Консультация для воспитателей "Связная речь - как приоритетное направление в развитии дошкольника"
консультация по развитию речи на тему

Грачёва Тамара Павловна

В  консультации раскрывается значение связной речи в развитии дошкольника, даны  некоторые рекомендации по работе в данном  направлении, раскрыты основные методы и приёмы. Может быть полезна молодым специалистам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon svznaya_rech_konsultatsiya_dlya_vospitately.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

                            Консультация для воспитателей

             «Связная речь – как приоритетное направление

                                в развитии  дошкольника»

  В настоящее время в обществе происходит смена устоявшихся традиций, образа жизни и мышления, стиля общения и взаимодействия людей.  Дают о себе знать новые социальные нормы и установки, меняются личностные эталоны и идеалы.

          Предъявляются новые, повышенные требования  к дошкольному образованию, личностным  качествам со стороны школы, родителей, общества.

           Неуклонно растет объём знаний, который нужно передать детям, а детям со своей стороны усвоить его.

Все это вызывает проблемы в социальной адаптации  ребенка  (неуспеваемость в школе, непринятие сверстниками, психологические срывы и т.п.).

          Для того чтобы помочь детям справиться с ожидаемыми их сложными задачами, нужно позаботиться о современном и полном формировании у них речи, так как именно речь является  одним из важнейших факторов развития полноценной личности. Обладая хорошо развитой связной речью, ребенок может давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и  полно, аргументировано и логично излагать собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы, что является непременным условием для написания программных сочинений и изложений.

          Среди многих важных задач воспитания и обучения  детей в детском саду, речевое  развитие – одна из главных.  В работе по развитию речи выделяются три основных направления:

-  структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);

- функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции - развитие связной речи и речевого общения);

- когнитивное (познавательное) – формирование способности к элементарному осознанию языковых и речевых явлений).

           На разных возрастных этапах первостепенное значение  приобретает та или иная задача.

В раннем возрасте, когда речь ребенка становиться средством общения, формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи. В первой и второй младшей группе – создание условий для обогащения и активизации словаря, использование детьми в устной речи несложных предложений. В среднем возрасте – освоение детьми правильного произношения все звуков родной речи; формирование навыков  пересказывания и составление небольших рассказов. В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Детей подводят к звуковому анализу слов, учат делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, дети получают первые представления о слове и предложении.

Во всех возрастных группах проводится работа по развитию связной речи и формированию культуры общения.

          Как приоритетное выделяется овладение диалогической речью, так как именно диалогическая речь является необходимым условием полноценного социально – эмоционального развития.

           Развитый диалог позволяет ребенку легко входить в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками. В диалогической речи коммуникативная (социальная) функция – основополагающая и во многом определяет языковое насыщение диалога. Освоение разных сторон речи является необходимым условием диалогической речи, и в тоже время развитие диалогической речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная диалогическая речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым  строем, словарным  составом, грамматическим строем.

Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

          В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения монологической (интеллектуальной, планирующей) речи.

Успешное решение задач по развитию диалогической и монологической речи зависит от многих условий:

1. Речевая среда – должна нести информационный  и эмоциональный смысл. Организация речевой среды в группе имеет следующую цель: содействовать совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми  более старшего и более младшего возраста.

Речевые уголки: все необходимое для индивидуальной и подгрупповой работы (наглядный материал, пособия, дидактические игры по развитию речи;  разнообразные пособия и материалы для развития мелкой моторики рук и подготовки к обучению письму; для развития речевого дыхания и т.д.).

Речь воспитателя должна быть ясная, четкая и отчетливая (хорошая дикция).

* Правильное произношение всех звуков родного языка.

* Использование в своей речи литературного произношения.

* Правильное использование интонационных средств выразительности.

* В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкости голоса.

* Связно и доступно рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции  (в соответствии с возрастом детей).

* Не допускать повышенного тона, грубых выражений.

2. Воспитательно – образовательный процесс.

3 Индивидуальные особенности личности.

4. Социальное благополучие.

5. Общение со сверстниками. Особое значение в старшем дошкольном возрасте следует уделить диалогическому взаимодействию детей друг с другом (со сверстниками).

6. Общение со взрослыми.

7. Семья.

