Конспект занятия по развитию речи "Зима. Зимующие птицы с использованием пересказа рассказа Н. Сазоновой "Теплая кормушка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Чинакаева Хайрия Жианшеевна

Данный материал могут использовать воспитатери речевых групп для детей подготовительного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект под  по развитию речи «Зима. Зимующие птицы,

с использованием пересказа рассказа Н. Созоновой «Теплая кормушка»

Цель: Совершенствование лексико-грамматических представлений, употребление предлогов с помощью схем. Развивать связную речи детей посредством художественной литературы

Образовательные задачи: 

-уточнять и закреплять знания детей о признаках зимы, представлений о зимующих птицах, обобщающего понятия "зимующие птицы".

- расширять и активизировать словарь по теме «зима, зимующие птицы»;

- продолжать знакомить детей со словообразованием;

- упражнять в подборе родственных слов, слов действий (глаголов)

-познакомить со значением предлогов и со схемами предлогов «НАД», «ПОД», «ИЗ-ЗА», «МЕЖДУ»;

 -совершенствовать умение детей составлять предложения по заданному предлогу и схеме к ним;

- познакомить с новым рассказом «Теплая кормушка» Надежды Сазоновой

-формировать умение детей связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст, совершенствовать навык пересказа.

 Развивающие задачи:

 - развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание;

 - развивать связную, грамматически правильную диалогическую  и монологическую речь;

Воспитательные задачи:

- воспитывать доброе и заботливое отношение к птицам, проявлять заботу о них;

Предварительная работа:

 - рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлениях;

 - знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме;

- разгадывание загадок о зимних явлениях, о птицах;

 - беседы о птицах, наблюдения за птицами;

 - рассматривание альбомов о птицах, как выглядят, чем питаются.

Интеграция областей:

 - речевое развитие;

 - познавательное развитие;

 - социально – коммуникативное развитие;

 - физическое развитие.

Методические приёмы:

 -словесные объяснения, словесная игра, пальчиковая гимнастика. Закрепить слова: морозная, снежная, вьюжная,  суровая.

 - игровые – физминутки;

 - сюрпризный момент – коробка

 - наглядные

Демонстрационный материал:

 -картинки «снег, снежинки, сугробы», деревья, снежинки, картинки зимующих птиц,  схемы предлогов, схема буквы,  буквы.

Ход занятия.

-Ребята, кто сегодня обнаружила вот эту коробку?  Может наши гости принесли?

Как вы думаете, кто бы мог принести ее нам? Здесь есть записка. «10 группе «Звездочки».

-Очень хочется узнать, что там внутри. А Вы хотите узнать, что там внутри? Так давайте попробуем её открыть. (Открывают коробочку, внутри разрезные картинки, картинки «Зима» (Снежинки, снег, сугробы, деревья, кусты).

-Здесь картинки деревьев, сугробы, снежинки и т.д.

-А давайте сложим картину  на доске с помощью этих картинок и попробуем понять от кого  же эта коробка.

(Если не догадаются, применить буквы подсказки ЗИМА)

- Какая картина красивая у нас получилась!

- Какое название мы можем придумать для этой картины? (Предположительные ответы детей)

- Вы догадались, от кого же эта коробка? (Дети отвечают)

-А почему вы так решили?

-Да, действительно по всем признакам, это зима нам подарила эту коробку.

-Ребята, посмотрите, здесь есть еще одно дерево. Чем оно отличается от деревьев на нашей картине?

-Непорядок, нужно укрыть снегом наше дерево, чтобы оно не замерзло, может в коробке есть снег (снежинки)

-Я вам предлагаю поиграть в игру.

Игра «Родственные слова»

-  Вам нужно придумать родственные слова к слову СНЕГ, за каждое слово – вы получите одну снежинку и прикрепите ее на ветку дерева. (Дети называют слова и снежинки на ветки к доске (снег, снежок, снежный, санки, сосулька заснеженный, белоснежный, снежинка, снегопад, снеговик, Снегурочка, подснежник, снегоуборочная, снегозащитная, Белоснежка, снешколеп, салазки, снегокат, и т.д.)

-Молодцы, ребята! Вот теперь все деревья защищены от холода.

-Ребята, наступила зима, а сколько месяцев будет она длиться? (ответы детей)

- Назовите третий зимний месяц, второй, первый.( Февраль, январь, декабрь.)

- Расскажите о зиме. Какая она? А ещё какая? А холодная бывает? А вьюжная? (Холодная, студеная, снежная, заснеженная, белоснежная,  вьюжная, красивая, весёлая)

- Может еще что-то есть в коробке, посмотрим?

