конспект занятия по теме «Зима. Зимующие птицы»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Блинкова Светлана Петровна

Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР по лексической теме «Зима. Зимующие птицы» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zima.zimuyushchie_ptitsy.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы»

Звук [j].  Буквы Йй, Ее, Её, Юю, Яя

Занятие 1

Коррекционно-образовательные цели. 

Обобщение представлений о зиме и типичных зимних явлениях в природе. Расширение и уточнение, актуализация словаря по теме «Зима» (зима, месяц, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, стужа, вьюга, буран, снегопад,  снежинка, сугроб, гололед, птица, снегирь, синица, ворона, голубь, воробей, дятел, свиристель, щегол, крыло, перо, хвост, оперение;  покрывать, выпадать, идти, заметать, завывать, прилетать, голодать, замерзать, искриться, блестеть, переливаться; белоснежный,  искрящийся, холодный, зимующий). Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней. Совершенствование грамматической стороны речи (составление предложений с противопоставлением). Совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели.

 Развитие связной речи, всех видов восприятия, творческого воображения.

Воспитательные цели. 

Воспитание эмоционального отклика и изображенное на картине, инициативности, самостоятельности, творческого воображения.

Оборудование. 

Аудиопроигрыватель, аудиокассета с записью звуков природы, фланелеграф, репродукция картины И. Грабаря «Зимний вечер», репродукция картины И. Шишкина «Зима», контейнер со снегом и льдом, салфетки для рук, мяч, плоскостные изображения кормушки и зимующих птиц, плоскостные изображения снежинок с напечатанными на них предложениями

Ход занятия:

1. Организационный момент. 

Логопед приглашает детей в кабинет, где на мольберте стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер», И. Шишкина «Зима». Логопед включает кассету с записью воя вьюги и шума ветра. Дети проходят к столу и садятся на стульчики. Логопед выключает магнитофон.

На дворах и домах

Снег лежит полотном

И от солнца горит

Разноцветным огнем.

На безлюдный простор

Побелевших полей

Смотрит весело лес

Из-под черных кудрей...

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

- Сегодня мы с вами начнем разговор о зиме, которая уже вступила в свои права. Вы вспомните все, что знаете об этом времени года и его приметах. А сейчас скажите, какие звуки вы услышали, когда вошли в кабинет?

(Шум ветра, вой вьюги.)

- Какая вьюга? (Холодная, злая, колючая.)

- Какой ветер? (Зимний, студеный, злой.)

2. Упражнение «Узнай по запаху». 

Логопед предлагает детям закрыть глаза, подносит к их лицам

контейнер со снегом и льдом, просит сделать глубокий вдох.

- Сделайте глубокий вдох через нос, не поднимая плечи. Какой запах вы почувствовали?

3. Упражнение «Сравни и расскажи». 

Логопед предлагает детям взять из контейнера по кусочку льда и комочку снега.

- Снег и лед — их появление связано с наступлением зимы. Сравните их и расскажите об этом.

(Снег мягкий, а лед твердый. Снег пушистый, а лед гладкий. Снег белый, а лед прозрачный. Снег тает быстрее, а лед медленнее.)

Логопед. Очень хорошо. Молодцы!

4. Беседа о зиме и ее приметах. 

- Вчера мы с вами были на прогулке в парке и видели, что происходит в природе с наступлением зимы. Вспомните, о чем мы говорили. Перед вами стоят репродукции картин И. Грабаря «Зимний вечер» и И. Шишкина «Зима». На первой картине изображена банька на околице деревни, а на второй — уголок ельника. Рассмотрите картины. Это поможет вам ответить на мои вопросы. Старайтесь использовать в своих ответах слова, отвечающие на вопрос «Какой?» Какое время года наступило?

(Наступила холодная зима.)

- Что лежит на земле и деревьях?

(На земле и деревьях лежит пушистый снег.)

- Какие деревья зимой?

(Деревья стоят голые, темные и кажутся замершими.)

- Какое небо? (Небо высокое и ясное.)

- Какой воздух?

(Воздух морозный и чистый.)

-Слышится ли что-то в лесу?

(В лесу тишина. Только иногда слышится, как упала с еловой лапы снежная шапка, да вдалеке стучит дятел.)

5. Игра с мячом «Какой лес?» 

Логопед приглашает детей пройти на ковер, предлагает встать в круг и берет у руки мяч.

- Я сказала вам, что на картине И. Шишкина изображен ельник — лес из елей. Давайте вспомним, как называют лес из других пород деревьев.

В игре образуются следующие пары словосочетаний:

лес из осин, осиновый лес осинник;

лес из ольхи, ольховый лес ольшаник;

лес из берез, березовая роща березняк:

лес из дубов, дубовая роща — дубрава:

лес из сосен, сосновый бор — сосняк.

6. Сообщение плана рассказа логопедом. 

- А сейчас вы составите рассказы по картинам «Зимний вечер» и «Зима». Используйте такой план:

Что изображено на картине?

Какое время года наступило?

Что лежит на земле и деревьях?

Какие деревья зимой?

Какое небо?

Какой воздух?

Слышится ли что-то в лесу?

Я надеюсь, что вы внимательно рассмотрите картины и добавите в рассказы что-то от себя.

7. Составление рассказов по картинам И. Грабаря и И. Шишкина. 

1-й ребенок. На картине «Зима» нарисован уголок зимнего леса. Мы видим густой ельник, покрытый снегом. Снег лежит на земле, на поваленных деревьях, на старых елях и на молодых елочках. Снег белый, чистый и пушистый. В глубине леса — светлая поляна. Над ней высокое морозное небо. Воздух в лесу чистый и холодный. На ветке старой ели сидит одинокий клест. Стоит тишина.

2-й ребенок. На второй картине изображена околица деревни зимним вечером. Возле забора под березами стоит старая банька. И земля, и крыша баньки, и стог сена вдали покрыты снегом. Снег кажется голубым и очень холодным. Садится солнце, и небо вдалеке розоватое. Видно, что это морозный вечер. За банькой и вдалеке на холмах чернеет лес.

8. Упражнение «Раздели на слоги». 

- Вы разглядели на картине «Зима» одинокого клеста. А каких еще зимующих птиц можно встретить в лесу зимой?

- Вы вспомнили много названий зимующих птиц. Молодцы. А теперь разделите их на слоги.

9. Упражнение «Что изменилось?»

- Еще раз посмотрите на птиц возле кормушки. Запомните, кто где находится.

10. Упражнение «Волшебные снежинки». 

- Вот какие волшебные снежинки влетели к нам в окно. Прочитайте предложения, написанные на них.

(Вот и зима! Везде снег. На дубе сидит сова. А под дубом — снеговик.)

11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

                                                         Литература:

                             

Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе детского сада для детей с ОНР.