          Дети достигают больших успехов в  развитии связной речи в условиях социального благополучия, которое подразумевает, что окружающие их взрослые (в первую очередь семья) относятся к ним с чувством любви и уважения; когда взрослые считаются с ребенком, чутко прислушиваясь к его мнению, интересам, потребностям и т.д; когда взрослые не только говорят сами, но и умеют слушать своего ребенка, занимая позицию тактичного собеседника.

         На речевом развитии  ребенка отрицательно могут сказаться:

- речевое общение взрослого, оторванное от реальной жизни, от его деятельности;

- побуждение ребёнка к заучиванию длинных, сложных стихотворений;

- обучение, которое основывается на словах, а не на практике;

- обращенная к ребёнку речь взрослого, которая изобилует сложными, непонятными для ребёнка словами, отсутствующими в его лексиконе, а также длинными пространными объяснениями.

           Положительно влияют на развитие речи ребёнка:

- правильная, хорошо интонированная речь взрослого. Привязанная к определённой ситуации общения и предметно- практической деятельности, доступной ребёнку;

- специально организованная взрослым диалогическая последовательность обмена репликами, когда вопрос, заданный ребёнку, содержит подсказку правильного ответа, модель его построения, необходимые для этого лексические единицы в правильной грамматической форме;

- корректная, уважающая личность ребёнка форма предъявления ему замечаний и рекомендаций по исправлению речевых ошибок;

- речевое общение, ориентированное на практическое взаимодействие взрослого с ребёнком во время прогулок и игр.

        На развитие связной речи важное влияние также оказывают   традиции и уклад жизни, исторические, культурные, национальные ценности родного края (региональный компонент).

          Формирование связной речи осуществляется как в процессе разнообразной  практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим, так и на специальных занятиях.

            Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей. Коммуникативный подход предполагает широкое использование форм и приёмов обучения (включая игровые), способствующих активизации разнообразных речевых проявлений у ребёнка. Особое внимание при этом уделяется обучению тем видам связных высказываний,  которые  прежде всего используются в процессе усвоения ими знаний в период к подготовки к школе.

                       

                                                                                                      Приложение № 1

                     

 Общие принципы обучения

  1. Построение непосредственно образовательной деятельности в соответствии с возрастными особенностями детей.
  2. Речевой образец педагога.
  3. Применение игровых приёмов с учетом задач обучения.
  4. Широкое использование средств наглядности.
  5. Выбор методов и приёмов с учётом задач развития связной речи.

          В дошкольном возрасте дети овладевают основными типами монологической речи: пересказом и рассказом (в  элементарной форме).

          Пересказ – это связное выразительное воспроизведение прослушанного художественного произведения. Ребёнок излагает готовое содержание и пользуется речевой формой автора и чтеца. Но это не передача текста наизусть. Не заучивание, Важно, чтобы ребёнок осмыслил текст, передал его свободно, но с сохранением основной лексики автора, сопереживания его героям (в основном подробный или близкий к тексту рассказ).

          Рассказ – более сложный вид связной речи, так как создание нового текста сложнее воспроизведения литературного произведения.  Рассказ – это самостоятельно составленное развёрнутое изложение какого либо факта, события. Ребёнок должен сам в соответствии с заданной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

          По форме рассказы могут быть описательными или сюжетными.

Описательные – изложение характерных признаков отдельных явлений или предметов, носит деловой характер, в нём много точных определений, обстоятельств. Лаконично, присутствуют элементы образности. Описательные рассказы делятся на сравнительные: описание 2 предметов с контрастными признаками, основанное на поэтапном сопоставлении их однозначных признаков (например: вначале по величине, далее по цвету, материалу, деталям, форме), и объяснительные, где присутствуют элементы рассуждения, доказательства, сопровождаемые показом называемых действий.

Сюжетные (повествовательные) – это передача событий, происходящих в определённой временной последовательности с каким либо героем.

Основные виды рассказывания:

* Пересказ литературных произведений.

* Рассказывание по игрушке.

* Рассказывание по картинке и серии сюжетных картин.

* Рассказы из опыта детей.

* Творческие рассказы.

         

          Обучение рассказыванию начинается с простого пересказа  коротких, несложных по содержанию литературных произведений и доводится до высших форм самостоятельного творческого рассказывания.

В процессе обучения рассказыванию применяются специфичные методические приёмы, назначение которых – получить от ребёнка связное высказывание, а не ответ словом, фразой, жестом.

