается звукопроизношение. Особенно ограниченной становится подвижность языка: отмечается недостаточность подъема кончика языка вверх в полости рта. В этих случаях страдает произношение большинства звуков. Если наблюдаются ограничения движения языка вниз, то это может нарушать произношение шипящих и свистящих фонем, а также гласных переднего ряда [и, э] и других звуков.
Ограничение движения языка назад нарушает артикуляцию заднеязычных звуков и некоторых гласных, особенно среднего и нижнего подъема [э, о, а]. Наряду с ограниченной подвижностью языка обычно отмечается малая подвижность губ, становится невозможным или ограниченным вытягивание губ трубочкой, растягивание углов рта, а также другие движения, которые меняют размер и форму преддверия рта, оказывая влияние на резонаторную функцию всей ротовой полости.
При поражении мышц губ страдает произношение, как гласных, так и согласных звуков. Особенно нарушается произношение лабиализованных звуков [о, у], при их произнесении требуются активные движения губ (вытягивание, округление).
Нарушается произношение губно-губных смычных звуков [п], [б], [м] и их мягких пар. Ребенок затрудняется вытянуть губы вперед, округлить их, растянуть углы рта в стороны, поднять вверх верхнюю губу и опустить нижнюю и выполнить целый ряд других движений.
Нарушения звукопроизношения утяжеляются ограниченной подвижностью мышц мягкого неба, парезы этих мышц ограничивают подъем небной занавески в момент речи, при этом происходит утечка воздуха через нос, голос приобретает назальный оттенок, искажается тембровая окраска речи, недостаточно выражены шумовые признаки звуков. Парезы мышц лицевой мускулатуры также влияют на звукопроизношение
Нарушения артикуляционной моторики характеризуются следующими признаками:
1. Дискоординационные расстройства, проявляющиеся в нарушении точности и соразмерности артикуляционных движений, в том числе тонких дифференцированных движений. Отсутствии выраженных парезов в речевой мускулатуре сказывается в том, что произвольные движения выполняются неточно и несоразмерно, часто с гиперметрией.
Произношение звуков нарушается серьезнее при произнесении автоматизированных звуков в слогах, словах и предложениях, что связано с запаздыванием включения некоторых артикуляционных движений, необходимых для произнесения отдельных звуков и слогов, поэтому речь становится замедленной и скандированной.
2. Насильственные движения и оральные синкинезии, искажающие произношение звуков. Звукопроизношение. Отмечаются подергивания языка, губ, иногда в сочетании с гримасами лица, проявляетя мелкое дрожание языка. Насильственные движения наблюдаются и в покое, и в статических артикуляционных позах, усиливются при произвольных движениях или попытках к ним. Этим они отличаются от синкинезий — непроизвольных сопутствующих движений, которые возникают только при произвольных движениях. Синкинезии могут наблюдаться не только в речевой мускулатуре, но и в скелетной, особенно в тех ее отделах, которые в анатомическом и функциональном планах имеют тесную связь с речевой функцией.
При движении языка у детей со стертой дизартрией нередко наблюдаются сопутствующие движения пальцев правой руки (особенно большого пальца).
3. Недостаточность артикуляционного праксиса (диспраксия). Выделяют два типа диспраксических расстройств: кинестетический и кинетический. При кинестетическом расстройстве наблюдаются трудности и недостаточность в развитии обобщений артикуляционных укладов, преимущественно согласных звуков.
Такие нарушения непостоянны, замены звуков неоднозначны. При кинетическом типе отмечается недостаточность временной организации артикуляционных укладов. При этом нарушается произношение, как гласных, так и согласных фонем
Таким образом, неполноценная речевая деятельность у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи оказывает негативное влияние на все сферы личности: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения и межличностного взаимодействия, отмечается недостаточная координация движения во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой, артикуляционной, существенно тормозится развитие игровой деятельности, имеющей, как и в норме, ведущее значение в плане общего психического развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ». Воспитатель МБДОУ детский сад комбинированного вида № 122 Кислякова В.П.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям.Сообщение из опыта работы и ниже предложен конспект...

Мастер-класс "Моделирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи приёмами мнемотехники"
В данном материале вы можете познакомиться со структурой проведения мастер-класса, деятельностью мастера (в данном случае учителя-логопеда) и необходимым оборудованием. А так же выдержками из мастер-к...
«Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи»
Обобщение опыта работы по теме: "Использование инновационных технологий в работе по формированию связной речи у детей с общим недоразвитием речи"Презентация "Составление описательных рассказов по теме...
Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи в ходе краеведческой работы
С каждым годом увеличивается число детей с нарушением речи и в связи с этим проблема речевых нарушений принимает глобальный характер. Известно, что любое нарушение речи в той или иной степени мож...

Консультация для педагогов «Особенности и формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи»
статья предназначена для педагогов детских чадов....
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УСТНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Специальными исследованиями установлено, что старшие дошкольники с общим недоразвитием речи, имеющие третий уровень речевого недоразвития, значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в ...