- В коробке есть картинки птиц.

-Какие это птицы?  (Зимующие птицы.)

-Снегирь, свиристель - это пролетные птицы.

-Прикрепите их на нашу картину и назовите их.

- А как птицы переносят холода? Чем питаются? Где прячутся от холода?

- Мы должны заботиться о них зимой, подкармливать.

-Что же есть еще в коробке?

-Мы часто в своей речи употребляем короткие слова - предлоги.

-Ребята я хочу вас познакомить со схемами предлогов.

- Эта схема предлога «НАД».

(Маленькое слово «НАД» мы говорим тогда, когда предмет находится выше другого предмета и не соприкасается с ним)

- Схема предлога  «ПОД»

(Маленькое слово «ПОД» мы говорим тогда, когда предмет находится ниже другого предмета и не соприкасается с ним)

-А эта схема предлога  «ИЗ-ЗА»

(Маленькое слово «ИЗ-ЗА» говорим тогда, когда предмет был позади другого предмета и начал двигаться оттуда)

-А эта схема предлога  «МЕЖДУ».

(Маленькое слово «МЕЖДУ» мы говорим тогда, когда справа и слева есть еще какие-то предметы)

Игровое упражнение «Размести  на свое место»

- Я вам предлагаю поиграть в игру.

-Вам нужно разместить птиц на свое место, согласно выбранной схеме предлога. (Дети берут перевернутые схемы и согласно схеме, на котором зашифрован предлог, размещают любую птицу на свое место.)

- Молодцы!

-В коробке еще есть буквы и схема букв.

-Птицы  любят собираться в стаи.

 Упражнение «Определи звука в слове»

-У меня есть схемы букв  Р и Л.

Помним, что буква у нас одна, а звуков две - мягкий и твердый звук. Вам нужно разместить одних птиц,   в составе слова, которых имеется звук (Р) и (Р/) на дерево в котором есть эти звуки (береза) и птиц  в составе слова которых имеется звук (Л) и (Л/) на дерево в котором есть эти  звуки (клен.

- Все остальные птицы перелетают на любое дерево.

 

Физкультминутка «Зима»

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)

По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)

Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)

Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)

В речке стала вдруг вода

Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)

Вьюга злится, 

Снег кружится, (Дети кружатся.)

Заметает все кругом

Белоснежным серебром. (Плавные движения руками.)

-А сейчас присядьте на вои места, я прочитаю вам рассказ

Н. Сазоновой «Теплая кормушка»

-Ответьте на вопросы:

1.Как называется рассказ?

2. Кто автор?

2. Откуда шел Ваня?

3. Что он нес в руке?

4. Чего не заметил Ваня?

5. Когда он обнаружил пропажу варежки и пряника?

6 . Кто в это время налетел на  пряник и начал его клевать?

7. Что подумал Ваня?

-Молодцы, ребята.

Пальчиковая гимнастика «Я зимой кормлю всех птиц»

Я зимой кормлю всех птиц – (Дети загибают или разгибают пальцы на руке,

                                                   перечисляя птиц)

Голубей, ворон, синиц,

Воробьев и снегирей –

Вот кормушка у дверей. (Показывают одной рукой на кормушку)

Дам им булки, пшенной каши,

Дам им зерна, семена. (Загибают или разгибают пальцы на другой руке, перечисляя корм)

А синице дам я сало

Пусть клюет его она. (Собранными в щепотку пальцами рук имитируют движения)

-А теперь, я еще раз прочитаю вам этот рассказ, а вы постарайтесь запомнить и пересказать.

(Чтение рассказа повторное.)

-Молодцы!

Рефлексия:

- Давайте вспомним, о чем мы говорили сегодня на занятии?

–Что нового узнали?

-Что вам понравилось?

-Что Вам было легко сделать?

-Что было для вас трудной задачей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы "Пересказ рассказа Е. Пермяка "Про нос и язык"

Данное занятие способствует    закреплению  лексики  по теме «Части тела", дети  учатся подбирать антонимы; активизировать глагольный    словарь,   согласовыват...

Конспект занятия по развитию связной речи в старшей группе. Пересказ рассказа "В берлоге" (по Н. Сладкову).

Обучение последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, демонстрация наглядной модели "медвежонок"....

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему: : Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

Задачи:- учить передавать художественный текст, связно, последовательно, выразительно, без помощи воспитателя, применяя схемы. -учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прила...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Тема: « Пересказ рассказа «Еж» по Е.Чарушину...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята» »

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: «Пересказ рассказа Е. Чарушина «Лисята». Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет. Программа. Методически...