По обучающей роли приёмы делятся на прямые (образец, объяснение, вопрос, оценка детского ответа, указание и др.) и косвенные (напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика). На одном занятии употребляется комплекс приёмов.

 Основные приёмы:

Образец рассказа или речевой образец -  правильная, заранее отработанная речевая деятельность воспитателя , предназначен для подражания: ребёнку показывают результат, которого он должен достичь, определяет примерное содержание, объём и последовательность изложения, определяет подбор словаря (прямой обучающий приём, используется чаще всего в начале занятия). Преподносится детям  подчёркнуто чётко, неторопливо, сопровождается пояснением, указанием. Разновидность – частичный образец – употребляется в процессе закрепления умения рассказывать, если ребёнку трудно даётся выполнение какого- либо задания (например: придумывание начала повествования). Дублёр образца – воспитатель последовательно описывает две разные игрушки и поясняет обязательные элементы этих описаний.

Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Может повторяться воспитателем, индивидуально ребёнком, совместное повторение воспитателя и ребёнка или двух детей, хоровое.

Объяснение – рассказывание воспитателем сущности какого-либо явления или образа действия (в основном в словарной работе, но может использоваться при решении других задач).

Указание – разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.

Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определённых речевых действий для выработки определённых речевых умений и навыков.

Оценка детской речи – развёрнутое мотивированное суждение об ответе ребёнка, раскрывающее степень  усвоения знаний и речевых умений. Оценивается 1 – 2  качества детской речи, даётся сразу после ответа, чтобы её приняли во внимание другие дети при  ответах. Оценка в основном положительных сторон речи. Если  недостатки, ребёнку можно предложить «поучиться» - попытаться исправить свой ответ. В других случаях воспитатель может высказаться более кратко – похвалой, замечанием, порицанием. В одном занятии оценивать лишь некоторых детей.

Вопрос – словесное обращение, требующее ответа, задание ребёнку, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний. По характеру и степени сложности ответов выделяют три вида вопросов:

- репродуктивные (констатирующие):

наиболее лёгкие, доступные, требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями (кто? кто это? что? что это? что  делает?). Ответы однозначные.

- поисковые вопросы:

более сложные, предполагают использования в ответах полных  распространенных предложений (вопрос начинается с вопросительных местоимений или наречий: где? куда? откуда? как? когда? сколько? какой?).

- проблемные вопросы:

Эти вопросы сложнее по синтаксической конструкции и по содержанию, т.к. требуют осмысливания причинно-следственных связей, установления смысловых ассоциаций – связаны с развитием логического мышления (начинаются вопросительными наречиями почему? зачем?).

В обучении ответам  на вопросы большую роль играет помощь воспитатель как в форме образца ответа, так и в использовании такого приёма, как подсказывающее начало ответа на поставленный вопрос.

Например. Кто это?                   - Это мальчик.

                   Что делает кот?       - Кот спит.

                   Где спит кот?           - Кот спит на диване.

Неправильный вариант затрудняет ответы детей.

                   Это кто?

                   Что кот делает?

Работа начинается с наиболее простых и лёгких вопросов, постепенно используются все виды вопросов.

Беседа по содержанию. Цель – усвоение содержания произведения.

План рассказа – 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. В процессе занятия можно ввести дополнительные пункты плана. Это активизирует детей, является средством индивидуализации. Пример. При описании детьми подготовительной группы своих комнат может быть предложен такой план:  

1.На каком этаже твоя комната?  

2.Какая она?   Если дети справляются с заданием, можно предложить новые дополнительные вопросы (на этом же занятии после 2-3 ответов):  

1.Кто поддерживает в комнате чистоту?  

2.Как ты помогаешь в уборке?

Дополнительный прием – воспроизведение плана детьми. Предложить детям  всем про себя повторить, о чём и как они будут рассказывать, и вызвать 1-2-х детей для ответа вслух.

Коллективный разбор плана (придумывание по картине или на заданную тему). До начала выполнения задания обсудить с детьми некоторые вопросы плана. На один и тот же пункт плана предложить нескольким детям ответить с места,  побуждая каждого по- своему описать предмет. Пример.  «Какую игрушку нашла девочка?»  Этот прием помогает оживить инициативу детей, заранее активизировать нужный словарь.

Коллективное составление рассказа. Используется на первых ступенях обучения творческому рассказыванию. В работе активно участвуют все дети, получают наглядное представление о том. Что значит придумывать рассказ.  Употребление этого приёма ограничено, так как  речевая деятельность детей заключается лишь в составлении фраз, подбором слов, они мало упражняются в монологической речи.

Составление рассказа по частям. Занятие становится разнообразным, интересным, содержание рассказов полнее и глубже. Удаётся спросить большее количество детей. (Описание картин).

Подсказ вариантов (сюжета, обстоятельств  действий). Применяется, если ответы детей однообразны, бедны. Развитие фантазии.

Окончание детьми рассказа, начатого воспитателем.

Дидактические игры на описание. Проводятся после нескольких занятий по обучению рассказыванию, так как важным условием является активное участие всех детей, свободное владение материалом. (Игры типа загадок: «Что за птица?»,  «Отгадай, кто это?», игры-путешествия, игры с картинками и игрушками: «Почта», «Магазин», игры с раздаточным материалом). Распространённым приёмом в этих играх является план рассказа и образец рассказа.

Рассматривание художественных иллюстраций – вызывает нужный эмоциональный настрой.

Использование художественных произведений (небольшой рассказ, стишок, потешка, загадка).

Сравнение. (Пример: разных по настроению картин).

Момент соревнований. (Чей рассказ окажется самым интересным?)

Анализ рассказа воспитателя. Детям задаются вопросы: «С чего я начала свой рассказ?», «Как я рассказала о времени года?»

Использование музыки, поэтических произведений при обучении рассказыванию по пейзажной картине – для лучшего понимания определения художественного замысла.

Инсценировки, драматизации по ролям с использованием игрушек, силуэтов фланелеграфа

(рассказ сопровождается действием).

Действия с видеокамерой (действия по выбору).  Пример: «Кто увидит на картине то, чего не заметили другие?», «Кто больше увидит и назовёт объектов?».

Картины – схемы (моделирование).

Игра с телефоном, микрофоном.

Решение речевых логических задач. Детям приходится искать ответ на какой-то вопрос,  продолжать начатый воспитателем рассказ – загадку о природе.

Эмоциональный настрой детей – напоминание детям воспринятого ими ранее. (Предложить наглядный материал – игрушку, фотографию, картинку и др.).

Составление письма – необходимо достоверно, понятно и кратко рассказать о своём опыте.

                                                                                                                                                                                        

                                            Литература

1.  Гербова В.В.  Развитие речи в детском саду.  Программа и методические рекомендации. - Издательство «Мозаика-Синтез», Москва, 2005.

2. Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приемы. Методическое пособие. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2003.

3. Бородич А.М. Методика развития речи детей, - М.: Просвещение, 1984.        

4. Соловьёва О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду. М.: Просвещение, 1966.

5. Основы теории речевой деятельности  / Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Просвещение, 1974.

6. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). Изд. 4-е. Пособие для воспитателей детских садов. М., «Просвещение», 1972.

7. Короткова И.П. Обучение рассказыванию в детском саду. (Из опыта работы). М., «Просвещение», 1978.

8. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий  / Под ред.  О.С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

9. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников: Кн. Для воспитателей дет. сада и родителей / О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова, Е.М. Струнина и др.; Под ред.  О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996.

10. Занятия по развитию речи в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада / Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова, А.Г. Арушанова и др.; Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Просвещение, 1993.

11. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой.

12. Гризик Т.И. Развитие речи детей 5-6 лет: мето. Пособие для воспитателей  дошк. образоват. учреждений \ Т.И. Гризик, Л.Е. Тимощук. – М.: Просвещение, 2006.

13. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада / В.И. Логинова, А.И. Максаков, М.И. Попова и др.; Под ред. Ф.А. Сохина. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1984.

14. Павленко и. н., Родюшкина  Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю. Беловой. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

14. Мурашковская  Картинки без запинки. (Схема связей по картине – установление связей между частями картины, вопросы).

15. Ефименко Л.Н.  Ж-л  Дошкольное воспитание  № 10/1990г. Картины схемы (описание предмета по схеме).

16.Ветлугина Н.А. «Речевое сопровождение сеанса» / Эстетическое воспитание в детском саду.

17. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР.