Система работы по формированию звуко – слогового анализа и синтеза слова.
методическая разработка по развитию речи по теме

Иванова Елена Александровна

В основе обучения грамоте лежит аналитико-синтетическая работа над слогом и словом, развитие фонематического слуха ребёнка и умение заменить фонемы соответствующими буквами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система работы по формированию звуко – слогового анализа и синтеза слова.

Старший возраст (5- 6лет).

Тема

Задачи

Создание развивающей среды

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

Развитие слухового внимания, восприятия на речевых звуках

1. Различение близких по  

   звуковому составу слов,  

   состоящих из бездефектных  

   звуков.

2. Развитие чувства ритма и

   рифмы в стихотворной форме.

3. Развитие фонематического

    слуха

4. Развитие памяти

5. Развитие способности

    размышлять, думать.

6. Воспитывать нравственно-

    этические чувства.

Сюжетные картинки:

«Дети катают снежный ком», «Строится дом», «Продаются бананы», «У девочки на голове бант».

Предметные картинки:

Дом, дым, бант, бинт, панамы (из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактические материалы»).

Ковролин.

1. Упражнения общей артикуляционной гимнастики.

2. Игра, «Запомни – повтори»

- тень-день, пока-бока, тина-Дина, туп- дуб, папа-баба,  

  бинт-винт.

 -Банты-фанты, вата-фата, том-дом.

3.  Игра «Подбери нужное слово к картинке».

4. Закончи предложение: Из  трубы идет дым. На нашей  

  улице построили многоэтажный дом. На книжной полке

  стоит  том  А.С. Пушкина и т.д.

5. Игра «Кто дальше скажет?».  

    Добавление  стихотврных строк и загадок-  

    добавлялок (А.Барто, К.И.Чуковский, С.Михалков)                  

6. Итог.

Общая артикуляционная гимнастика.

Повторение упражнений на сочетание

Речи с движением:

«Часы», «Руки в стороны.ю в кулачок, разжимай и на бочок. На носочки поднимайся, приседай и выпрямляйся».

Звук «У»

1.Знакомство с гласным звуком,

   дать ему характеристику.

2.Развитие памяти, внимания.

3.Развитие способности

   размышлять, думать.

4.Азвитие творческой смекалки.

5.Обучение детей символическому обозначению гласных звуков:

6.Развитие фонематического

   слуха.

7.Продолжение обучения

   правильно отвечать на вопросы

   «Кто это?», «Что это?».

8.Развитие познавательных

   процессов.

Предметные картинки:

утка, ухо, муха, туфли, утюг, паук, улитка, губка, умывальник, бублики, автомат, утята, кубики.

Ковролин.

Значки для обозначения гласных звуков.

Символы.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Выделение на слух звука «У» из слов:

    Умный, утро, угол, улица, умница.

3. Длительное произнесение звука «У».

   Что может  так звучать?

4. Характеристика звука «У»:

    Воздух проходит свободно через рот, поётся гласный    

   (обозначается значком красного цвета).

5. Выделение звука «У» хлопками на слух с закрытыми глазами. Из А, У, А, У, А, И, У, И, А, И, У, А, О, А, У, У, О.  Из слов: удочка, ураган, август, ученик и.т.д.

6. Игра «Эхо». Выделение первого звука в

    звукосочетаниях, в обратных слогах, в словах.

7. Работа с картинками.

8.Игра «Что изменилось?», «Отгадай картинку».

1.Общая  

  артикуляционная  

  гимнастика.

2.Гласный звук «У»

3.Вспомнить  

  картинки со словами, в которых есть звук «У».

Звук «А»

1.Познакомить детей с    

  новым гласным звуком.

2. Развитие внимания,

  памяти.

3. Развитие способности

  размышлять, думать,  

  слушать и слышать.

4. Развитие речи детей.

5. Обучение составлению  

  простых  

  нераспространенных

  предложений по фигурным

  картинкам с помощью

  вопросов.

6.  Развитие творческих

  способностей у детей.

Предметные картинки:

Автомат, альбом, антенна, автомобиль, ухо, утюг, ива, вата, мак, аист, мальчик, девочка.

Простые сюжетные картинки:

«Мальчик идет»,  «Девочка поет», «Девочка подметает» «Автомобиль едет», «Девочка идет», «Автомобиль стоит».

Ковролин.

Значки для обозначения гласных звуков.

Символы.

1.Отгадывайте по артикуляционной позе звука «У».  

    Вспомнить картинки на звук «У».

2. Выделение звука «А» из слов: август, адрес, аист,

    армия и его характеристика.

3. Выделение звука «А» (хлопками) на слух (с

   закрытыми глазами) из ряда гласных, из обратных

    слогов, из слов.

4. Игра «Эхо».

5. Работа с предметными признаками:

- хоровое проговаривание всех картинок.

- Отбор картинок на звук «А» в начале слова и  

   ответом на вопрос «Что это? - Антенна»,

   «Кто это? – Аня».

6. Иры с семью картинками «что изменилось?»,

 «Чего не стало?», «Отгадай картинку».

   Составление предложений с вопросом «что делает?»

1.Общая артикуляционная

   гимнастика.

2.Гласный звук «А»

3.Игра с мячом,

   припоминание картинок на

   звук «А», «У».

Звуки «А», «У»

1.Произнесение и сопоставление звуков «А» – «У».

2.Обучение звуковому анализу звукосочетаний АУ, УА.

3. Обучение подбору слова к сюжетным картинкам на изученные звуки.

4.Обучение способности задавать вопросы к сюжетным картинкам по образцу.

5. Развитие памяти, внимания.

6. Обучение фонематическому восприятию слов.

7. Развитие способности размышлять, думать.

Предметные картинки:

Утка, ухо, муха, утюг, паук, улитка, утята, альбом, антенна, автомобиль , аист, вата, мак.

Сюжетные картинки:

Мальчик идет, девочка поет, девочка подметает, автомобиль едет. Девочка идет, автомобиль стоит, утка стоит, утка летит.

Ковролин.

Значки для обозначения гласных звуков. Символы с обозначением гласных звуков «А», «У».

1.Вспомнить картинки, начинающиеся со звуков «А», «У».

2.Сопоставление звуков  «А» – «У».

- Оба поются, оба гласные.

- положение губ различное.

3.Отгадывание звуков по артикуляционной позе и чертежу, символам.

4. Звуковой анализ, составление схемы.

               АУ              УА

5. Дифференциация  А – У на слух по картинкам на ковролине. Отбор картинок с числительными один, одна.

6. Обучение составлению вопросов к сюжетным картинкам и ответам на них.

Игра «Живые звуки» (АУ, УА).

1.Артикуляционная гимнастика

2. Вспоминание картинок на звуки «А», «У».

3. Составление вопросов к простым предложениям.

Звук «И»

1.Обучение выделению начального ударного и безударного звука «И» в словах.

2.Обучение звуковому анализу звукосочетаний.

3.Обучение расширению предложений по предметным картинкам с использованием действий.

4.Развитие зрительного и слухового внимания.

5.Развитие памяти.

6.Обучение способности находить логические пары по картинкам (ива, липа, калина, малина)

Предметные картинки:

Ива, липа, лифт, бинт, улитка, калина, павлин, малина, дельфин, пингвин, девочка, мальчик.

Ковролин.

Символы, с обозначением гласных звуков «А», «У», «И».

Значки для обозначения гласных звуков.

1.Отгадать звуки по артикуляционному выражению «А», «У». Вспомнить картинки с этими звуками.

2. Выделение звука «И» из слов; игры, иглы, ивушка, иволга, нитки.

3.Выделение на слух «И» из ряда гласных, из слогов, из слов.

4.Звуковой анализ словосочетаний ИУА, АИУ, УАИ.

5.Физкультминутка: речь с движением «Мыши».

6.Работа с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чего добавить?».

7.Состояние предложений по предметным картинкам и опорным словам и действиям.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Гласные звуки: А, У, И.

3.Подбор имен на звук И.

Звук «Н»

1.Знакомство с согласным звуком Н, отличие его от гласных звуков.

2.Обучение звуковому анализу обратных слогов АН, УН, ИН.

3.Обучение составлению предложений по предметным картинкам.

4.Развитие зрительного и слухового внимания.

5.Развитие речи и памяти.

6.Обучение логическому мышлению.

Предметные картинки:

Батон, диван, вагон, павлин, тюльпан, пингвин, дельфин, мальчик, гном.

Ковролин.

Символы с обозначением гласных звуков А, И, У и согласного звука Н.

Значки для обозначения гласных звуков и согласных твердых.

1.Вспомнить гласные звуки по артикуляционному выражению.

 Припоминание картинок на гласные звуки И, А, У.

2.Игра «4-лишний» с установкой запомнить лишние слова: лимон, батон, пион, банан, бидон.

3. Выделение последнего звука из «лишних» слов. Дать характеристику новому звуку: согласный, носовой.

4. Звуковой анализ и составление схем АН, ИН, УН.

5. Д/и «Живые звуки».

6. Выделение звука «Н» на слух.

7. Игры с предметными картинками «Чего не стало?».

8. Игра «Закончи слово».

1.Общая артикуляционная гимнастика.

2. Звуки согласные и гласные. Мы их слышим, а буквы пишем.

3. Слова со звуком «Н»  в конце.

Звук «М»

1.Познакомить с новым согласным звуком.

2.Закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными в роде (мой, моя).

3.Развивать фонематический слух.

4.Учить фонематическому анализу.

5.Развивать память, речь, мышление.

6.Учить правильно,  отвечать на нужный вопрос: «Кто это?», «Что это?»

Предметные картинки:

Мак, муха, дом, альбом, мойка, майка, малина, ванна, батон, вата, гном, девочка.

Ковролин.

Символы для обозначения гласных звуков «А», «И», «У»;

Согласных звуков «Н», «М».

Значки для обозначения гласных и согласных звуков.

1.Припоминание изученных гласных и согласных.

2.Выделение звука «М» из слов: гастроном, гром, гиппопотам, молоток и его характеристика.

3.Выделение звука «М» на слух.

4.Составление системы  слогов и слова: «АМ», «ИМ», «УМ».

5.Игра «Живые звуки»

6. Работа с предметными картинками «Что это?», «Кто это?». Определение места звука «М» в слове.

7.Игры на развитие внимания и памяти в картинках на «М». «Кто и с чем поменялись местами?», «Чего не стало?».

8. Игра «Мой моя».

1. 1.Общая артикуляционная

   гимнастика.

2.Звуки гласные и согласные

3.Придумать слова со звуком «М» в начале слова.

Согласные звуки «М», «Н».

1.Продолжать учить понятию согласный звук, учить отличать его от гласного звука.

2.Развивать фонематический слух.

3.Учить анализу звукосочетаний и простейших слов.

4.Познакомить с маленьким словом в предложении у – предлог.

5.Развивать речь, память, внимание, логическое мышление.

Предметные картинки:

Батон, диван, павлин, мак, муха, малина,  мальчик, девочка, гном.

Ковролин.

Символы для обозначения гласных и согласных звуков.

Значки для обозначения гласных и согласных звуков.

1.Вспомнить картинки с согласным звуком «Н», «М»; гласными звуками «А», «У», «И».

2.Выделение первого и последнего звука «Н» или «М»  в слогах и словах: дом, дым, дам, мак, мох, мама.

3.Звуковой анализ слова  мох.

4.Игра «живые звуки»

5.Составление предложений по предметным картинкам по образцу: «У Кати бант», «У Коли полотенце».

6. Игра «запомни – повтори».

7. Игра с картинками «Что изменилось?»

8. Игра «Закончи слово»

1.артикуляционная гимнастика.

2. Придумать 5 слов с «Н» в начале и 5 слов с «М» в начале.

Согласный звук «П»

1.Познакомить с новым согласным звуком  «П» - глухим.

2.Учить слышать и выделять звук этот звук в конце слов (суп, сноп).

3. Учить составлять звуковой анализ обратных слогов: ап, уп, ип, и учить составлять схемы по следам анализа слогов.

4. Развивать внимание, память, речь.

5.Учить составлять и преобразовать простые нераспространенные предложения с глаголами: покупать, поливать, петь, пугать в 3 л. Наст. времени

6.Учить думать.

Предметные картинки:

Панамы, попугай, липа, кепки, пальто, пальма, тополь, плита, тапки, тюльпаны.

Сюжетные картинки парные:

Девочка – подметает, дети – подметают и т.д.

Символы для обозначения пройденных звуков и нового звука «П». Значки для обозначения гласных и согласных звуков.

1.Отгадывание звуков А, У, И

По артикуляционному выражению, дать им характеристику. Почему называются гласными звуками?

2.Выделение нового звука из слов: хлоп, суп, тулуп, сноп, потоп, стоп и дать ему характеристику, используя символы.

3.Игра «Живые звуки» - звуковой анализ обратных слогов. Составление схем, используя значки.

4. Игры «Что прибавилось?», «Что с чем поменяли местами?» - Игры на развитие внимания и памяти 8-9 картинок.

5. Составление предложений по предметным картинкам и опорным глаголам и охранным глаголам.

6. Игра «Найди пару» составить и преобразить предложение. По парным картинкам.

1. Закрепить  новый звук  в словах (вспомнить все картинки, которые были на занятии).

2. Придумать новые слова с этим звуком в различной позиции слова.

Согласный звук «Т»

1.Познакомить с новым согласным звуком «Т» - глухим.

2.Учить слышать и выделять этот звук в разном положении слов (в начале, в середине, в конце).

3.Учить звуковому анализу.

4.Познакомить с делением слов на слоги.

5.Учить составлять предложения по предметным картинкам с числительными: один, одна, два, две и закрепить согласование с существительными в роде.

6.Развивать память, внимание, логическое мышление.

Предметные картинки:

Кот, кит, бинт, бант, билет, бегемот, торт, букет, тыква, тапки, утка, петух, батон.

Сюжетные картинки:

«Дети летят». Символы для обозначения звуков.

Значки для обозначения гласных и согласных звуков. Карточки с цифрами 1, 2.

1.Повторить пройденные звуки. На какие две группы делятся все звуки.

2.Выделение звука «Т» из слов, дать ему характеристику используя символы.

3.Воспроизведение слоговых рядов: «Слушай, запоминай, повторяй».

4.Звуковой анализ ат-от-ут-ит. Игра «Живые звуки».

5. Игра «Прошагаем слова» - учим делить слова на слоги.

6. Игра «Отгадай картинку в картинке».

7.Составление предложений с использованием карточек с цифрами 1, 2.

8. «Закончи слово звуком «Т»»: ко…, бан…, биле… и т.д.

1.Вспомнить картинки со звуком «Т»

2. Придумать имена, начинающиеся с этого звука.

Согласный звук «К»

1.Познакомить с новым согласным звуком «К» - глухим.

2.Учить слышать и выделять его в словах.

3.Учить составлять звуковой анализ слов.

4.Учить делить слова на слоги (части слов).

5.Развивать внимание, память.

6.Закрепить употребление родит.падежа, ед.числа, существительных без предлога и с предлогом «У».

7.Учить детей думать.

Предметные картинки:

Кони, кот, мак, кубик, окно, веник, конфета, майка.

Сюжетная картинка «Котята».

Символы для обозначения звуков.

Значки для составления звукового анализа.

1.Вспомнить пройденные звуки и дать им характеристику.

2.Выделение звука «К» из слов и дать ему характеристику.

3.Игра «Слушай, запоминай, повторяй».

4. Игра «Живые звуки». Звуковой анализ слова кот                        

, используем символы и значки.

5. «Прошагаем слова» - деление слов на слоги.

6.Игры с картинками «Что с чем поменяли местами?»

7.Подбор слов на звук «К» к сюжетной картинке «Котята».

8. Игра «Закончи слово»:

МА…, като…

1.Вспонить слова со звуком «К». Учим делить на слоги (части) «Прошагаем слова».

Согласные звуки «К Т»

1.Закрепить  в произношении и различии звуков «К Т».

2. Учить выделять последний глухой согласный в словах.

3. Учить звуковому анализу и преобразовыванию обратных слогов, составлению схем.

4. Учить делить слова на слоги.

5.Закрепить употребления род. Пад., мн.ч. существительных.

Предметные картинки на звуки:

Конь, кот, мак, бинт, окно, туфли, бант, батон, петух.

Ковролин.

Символы и знаки для обозначения согласных и гласных звуков.

1.Вспонить картинки на звуки «К», «Т», и их характеристика.

2.Игра «Запомни, повтори» - воспроизведение слоговых рядов.

3. Составление звуков «К Т» в игре «Эхо»

Бан…т, ма…к и т.д.

4.Игра «Живые звуки» - Звуковой анализ, преобразование обратных слогов и составление схем: ак, ат, ут, ук.

5.Различение звуков «К  Т» на слух в различных позициях. На звук «Т» - хлопок, на звук «К» выталкив. Движ. Вперед прогнутыми ладонями.

6. Игра «Один – много».  Животные, детёныши.

1.Вспомнить картинки на занятии со звуком «К  Т».

2.Делить слова на слоги «Прошагаем слова».

Согласные звуки «П Т»

1.Закрепить произношение и различение звуков «П-Т».

2.Учить выделять последний глухой согласный в словах.

3. Учить звуковому анализу и синтезу обратных слогов, преобразовывать их в прямые слоги, составлять схемы.

4.Учить употреблять предлоги «на, под»;

Составлять предложения.

5.Развивать зрительную память, внимание, речь.

6. Учить детей думать.

Предметные картинки:

Туфли, павлин, кот, пауки, стол, мост, тапки, тыква, мальчик Толя, девочка, Поля.

Сюжетные картинки с предлогами «на, под».

Символы и значки согласных и гласных звуков

Ковролин.

1.Вспомнить картинки на звуки «П, Т»; их характеристика.

2. «Эхо» - выделение последнего глухого согласного в словах бант – т, сноп – п.

3. Игра «Живые звуки» - звуковой анализ и синтез слогов ап-па, ут-ту, уп-пу, кот, ток.

4. Работа с предметными картинками. Отбор картинок на звук «П», на звук «Т».

5. Прошагаем слова» - деление слов на слоги.

6. Договаривание предложений по сюжетным картинкам с предлогами «на, под».

7. Игры с картинками «Чего не стало?»

1.Вспомнить картинки со звуками «П, Т»

2.Работа над звуковым анализом и синтезом слов: кот – ток.

Согласные звуки П-Т-К

1.Учить правильно произносить и различать звуки П-Т-К.

2.Учить звуковому анализу и синтезу слогов и простых слов, составлять схемы слов.

3.Закрепить употребление предлогов «на» и «под» в предложениях.

4.Учить детей делить слова на слоги.

5.Развивать зрительное и слуховое внимание, память, речь.

6. Развивать логическое мышление.

Предметные картинки:

Кот, конь, павлин, тыква, батон, книга, мак, тополь, туфли.

Предметы: мяч, книга, ковролин.

Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков.

1.Отгадать звуки п, т, к, по артикуляционной позе; дать им характеристику.

2.Работа с картинками – различение звуков п, т, к.

3. Игра «Прошагаем слова» - деление слов на слоги.

4. Звуковой анализ и синтез слова мак.

5.Игра «Закончи слово» - договаривание слов со звуками п, т, к.

Со(к), су(п), су(к), ко(т).

6. Составление предложений м предметами, с книгой, затем с мячом, используя предлоги «на, под»

1.Вспомнить предложения с предлогами «на, под».

2. Звуковой анализ слова мак.

Согласный звук «Х»

1.Познакомить с новым звуком.

2.Учить выделять начальный звук Х в словах.

3.Учить делить слова на слоги.

4.Развивать внимание, память, речь.

5.Учить звуковому анализу и синтезу слов.

6.Закрепить представление о роде существительном в соотнесении с притяжательными местоимениями мой, моя, моё.

Предметные картинки:

Ухо, муха, петух, охотник, хвост, кот, хлеб, яхта, хобот.

(Сос) Игрушки: петух, кот.

Символы и значки для обозначения согласных и гласных звуков.

Ковролин.

1.Вспомнить знакомые согласные слова с ними.

2.Выделение последнего согласного звука «Х» из слов: мох, петух, мех; дать характеристику.

3. Игра «Живые звуки» звуковой анализ слогов и слова мох.

4. Игра «Запомни – повтори» (тахта – охотник, яхта - хвост)

5. Игра «прошагаем слова» - деление слов на слоги – предметные картинки.

6. Игра «Отгадай и назови картинки».

7. Игра «Эхо». Выделение 1-ого звука в словах – хвост, хлеб, халва.

1.Повторить слова с новым звуком «Х», дать ему характеристику.

2. Делить эти слова на слоги.

Согласные звуки «К-Х»

1.Закрепить произношение и различение звуков К-Х.

2.Учить звуковому анализу и составлению схем слов пух, мох.

3.Развивать внимание, память.

4.Закрепить представление о роде существительных в согласование с количественными числительными: один, одна, одно.

5.Развивать речь детей.

6.Учить думать детей.

Предметные картинки: кот, хобот, конь книга, хвост, петух, мак, муха, ухо, паук. Карточка с цифрой 1. Символы и значки для обозначения согласных и гласных звуков. Ковролин.

1.Вспомнить картинки на звуки Х,К; дать им характеристику.

2.Игра «Наоборот» ко-хо

кы-хы  ка-ха ак-ах ку-ху ок-ох.

3.Игра «Закончи слово»

4.Звуковой анализ слов: пух, мох.

5. Игра «Закончи слово»

6.Различие звуков К-Х в словах по картинкам: в сочетании с числительными один, одна, одно.

7. «Что с чем поменяли местами?»

8. «Прошагаем слова» - деление слов на слоги.

1.Повторить слова с новым звуком «Х», дать ему характеристику.

2.Звуковой анализ слова «УХО».

Гласный звук  О

1.Познакомить с новым гласным звуком, артикуляционной позой.

2. Учить звуковому анализу и синтезу слов кот, ток; составлению схем этих слов.

3.Развивать внимание, память, мышление.

4.Учить детей мыслить, думать.

5. Развивать речь детей.

6.Учить употреблять в речи прилагательные.

Предметные картинки: дом, кот, кони, пальто, хобот, сом, батон, двойка,

совы.

 Ковролин.

 Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков.

1.Вспомнить по артикуляционному выражению изученные гласные звуки.

2.Игра «4-й лишний»

- Какое слово лишнее и почему?»

Кот, совы, пальто, дом.

3. «Запомни – повтори».

4.Выделение звука «О» из ряда слов: кот, совы, пальто, дом. Какой звук произносим сильнее? О. Дать ему характеристику.

5.Выделение звука «О» из слов  хлопками.

6.Игра с картинками «Что и с чем поменялись местами?»

7.Игра «Живые слова» - звуковой анализ слов кот, ток.

8.Подбор признаков к картинкам.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Вспомнить слова со звуком О.

Согласный звук Хь – мягкий.

1.Познакомить с понятием мягкие согласные звуки.

2.Учить делить слова на слоги.

3.Учить составлять схемы слогового состава слов.

4. Развивать внимание, память, речь.

5.Учить звуковому анализу и синтезу слов.

6.Учить составлять предложение из деформированной фразы.

Предметные картинки:

Муха, мухи, петухи, духи, хлеб, хобот, хвост, яхта, хек.

Ковролин.

Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков.

Мел, карандаши, листы, бумаги.

1.Вспомнить картинки на звук Х.

2. Познакомить с понятием мягкие согласные – и с их условным обозначением (зеленый цвет).

3.Игра «Наоборот» - преобразование твердых слогов в мягкие (ха-ха-ха --> хя-хя-хя).

4.Мягкий Хь – хлопок, твердый – стук кулачком.

5. Игра «Запомни – повтори»

Духи-мухи-петухи-стихи.

6.Деление слов на слоги по картинкам.

7.Игра «Потерялись слова».

8.Игра «Эхо» образование именительного падежа множественного числа.

9.Составление предложений из деформированных фраз.

Вспомнить чистоговорки:  хи-хи-хи – ходят в поле петухи.

Хи-хи-хи – поют в поле петухи.

Ха-ха-ха – на плите стоит уха.

Хи-хи-хи – нет ни хека ни ухи.

Согласный звук Пь - мягкий

1.Продолжаем знакомить с мягкими согласными.

2.Учить различать мягкие и твердые согласные.

3. Учить делить слова на слоги и составлять слоговые схемы.

4.Учить спряжению в настоящем времени по образцу: пилить, пень.

5.Развивать память, внимание, речь.

6.Учить думать и правильно воспроизводить услышанное.

Предметные картинки:

Петух, пень, павлин, пеликан, пион, липа, пять, степь, опенок, попугай.

Ковролин.

Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков.

Карандаши, листы бумаги.

1.Вспомнить картинки на звук «П».

2.Закрепление понятия мягкие согласные и выделение его из слов; дать характеристику звуку Пь использовать символы (согласный глухой, губной, мягкий).

3. Игра «Наоборот» (преобразование слогов и слов). По-по-по, пе-пе-пе пылить – пилить.

4.Игра с картинками: отбор картинок на Пь. «Что и с чем поменялись местами?» (9-10 картинок).

5. «Прошагаем слова» - деление слов на слоги, вычерчивание схем.

6.Игра «Потерялись слова».

Вспомнить картинки с Пь. Делим их на слоги.

Согласный звук Ть. Мягкие согласные звуки.

1.Закрепление понимания мягкости согласных и составление звуков.

2.Учить делить слова на слоги.

3.Развивать зрительное и слуховое внимание.

4.Учить звуковому анализу и синтезу слов.

5.Развивать речь детей.

6.Учить детей думать и анализировать.

Предметные картинки:

Утюг, котята, паутина, туфли, тюльпаны, ботинки, утенок, телефон, кит, пять.

Сюжетная картина «Котята».

Ковролин.

Символы и значки для обозначения согласных и гласных звуков.

Карандаши, листы бумаги.

1.Вспомнить картинки на звук Т.

2. Сопоставление твердого и мягкого согласного звука и дать характеристику звуку Ть.

3. Игра «Наоборот» так-тек, тук-тюк.

4.Игра «Твердый-мягкий». Звук твердый – стук по столу, мягкий – хлопок в ладони.

5. Игры с картинками (9-10).

«что и с чем поменяли местами?»

6.Составление рассказа по картине «Котята». Использовать слова с Ть.

7. Игра «Живые слова».

Звуковой анализ и составление схем слов так-тик.

8.Игра «Телефон».

Картинки на Ть.

1.Вспомнить картинки с Ть.

2.Деление их на слоги.

3.Повторить «Песенку весенних минут».

Согласный звук Кь.

Мягкие согласные звуки.

1.Закреление понятия мягкие согласные звуки.

2.Учить делить слова на слоги.

3.Учить звуковому анализу и синтезу слов и упражнять в составлении схем.

4. Развивать память, внимание, речь.

5. Учить детей думать, анализировать.

6.Учить детей быть сдержанными.

7.Учить слушать и быть внимательными к ответам своих товарищей.

8.Воспитывать усидчивость.

Предметные картинки:

Васильки, букет, кот, кит, кубик, ботинки, пауки, коньки, тапки, кеды.

Ковролин.

Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков.

Карандаши, листы бумаги.

1.Вспомнить картинки на звук К.

2.Сопоставление мягкого и твердого согласных звуков К-Кь.

3.Игра «Наоборот» ка-кя, кот-кит.

4.Игра «твердый-мягкий» - выделение из слов звука Кь – хлопок, звук К – стук.

5. Игры с картинками. «Что прибавилось?» «Запомни-назови-положи»

6.Прошагаем слова – деление слов на слоги.

7.Игра «Живые слова» - составление звукового анализа и синтеза слов: кот, кит.

8. Выделение звука Кь из слов в предложении.

«Потерялись слова»

1.Вспомнить слова со звуком Кь и разделить их на слоги.

2.Подобрать красивые слова о весне.

Гласный звук Ы

1.Закрепить понятия гласные, согласные звуки, их различие.

2.Учить делить слова на слоги.

3.Учить звуковому анализу и синтезу слов и упражнять в составлении схем.

4.Развивать память, внимание, речь.

5.Закрепить понятие мягкости согласных звуков.

6.Закрепить образование именительного падежа множественного числа существительных.

7. Учить детей быть активными.

Предметные картинки:

Тыква, дыня, дым, бант, банты, коты, буквы, ноты, конфеты, лимоны, альбомы.

Ковролин.

Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков.

Карандаши, листы бумаги.

1.Вспомнить изученные гласные и согласные звуки.

2.Выделение звука Ы из слов, дать ему характеристику.

3. Звуковой анализ слов: дым, сын.

4. «Прошагаем слова» - деление слов на слоги.

5.Игра с картинками. «Запомни, назови, положи». «Что прибавилось?», «Что изменилось?».

6.Игра «Эхо» - образование именительного  падежа множественного числа существительных: дуб – дубы.

7.Заучив чистоговорки:

«От топота копыт пыль по полю летит».

1.Повторить скороговорки и перечислить слова со звуком Ы.

2.Деление этих слов на слоги.

Гласные звуки Ы-И

1.Учить различать звуки Ы-И в произношении и на слух.

2.Учить выделять ударные гласные Ы, и после согласных.

3.Упражнять в образовании именительного падежа множественного числа существительных.

4.Учить делить слова.

5.Учить звуковому анализу и синтезу слов: дым, кит.

6.Развивать память, внимание, речь.

7.Учить составлять предложения по картинкам.

Предметные картинки:

Дым, дыня, тыква, бинт, буквы, малина, кит, конфеты, тюльпаны, книга.

Ковролин.

Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков – карандаши, бумага.

1.По артикуляционному выражению узнаем гласные звуки.

2.Выделение ударных гласных Ы-И после согласных в словах.

3.Характеристика звуков Ы-И.

4. Игра «Наоборот» - преобразование слогов, слов пы-пы-пы, пи-пи-пи.

5. Игра «Эхо» - упражнение на закрепление образования именительного падежа  множественного числа существительных: мак-маки.

6.Игра с картинками «Что прибавилось?».

7. Игра «Живые слова».

Анализ слов – дым, кит и составление схем.

1.Вспомнить картинки со звуками Ы-И.

2. Учить делить слова на слоги.

3. Назвать признаки весны.

Согласный звук Ль – мягкий.

1.Учить правильно произносить звук Ль в словах и предложении.

2.Учить определять место звука Ль в словах.

3.Учить делить слова на слоги.

4.Учить звуковому анализу и синтезу слов.

5.Закрепить образование и употребление относительных прилагательных.

6.Развивать память, внимание, речь.

Предметные картинки:

Лимон, апельсин, малина, калина, липа, улитка, пальма, тополь, ель, лес, поляна.

Ковролин.

Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков.

Карандаш, бумага.

1.Различие гласных от согласных звуков.

2.Выделение звука Ль из его слов и его характеристика.

3.Игра с картинками «Что изменилось?»

4. Игра «Живые слова».

Деление слов на слоги, составление схем слов.

5.Игра «Бегите ко мне» - определение места звука Ль в словах по предметным картинкам.

6.Игра «4-й лишний» (хвойные и лиственные деревья; деревья и кустарники).

7. Скороговорка « Ехали мы, ехали, до ели доехали, ель объехали, и домой поехали».

1.Вспомнить картинки со звуком Ль.

2.Повторить скороговорку.

Звуки Ль-Й

1.Различение звуков Ль –Й на слух и в  произношении.

2.Учить делить слова на слоги.

3.Учить звуковому анализу и синтезу слов.

4.Учить выделять ударный слог.

5.Упражнять в употреблении предлогов в, на.

6. закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными.

7.Развивать память, внимание, речь.

8.Учить думать.

Предметные картинки:

Цыпленок, олень, лиса, дельфин, пеликан, павлин, двойка, попугай, воробей, майка.

Символы и знаки для обозначения согласных и гласных звуков в словах.

Ковролин.

Карандаши, листы бумаги.

1.Вспомнить картинки со звуком Ль, дать ему характеристику.

2.Выделение звука Й из слов.

3.Игра «Живые слова» - деление слов на слоги и составление схем.

4.Игра «Наоборот» преобразование– замена звука Й звуком Ль ай-ай-ай-аль.

5.Игры с картинками «Что изменилось?».

6. Назови полным именем, как тебя сейчас зовут, а как будут звать, когда вырастишь. Как зовут  твоих родителей.

7. скороговорка: «Ехали…».

1.Полное имя и отчество родителей, знать.

2. Деление слов на слоги, выделение ударного слога.

Согласный звук В

1.Познакомить с новым согласным звуком, дать ему характеристику.

2.Учить на слух различать звуки В-Вь.

3.Учить определять место звука В в слове (в начале, в середине)

4. Учить делить слова на слоги.

5.Учить звуковому анализу и синтезу слов.

6.Закрепить употребление предлога В, дать ему смысловое значение.

7.Развивать внимание, память, речь.

8. Учить думать.

Предметные картинки:

Валенки, веник, васильки, буквы, клюква, совы, ива, павлин, вата, венок.

Ковролин.

Символы и значки для обозначения гласных и согласных звуков.

Карандаши, листы бумаги.  

1.Вспомнить звуки и слова, в которых они есть.

2.Знакомство с новым звуком В, выделение его из слов, дать ему характеристику.

3.Работа с предметными картинками. «Где в слове слышится звук В

4.Игра .2живые слова» - деление слов на слоги – шагаем. Звуковой анализ.

5.Игра «Эхо» - учить выделять ударный слог в словах.

6.Составление предложений с предлогом В.

7. Игра «Запомни, повтори» - игра в мяч . Соревнование 2 команд. Припоминание картинок на В.  

1.Повторять слова со звуком В.

2.Делить их на слоги и выделять ударный слог.

Согласный звук Ф

1.Знакомство с новым звуком Ф – всегда глухим.

2.Учить различать на слух звуки Ф в слове.

3.Учить определять место звука Ф в слове.

4.Учить делить слова на слоги.

5.Учить звуковому анализу и синтезу слова. Миф.

6. Закрепить употребление предлога В.

7.Развивать память, внимание, речь.

8.Учить думать.

Предметные картинки:

Фонтан, финики, туфли, телефон, шкаф, фасоль, фокусник, веник, буквы, кофта.

Символы и знаки для обозначения согласных и гласных звуков.

Ковролин.

Карандаши, листки бумаги.

1.Вспомнить и назвать слова со звуком В.

2.Знакомство с новым звуком Ф и выделение его из слов, дать ему характеристику.

3.Звуковой анализ и синтез слова миф.

4.Работа с картинками: «Что изменилось?», «Чего не стало?».

5.Игра «Раз, два, три» - отбор картинок из 1-ого, 2-х, 3-х слогов.

6.Игра «Потерялись слова» - закрепление употребления предлога В в предложении.

7.Игра «Бегите ко мне» (звук Ф в начале, середине, конце).  

1.Назвать слова со звуком Ф в разных позициях слова.

2.Делить их на слоги, выделять ударный слог.

Согласный звук Фь

1.Учить детей различать на слух звуки ф-фь.

2. Учить делить слова на слоги.

3.Учить выделять ударный слог в словах.

4.Закрепить употребление предлогов В, НА

5. Учить звуковому анализу и синтезу.

6.Развивать память, внимание, речь.

7.Учить думать.

8. Развивать творческую фантазию.

Предметные картинки: фен, фикус, фея, дельфин, филин, флейта, телефон, финики, конфета, кофейник.

Кофейник.

Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков.

Карандаши, листы бумаги.

1.Вспомнить картинки со звуком Ф.

2.Различие звуков ф-фь в словах.

3. Работа с предметными картинками. Игра «Раз, два» - определение места звука фь в начале или середине слова.

4.Деление слов на слоги, вычерчивание схем слогового состава слов.

5.Игра «Эхо» - выделение ударного слога.

6.Игра «Путаница» - работа с формированием фразы.

7.Звуковой анализ слова фен.

1.Назвать картинки со звуком Фь.

2.Делить слова на слоги.

3. Выделение ударного слога.

Закрепление пройденного.

1.Впомнить все пройденные звуки.

2.Закрепление понятия гласные и согласные звуки.

3.Развивать зрительное и слуховое внимание.

4.Учить детей обобщать, устанавливать логические цепочки.

5.Развивать память и речь у детей.

6.Учить детей думать.

7.Закрепление образования относительных прилагательных.

Предметные картинки:

Финики, фокусник, фея, конфета, веник, фартук, флейта, дельфин, буквы, муха.

Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков.

1.Вспомнить с какими звуками познакомились, на какие 2 группы (по произношению) они делятся.

2. Отгадывание гласных звуков по артикуляционной позе.

3.Игра «Телеграф» - делим слова на слоги.

4.Игра «Что и с чем поменяли местами?»

5.Игра «Приготовим кисель(коктейль, суфле) из лимонов» и т.д.

6.Игра «Назови полным именем» - словообразование полных имен.

7.Игра «Путаница» - составление предложений из деформированных фраз.

1.Повторить все о гласных и согласных звуках, которые прошли в этом году.



Предварительный просмотр:

Система работы по формированию звуко – слогового анализа и синтеза слова.

Старший возраст (6 – 7 лет).

Тема

Цели и задачи

Создание развивающей среды

Совместная деятельность с детьми

Работа с родителями

Вспомним лето!

1.формировать устную речь детей, обогащать словарный запас.

2.Дать знания детям, из чего состоит наша речь.

3.Развивать внимание, память.

4.Доставить детям радость.

1.Слова для лексической работы: сенокос, стог, коса, грабли.

2.Летние месяцы: июнь, июль, август.

3.Предложение. Предложение состоит из слов.

4. Стихи и рассказы о лете.

5.Д/игра «Что изменилось?», «Чего не стало?».

Составление рассказов по фотографиям «Дети на отдыхе».

Рисование интересного эпизода из летней жизни.

Фотографии семейного отдыха с ребенком – летом.

Летом в лесу

1.Развивать речь у детей.

2.Упражнять детей в употреблении сложноподчиненных предложений, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе. Учить подбирать однокоренные слова.

3.Дать знания о грибах.

1.Картинка «Дети возвращаются домой из леса».

2.Кукла «Лесовичок».

3.Д/игры: «Съедобный -несъедобный», «Какие деревья растут в лесу?», «Какие кустарники и травы?», «Ботаническое лето».

4.Предложение. Схема предложения.

Беседа по картинке.

Игры.

Рисование съедобных грибов.

Подобрать загадки о грибах.

Детский сад и школа

1.Учить детей составлять предложение из 1-2-3 слов.

2.Учить разным способам образования степеней равнения прилагательных и наречий.

3.Учить сравнивать и обобщать, выделять существенные признаки, подбирать точные слова для обозначения явления.

1.Слова для лексической работы: ученик, школьник, первоклассник, учиться, читать, писать, считать, букварь, азбука, учебник. Учебные вещи, игрушки.

Школьные принадлежности.

2.Предложения из 1-2-3- слов. Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце ставится точка.

3.Д/игры: «Четвертый лишний», «Запомни предложение».

Чтение с детьми рассказа Л.Н.Толстого «Филиппок».

Экскурсия по детскому саду – наблюдение за работой сотрудников.

Выучить стихотворение С.Я.Маршака «Первый день календаря».

Овощи  и фрукты.

Звук и буква А и а

1.Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас.

2.Развивать фонематический и речевой слух.

3.Формировать ориентировку в звуковой системе языка. Слог.

4.Показать слогообразующую роль гласного в слове, и значение ударения.

1.Загадки про букву.

2.Чтение

В. Берестовой «Как хорошо уметь читать».

3.Кто больше назовет слов, в которых звук А слышится в начале, в середине, в конце слова.

4.Д/игра «Доскажи словечко» - загадки про овощи и фрукты.

5.Сочинение сказок.

Путешествие в город «Буквоград».

Гном Афоня.

Печатные буквы А, а.

Звуковой анализ слов: астра, лампа, шар, шарик, шары.

Найти в небольшом тексте из газеты маленькую и большую букву А и а и перечеркнуть ее простым карандашом.

Овощи и фрукты.

Звук и буква О, о.

1.Расширять словарный запас детей.

2.Дать знания, что слова состоят из 1-го, 2-х, 3-х и более слогов, упражнять в выделении слов на слоги.

3.Учить подбирать однокоренные слова.

4.Развивать речь детей.

1.Картинки с изображением овощей и фруктов.

2.Д/игры «Что лишнее?», «В саду или огороде», «отгадай по описанию», «Овощной магазин», «Доскажи словечко», «Закончи предложение», «Любопытный».

Путешествие с гномом Афоней.

Чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи».

Инсценировка сказки «Вершки и корешки».

Звуковой анализ слов в тетради: ослик, очи, огурцы, осы, нос.

Загадки про овощи и фрукты.

Рисование слов, где встречается буква О.

Хлеб.

Звук и буква У, у.

1.Учить составлять предложения по схемам.

2.Учить подбирать однокоренные слова.

3.Расширять поле активной творческой мыслительности детей.

4.Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

1.Звуковой анализ звукового ряда ау, уа.

2.Д/игры «Отгадай, определи на вкус», «Чудесный мешочек» (определи на ощупь), «что изменилось?»

3.Словесные игры: «Доскажи словечко», «Веселые звуки», «Наоборот», «Подбери пару».

Рассматривание сюжетных картинок «Урожай».

Чтение М.М.Пришвина «Лисичкин хлеб».

В тетрадях Уу, ау, уа.

Звуковой анализ слов: утка, дубок, жук, жуки, луна.

ааа

ааа

          у        а

Пословицы и поговорки о хлебе.

Рисование слов где встречается буква У.

 Нахождение буквы У в газете и подчеркивание ее.

Игрушки.

Звук и буква И, и

1.Учить образовывать притяжательные прилагательные: папа, папин; мама, мамин и.т.д.

2.Состоавлять словосочетания:

Танин медведь и т.д.

3.Учить делить слова на слоги.

4.Развивать образную речь детей.

1.Беседа об игрушках.

2.Преобразование слов (схемы) – кот-кит; бант-бинт и т.д.

3.Д/игры: «Запомни, положи», «Отгадай по описанию», «Чей, чья, чьи», «чего не стало?», «Кто больше?».

4.Словесные игры: «Доскажи словечко», «Слоговой аукцион».

5.Занимательные модели:

 и _  _  _ (игла, икра, иней);

_  и  _  _  (лиса, пила, аист)

Рассматривание игрушек.

Составление предложений по картинкам (родительный падеж, множественное число существительных)

Работа в тетради: И, и; а, о, у, и.

Звуковой анализ слов: игла, пила.

Вспомнить стихотворения про игрушки А.Барто. Отыскивание буквы И в газете и подчеркивание ее.

Осень.

Осенние цветы, грибы. Звук и Буква  Ы

1.Развитие речи детей.

2.учиь правильно употреблять существительные в родительном падеже, множественного числа со словом много.

3.Учить делить слова на слоги и определение ударения в словах.

4.Познакомить со схемой: звук – слог – слово – предложение - связная речь.

5.Продолжать учить образовывать новые слова.

1.Организация игры «Я садовником родился…».

2. Персонаж Лесовичок.

Задания детям: «Собери грибы в корзину», «Съедобный – несъедобный», «Найди похожие по форме предметы».

3.Д/игры:  «Кто больше?», «Твердый-мягкий», «Веселые звуки», «Веселые звуки», «Один – много».

Чтение В.Катаева «Грибы»,  А.К. Толстой «Осень!..».

Работа в тетрадях: ы, а, о, и, у.

Схемы:

Шар-шары,

Оса-осы,

Сом-сомы.

Загадки о грибах.

Осень. Деревья в наших парках.

Звук и буква н, нь.

1.Формировать у детей грамматически правильную речь.

Учить образованию и употреблению относительных прилагательных от названий деревьев: клен - кленовый, дуб - дубовый, тополь - тополиный, липа - липовый.

2.Развивать зрительную и слуховую память.

1.Воображаемая прогулка в парк.

2.Д/игры «Чей лист? Чья ветка? Чье полено?» (относительные прилагательные); «Четвертый лишний» (хвойные и лиственные деревья); «Узнай дерево по листу и плоду».

3.Пособие «Капитаны» (даем название кораблика на «Н»).

4.Словесные игры: «Звук заблудился», «Рифма», «Слоговый аукцион», «Наоборот».

А.С.Пушкин «Унылая пора…»,

Л.Н.Толстой «Дуб и орешник»

Загадки, пословицы и поговорки об осени.

Работа в тетрадях:

Н  н

На, но, ну, ни, ны

Звуковой анализ слов: лимон, бананы, липа, осина.

                       /

         И          О    Н

Экскурсия в осенний парк. Изготовление гербария, поделок из осенних листьев.

Рисование предметов осеннего парка со звуком Н.

Домашние и дикие животные. Звук и буква с, сь.

1.Развивать познавательные способности у детей.

2.Учить делать простейшие умозаключения, классифицировать.

3.Развивать фонематический слух.

4.Упражнять в звуковой анализе слов. В выделении гласных и согласных, деление на слоги, определение ударения.

1.Д/игры «Отгадай по описанию», «У кого, кто детеныш?», «Кто лишний?»

2.Пособие капитаны.

3.Словестные игры: «Узнайте звук», «Гномы Тим и Том», «Кто больше?», «Сочиним сказку».

М.Пришвин «Еж», Л.Н.Толстой «Котенок».

Работа в тетрадях:

Большая буква в именах и удвоенная согласная: Нина, Инна, Анна.

С, с

Сон-нос, ус

54312

Сосна – насос.

Звуковой анализ слов: сани, сосна, листик, сороки.

Загадки про животных.

Осень. Перелетные птицы. Звук и буква к, кь

1.Развивать речь детей.

2.Учить составлять короткие рассказы об осени по опорным словам.

3.Учить детей делать простейшие умозаключения, используя вопрос «Почем у?».

1.Д/игры: «Улетают, не улетают», «Узнай по описанию», «Подбери действие», «Подбери родственные слова».

2. Серия картин «Птицы»

3.Словесные игры. Путешествие в Буквоград. Тим и Том знакомят детей с новыми всегда глухими звуками к, кь.

4. «Подбери рифму», «Звук заблудился», «Любопытный».

1.Д.Н. Мамин-Сибиряк «Улетают журавли».

2.Чтение стихотворения «Опустел скворечник…»

3. Работа в тетрадях: К, к, кА, ко, ку, кы, ки, кок, сук-сок.

4.Звуковой анализ и схемы слов:

Коса, носки, котик, кукла.

Стихи об осени.

Рисование предметов на звук к, кь

Осень в стихах и картинах русских художников и писателей.

Звук и буква т, ть.

1.Учить детей видеть, слышать и ощущать красоту родной природы.

2.Учить выражать словами свое отношение к увиденному и услышанному.

3.Развивать образную речь детей.

1.Картины русских художников об осени (составление распространенных предложений).

2.Д/игры: «Сложи картинку» (сюжетные и пейзажные), «Узнай стихотворение по отрывку», «Телеграф» (деление слов на слоги), «Эхо» (образование относительных прилагательных лес-лесной и т.д.)

3.Словесные игры: «Узнай звук», «Тим-Том», Звонкий-глухой», «Любопытный».

Рассматривание картин русских художников об осени.

Чтение стихотворений об осени русских писателей.

Звуковой анализ слов в тетрадях: рот-крот; ток-кот, кит-тик; Никита.

Схемы слов:

Утка, ноты, тапки, кисти.

Стихи об осени.

Посещение русского музея. Прогулка по осеннему парку.

Транспорт. Звук и буква л, ль.

1.Расширять словарный запас детей.

2.Учить думать, логически мыслить.

3.Употребление в предложениях предлогов: с, по, на, под, из-под, за, из-за.

1.Д/игры: «Выставка машин», «Что изменилось?», «Кто на чем едет?».

2.Пособие «Капитаны» - дать название пароходику на л-ль, т-ть, к-кь, н-нь.

3.Словесные игры: «Узнай звук», «слоговой аукцион», «Кто больше?», «Доскажи словечко», «Веселые звуки».

М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице».

Правила дорожного движения.

Работа в тетрадях: Л, л, ла, ло , ли, лу, лы.

Анна, Алла, Алина, Алик.

Лук, лапа, лупа, лиса.

Звуковой анализ и схема: лисичка, иголка, слон.

Нарисовать транспорт. Правила дорожного движения.

Предзимье. Звук и буква р, рь.

1.Развивать умение составлять предложение с  опорой на картину.

2.Учить дополнять простые нераспространенные предложения.

3.Продолжать формировать устную речь детей, обогащать словарный запас.

4.Развивать коммуникативные способности на основе общения.

1.Д/игры: «Скажи дальше» (распространение предложений по цепочке), «Подбери признак» «Подбери предложение к признаку», «С какого  дерева листочек?», «Назови ласково» (день – денек, пень - …, куст-…,лист-… и т.д.), «Сказать в рифму», «Звук заблудился», «Сочиним сказку».

2.Понятийные и предметно-схематический модели (птицы, животные).

И.С.Никитин «Встреча зимы», А.С.Пушкин «Вот ветер тучи нагоняя…»

Повторение стихов русских поэтов об осени.

Загадки, поговорки, пословицы об осени (использовать модели).

Работа в тетрадях: рот, крот, рота, рука, нора, тир.

Звуковой анализ, схемы: роса, картина.

Пословицы, поговорки об осени.

Рисование пословиц и поговорок.

Начало зимы. Звук и буква в, вь.

1.Учить детей плавному и связному рассказу.

2.Учить сравнивать предметы, выделяя существительные признаки.

3.Учить подбирать синонимы к прилагательным.

4.Учить оценивать предложение по смыслу и вносить исправления.

1.Сюжетные картинки «Зима» (составление короткого рассказа по опорным словам).

2.Сюжетные картинки – лица и их занятия (словообразование существительных – играет в хоккей - хоккеист).

3.Д/игры: «Подбери родственные слова» (Зима, снег и т.д.), «Телефон» (приметы зимы), «Подбери пару», «Узнай сказку», «Словарная работа».

Е. Трутнева «Первый снег»

К.Бальмонт «Снежинка»

Работа в тетрадях: вол, волк, вал, валик, вата, сова, корова, ворона, трава, травка, Вова, Иван, Варвара.

Словарная работа и звуковой анализ слов: волосы, волна, тыква, совы, ива.

       /

  т  ы  к  в  а

Пословицы и поговорки о зиме.

Зимующие птицы.

 Звук и буква Е.

1.Учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции.

2.Продолжать учить детей дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие согласные; подбирать слова с определенными звуками, подбирать короткие и длинные слова.

3.Учить составлять предложения по схемам.

1.Наборное полотно – дерево, дупло, белка, снегири – использование предлогов: на, под, к, за, около, над, под, у, перед.

2.Схематические модели предложений.

3.Схематическая модель глагола лететь – учить образовывать  и употреблять в речи приставочные глаголы.

4.Д/игры: «Телефон» (зимующие птицы), «улетают, не улетают», «Подбери родственные слова», «Тим и Том»(карточки), «Где звук?», «Словарный аукцион».

В.Бианки «Синичкин календарь», М.Пришвин «Птицы под снегом».

Гном Афоня предлагает назвать сказочного персонажа, которые начинается со звука Е.

Работа в тетрадях: Е, е, не, се, ке, те, ле, ре, ве.

Лес – лесок

Мел – мелок

Ели, Елена, Ева, море, рек Нева.

Звуковой анализ: валенки, енот.

Схема предложения: У Веры синие ленты. |_  _  _  _ .

Сделать кормушки для птиц .

 Прогулка в парк (наблюдение за зимующими птицами).

Рисование птиц – выделение звука Е.

Библиотека. Книги. Звук и буква п, пь.

1.Продолжать развивать у детей и зрительную память.

2.Познакомить с новой профессией – библиотекарь.

3.Закреплять использование в речи простые и сложные предлоги: под, над, за, из-под.

4.Продолжать учить детей делить слова на слоги, а предложения на слова.

1.Викторина по русским народным сказкам.

2.Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Библиотека».

3.Портреты русских писателей (Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина, С.А.Есенина и др.).

4.Д/игры и словесные: «Назови книги», «Наоборот», «Кто больше?», «Профессии», «Подбери пару», «Веселые звуки».

С.Я.Маршак «Как печатали книгу».

Экскурсия в школьную библиотеку.

Работа в тетрадях:

Преобразование слов –

  • Палка – полка
  • Папка – лапка
  • Пол – поле
  • Липа – липка
  • Пила – пилка

Звуковой анализ и схемы слов:

Капуста, павлин, папа, репа.

Записаться в районную библиотеку.

В газете отыскать букву П и подчеркнуть или выделить

Новогодняя елка. Звук и буква м, мь.

1.Учить детей образовыванию, употреблению прилагательных и согласованию их с существительными.

2.Познакомить детей со звонкими и глухими согласными в конце слова: суп, зуб, енот, дуб, мост, завод, нос, воз.

3.Развивать связную речь у детей.

1.Пособие «Волшебная таблица».

2.Д/игры: «Назови признак», «Украсим елку», «Магазин елочных игрушек».

3.Словесные игры: «Подбери родственные слова», «Доскажи фразу», «Синонимы», «Один-много», «Придумайте предложения», «Любопытный».

Н.А.Некрасов «Мороз-воевода» С.Я.Маршак «12 месяцев» (игра - драматизация).

Работа в тетрадях: мама, мир, Рим, молоко, мил, мыл, мамина, мел, мороз ,зима.

Звуковой анализ и схема слов:

Зонтик, козлик, зима.

Стихи русских поэтов о зимних развлечениях.

Нахождение звука з, зь в окружающем и зарисовка предметов с этим звуком.

Комнатные растения.

Звук и буква б, бь

1.Учить детей составлять краткий рассказ по опорным словам.

2.Учить распространять предложение дополнениями.

3.Учить употреблять в речи глаголы прошедшего времени.

4.Пополнять словарный запас детей.

5.Развивать зрительную память детей.

Комнатные растения (составление описательных рассказов по опорным словам).

2.Пособие «Волшебная таблица»

3.Д/игры: «Запомни-повтори», «Ботаническое лото», «Подбери признак».

4.Предметно-схематические модели.

5.Словесные игры: «Кто больше?», «Слоговой аукцион», «Тим-Том», «Доскажи словечко», «Слова играют в прятки», «Рифма».

В.Катаев «Цветик-Семицветик»

б  _  _

б  _  _  _

б  _  _  _  _

б  _  _  _  _  _

б  _  _  _  _  _  _ (боб, бокс, буква, береза, барабан).

Работа в тетрадях: бант, брат, бусы, банка, кобра, белка, барчук, бык, баран, зубр, булка.

Звуковой анализ: барабан, билет, белка.

Зарисовка комнатных растений, которые растут у детей дома.

Ткани и другие материалы. Одежда, обувь.

 Звук и буква д, дь.

1.Познакомить детей с разнообразными видами ткани и другими материалами.

2.Учить детей словообразованию и употреблению в речи относительных прилагательных от существительных: ситец, шелк, шерсть, полотно, лен, поролон, кожа.

3.Учить детей использовать в связной речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

1.Набор различных тканей.

2.Сюжетные картинки с профессиями людей.

3.Сюжетно-ролевая игра «Ателье»

4.Д/игры:  «Что из чего, какое?», «Подбери предмет к признаку», «Живые слова».

5.Словесные игры: «Доскажи словечко», «Звук заблудился», «Веселые звуки», «Покорение вершин», «На одну тему», «Наоборот», «Закончи предложение».

6. Домовенок Кузя.

Г-Х. Андерсен «Новый наряд короля».

Печатание слогов на силуэтных вырезаниях из бумаги «Дивана и скамейки»

Да, ду, та, ти, бе, се, ми, ке, ку, со, ны, те, ты, ди.

Работа в тетрадях: Дима, Денис, Дина, Даша.

Дом-дым-том-ком-сом; сад-сады.

Звуковой анализ слова: дерево, дети, садик.

Выкройки для игры в «Ателье».

Посуда.

Материал, назначение, оформление.

Звук и буква я.

1.Учить составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам.

2.Учить выделять общие индивидуальные признаки предметов.

3.Учить логично ставить вопрос.

4.Развивать зрительную и слуховую память.

5.Закреплять умение находить предметы по описанию

6.Словообразование и употребление относительных прилагательных: глина-глиняный, стекло-…, фаянс-…, фарфор-…, хрусталь-…, керамика-…, металл-…, пластмасса-….

1.Предметные картинки.

2.Сюжетно-ролевая игра «Магазин» - отдел посуды.

3.Д/игры: «Эхо», «Подбери предмет к признаку», «Четвертый лишний».

4.Словесные игры: «Кто внимательный?», «Слоговой аукцион», «Угадайте сказку», «Закончи предложение», «Доскажи словечко», «»Веселая география», «В каком слове семь –я-?».

5.Фонетическая игра «Сколько звуков услышали?»

К.И.Чуковский «Федорино горе»

А.Гайдар «Голубая чашка».

Работа в тетрадях: як, яма, ягода, яблоко, язык.

Яша, Аня, Оля, Ваня, Настя, Таня, мария, Катя, Яна.

Звуковой анализ слов: лягушка, дятел, яма.

Сходить в посудно-хозяйственный магазин.

Зарисовать посуду, которую там увидели.

Зимующие птицы. Звук и буква г, гь.

1.Стремиться расширять поле активной творческой мыслительной деятельности детей.

2.Учить детей обосновывать свое мнение или ответ.

3.Совершенствовать речевой аппарат детей, включая в занятия артикуляционную гимнастику или разминку.

4.Учитывать индивидуальные особенности детей.

1.Сюжетные картинки «Птицы».

2.Д/игры: «Улетают, не улетают», «Узнай по описанию», «Четвертый лишний», «Зоологическое лото».

3.Путешествие в Буквоград  - «Занимательные модели», «Волшебные цепочки», «Анаграммы», «Слоговое лото», «Лесенка», «Лишнее слово».

М.Горький «Воробьишко».

Л.Н.Толстой «Вороны и воробьи».

Работа в тетрадях:

Г  _

Г  _  _  

Г  _  _  _

Г  _  _  _  _  

Г  _  _  _  _  _  

Г  _  _  _  _  _  _  (га, газ, гром, город, глобус, граница).

Гам, книга, стог, гол, гул, глаза, Галя, Гена, Геннадий, Гера.

Разбор слов: дорога, гвозди, грибы, галка.

Боком, скоком, ходит галка мимо окон. |_,  _,  _  _  _  _ .

Кормушки для зимующих птиц.

 Как звери зимуют.

Звук и буква ч. Всегда мягкая «ча», «чу».

1.Учить детей красиво и правильно строить предложения: работать над паузой, интонацией, постановкой логического ударения.

2.Обращать внимание детей на смысловую и интонационную законченность предложений (точка, восклицательный знак в конце предложения).

3.Учить произносить одно и тоже предложение в разных интонациях.

4.Развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка.

1.Предметно-схематические модели.

2.Д/игры: «Кто, где живет?», «У кого кто?», «Чей хвост, чья лапа, чье ухо?», «назови признаки», «Назови действия», «Кто чем питается?».

3.Чебурашка.

Словесные игры: «Дежурный звук», «Кто как голос подает?», «Подбери пару», «Закончи предложение».

Л.Н.Толстой «Белка и волк»

Инсценировка Л.Воронько «Есть в лесу под елкой хата».

Имитационные предложения.

(море волнуется раз…)

Работа в тетрадях: Чашка, чулок, часы, чеснок.

Бочка-дочка-точка-кочка-ночка.

Луч, сыч, грач.

 Лисичка – сестричка.

Звуковой анализ: чемодан, часы, часики.

Загадки о диких животных. Придумать  сказки, загадки, рассказы о том, как звери зимуют.

«Предметы вокруг нас» - рисование предметов со звуком Ч.

Животные наших лесов, севера, жарких стран.

 Буква Ь – показатель мягкости согласных.

1.Продолжать формировать устную речь, обогащая словарный запас детей.

2.Обогащать лексику детей практически знакомя их с омонимами, синонимами, антонимами, многозначностью слова, использую различные лексические и грамматические игры.

3.Обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

1.Предметно-схематические модели.

2.Д/игры: «Кто где живет?» (регион), «Четвертый лишний» (хищные - травоядные) «Чья шуба теплее?», «Звери играют в прятки», «Большой – маленький», «Кто, чем питается»

3. «Телефон» (родственные слова, признаки действия).

4.Буратино и Карлсон. Словесные игры «Задания Буратино», «Узнайте сказку», «превращение слов».

В.Бианки «Купание медвежат»

Д.Р.Киплинг рассказа из «Книги джунглей»

Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»

Работа в тетрадях:

Угол – уголь

Мел – мель

Стол – сталь

Гусь, деньки, львица, медведь, лось, окуньки, лось.

Схема предложения: Килька плавает в водице, кильке весело играть.

|_  _ в  _  ,  _  _  _  .

Сочинить загадки, сказки, рассказы о животных. Нарисовать животных, выделяя отдельно животных с мягким знаком.

Зима. Итоговое занятие.

Звук и буква Ш.

1.Развивать речь детей, продолжать учить пересказывать тексты, запоминая образные выражения и слова, используя их в  своей речи.

2.Учить детей использовать в своей речи относительные, притяжательные прилагательные, предложения с однородными членами.

3.Закреплять умение применять в речи предлоги: между, за, до, из-за, из-под.

1.Картина И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

2.Предметно-схематические модели «До-между-за» (месяцы, времена года).

3. Словесные игры: «Скажи дальше», «Волшебная цепочка», «Скажи иначе»(синонимы), «Подбери признак», «Назови родственные слова» (снег, лед, мороз, зима), «Чистоговорка - рифма» (шалаш), «Найди слово в слове», «На одну тему», «Слоговое лото».

К.Д.Ушинский «Проказы старухи зимы».

Ф.И.Тютчев «Весна».

Работа в тетрадях: уши, шина, машина, школа, мишутка, шалаш, Наташа, Саша, Шура, Миша.

 Звуковой анализ слов и составление схем: машина, шуба, шапка.

Схема предложения: Шапка да шубка – вот наш Мишутка.

|_  да  _  -  _  _  _  .

Пословицы и поговорки о зиме.

Выделение в тексте буквы Ш.

Ранняя весна. Первоцветы.

Праздник

 8 Марта.

Звук и буква Ж. Всегда твердый.

1.Учить детей использовать в своей речи простые и сложноподчиненные предложения с придаточными причины.

2. Продолжать учить словообразованию и использованию в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3.Развивать устойчивую зрительную и слуховую память.

1.Д/игра: «Скажи иначе» (синонимы), «Узнай по описанию», «Отгадай название цветков» (по данной букве, слогу), «Назови ласково», «Телефон» (родственные слова), «Подбери признак», «Подбери действие», «Из одного слова – несколько», «Сквозная буква», «Найди слово в слове», «Лесенка».

2. Предметно-схематические модели.

3.Модели состава слов и предложений.

С.Я.Маршак «Весенняя песенка».

Е.Серова «Подснежник»

Работа в тетрадях: жук, жуки, жаба, жил, ежик, кожа, Женя, Жанна.

Звуковой анализ слов: снежинка, жуки, лыжи.

Анализ предложения: Закружились пушистые снежинки над городом.

|_  _  _  над  _  .

Пословицы и поговорки о весне. Нахождение буквы Ж в тексте. Зарисовка предметов со звуком Ж.

Весенние сельско-хозяйственные работы. Труд крестьян. Звук и буква Ё

1.Расширять словарный запас детей (с/х профессии)

2.Словообразования с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3. Познакомить с особенностями спряжения глагола «Хотеть».

4.Воспитывать у детей уважение к людям труда.

1.Пособия: «Зерно в разрезе», «Росток».

2.Раздаточный материал – зерна пшеницы.

3.Д/игры: «Назови сельскохозяйственные машины», «Кто, где работает?», «Кто что делает?», «На что похоже?».

4.Словесные игры: «Сколько ежиков?», «Доскажи словечко», «кот больше?», «Слоговой аукцион», «Превращение слов», «Прочитайте слово».

Рассматривание сюжетных картинок: «Откуда хлеб пришел?»

Я.Дагутите «руки человека».

Работа в тетрадях: лён, лёд, мёд, ёжик, ёршик, ёлки, осёл, орёл, клён.

Котёнок, козлёнок, львёнок, тигрёнок.

Звуковой анализ слов и их схемы: котёнок, ягнёнок, ёлка, клён, лён.

Анализ предложения: У ёлки иголки! У ёжика иголки!

Пословицы и поговорки о труде. Сходить с родителями в бакалейный отдел магазина. Прочитать название круп и изделий из муки.

Почта. Профессии. Звук и буква х, хь.

1.Закреплять навык употребления в речи сложных предложений.

2.Продолжать учить образовывать существительные обозначающих лиц по их занятиям, качествам, профессиям (мужского и женского рода):

  • Шахматы-шахматист-шахматистка
  • Умный-умник-умница
  • Учить-учитель-учительница

3.Активизировать у детей возможность употребления названий профессий и действий.

4.Учить подбирать фразы по заданному ритму.

1.Сюжетно-ролевая игра «Почта»

2.Целевая прогулка на почту.

3.Д/игры: лото «Почта», «Кто, где работает?», «Наборщик»

4.Словесные игра: «Скажи иначе», «И я тоже» (образовывание существительных по их занятиям и качествам) «Лесенка» -

5. _  _  х

6. _  _  _ х  и т.д. до 6

 Словесная игра «От хода к шагу».

С.Я. Маршак «Почта»

 Целевые прогулки к почте.

Работа в тетрадях: муха, мох, сахар, горох, пастух.

Звуковой анализ слов: художник, хитрец, хорошо.

Составление предложений с этими словами.

Написать письмо другу или подруге.

Строительство.

Профессии, машины и механизмы.

Звук и буква Ю.

1.Продолжать расширять словарный запас за счет новых слов. Учить правильно употреблять эти слова в речи.

2.Словообразование существительных, обозначающих строительные профессии (с  суффиксом – щик, -щиц)

3.Большое внимание уделять распространению предложений.

4.Закреплять навык употребления в речи сложноподчиненных предложений.

1.Конструктивные игры.

2.Целевая прогулка на строительство дома.

3.Д/игры: «Кто это?», «Мы – строители», «Кто что делает?».

4.Сюжетные картинки.

5.Словесные игры : «Скажи иначе», «Доскажи словечко», «Веселые звуки», «Слоговой аукцион», «Рифма», «Буква потерялась», «Лесенка» (от 2 до 4), «Дополнительное слово».

С.Б. Баруздин «Кто построил этот дом?»

В.Маяковский «Кем быть?»

Работа в тетрадях: юла, юг, юрта, юбка, люк, утюг, каюта, клюв, даю, дарю, рою, храню, Юра, Юля, Люба, Нюра, Ксюша

Звуковой анализ слов и схема: клюква, клюшка, юбка. Печатание предложений из азбуки.

Повторить стихи о весне.

Выделение буквы Ю  из текста.

Рыбы (морские, пресноводные, аквариумные).

Звук и буква Щ.

Всегда мягкий Ща - щу

1.Продолжать учить пересказыванию прочитанных рассказов.

2.Учить составлять описания рыб по моделям и предметным картинкам.

3.Образование и употребление действительных причастий настоящего времени: мчаться-мчащийся; спешить-…; строиться-…; работать-…; плавать-….

4.Развивать образую и красивую речь.

1.Предметно-схематические модели (строение и среда описания).

2.Предметные картинки.

3.Д/игры: «Четвертый лишний», «Зоологическое лото», «Чей плавник, чьи жабры?», «Подбери предложение к признаку».

4.Незнайка. Словесные игры: «Закончите фразу», «Доскажи словечко», «Слоговой аукцион», «Узнайте звук», «Превращение слов».

Е.Пермяк «Первая рыбалка».

А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Работа в тетрадях: щит, овощи, роща, чаща, гуща, щенок, щетка, щука, лещ, щи.

Звуковой анализ слов и схемы:

Щавель, щука, ерши.

Схема предложения: Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

|_  _  _ , _ , _  _  _  _ .

Рисование аквариумных и речных рыб.

Выделение звука Щ.

Сад, парк, лес, луг.

Звук и буква Э.

1.Закреплять навыки детей. Полно и выразительно отвечать на вопросы.

2.Обучать умению детей задавать вопросы по содержанию прочитанных рассказов.

3.Развивать умение детей  образовывать сравнительную степень прилагательного и употреблению их в речи.

4.Развивать образную, выразительную, полную с умозаключениями речь.

1.Картина И.Левитана «Первая зелень».

2.Д/игры: «Вчера-сегодня-завтра», «Узнай с какого дерева лист», «Телефон» (деревья, лесные и полевые цветы), «4-й лишний»(цветы – садовые, лесные, полевые), «Что где растет?».

3.Словесные игры: «Кто больше?», «Слоговой аукцион», «Доскажи словечко», «Рифма», «Волшебная цепочка», «Дополните слово»

4.Головоломка.

М.Пришвин «Золотой луг»

С.Я.Маршак «Апрель»

Работа в тетрадях: эхо, этаж, Экзамен, экскаватор, дуэт, поэт, алоэ.

Что это? – эскимо, кукла, машина.

Кто это? – Элла, Эмма, Эдик, Эмиль.

Экран – кран

Машина - шина

 Смех – мех

Коса – оса

Звуковой анализ слов: Эскимо, экран, эхо.

Пословицы и поговорки о весне.

Прогулка в парк, в Летний сад.

Цветы (парк, лес, степь). Звук и буква Ц.

Всегда твердый.

1.Учить составлению описательных рассказов о цветах.»

2.Чтение детьми коротких рассказов и пересказывание их.

3.Закреплять навык детей использования в своей речи все типы предложений.

4.Развивать умение использования детьми в своей речи все образные выражения.

1.Пособие «Соберем букет».

2.Предметно-схематические модели.

3.Д/игры: «Узнай по описанию», лото «Цветы цветут», «Отгадай цветок по звуку, слогу».

4.Сказка «Цыпленок Цып».

5.Словесные игры: «Доскажи словечко», «Звук заблудился», «Веселые звуки», «Вспомните сказку».

Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза»

Е.Серова «Ландыш»

Работа в тетрадях: курица, цып, цыпленок, яйцо, крыльцо, цветок, гусеница, кольцо, цапля.

Анализ предложения (пословицы): «Землю красит солнце, а человека – труд».

Разучивание стихов о цветах. Прогулки в парк, в Летний сад, в лес. Поездка на дачу.

Нахождение в тексте буквы Ц.

Насекомые. Звук и буква ф, фь

1.Закреплять умение пересказывать прочитанный текст.

2.Развивать умение вести диалог по прочитанному.

3.Продолжать учить детей связности, развернутости, непрерывности высказывания.

4.Учить детей составлять короткие описательные рассказы о насекомых по плану, используя модели.

1.Предметно-схематические модели (насекомые, среда обитания и т.д.).

2.Предметные картинки.

3.Д/игры: «Кто как передвигается?», «Запомни-повтори», «Подбери признак», «Узнай по описанию».

4.Словесные игры: «Узнай звук», «Кто больше?», «Доскажи словечко».

5.Головоломка «Как зовут мальчика?».

Л.Квитко «Жучок»

И.А.Крылов «Стрекоза и муравей»

Работа в тетрадях: паук, стрекоза, муравей, жук, бабочка, оса, пчела, муха.

Кроссворд:

-  лаг

-  рис

-  иса

-  ила

-  ень

-  сел

-  люч

Стихи о весне.

Нахождение в тексте буквы Ф.

Весна-красна. Буква Ъ.

1.Закреплять мнение детей самостоятельно задавать вопросы по отработанному стереотипу.

2.Совершенствовать навыки словообразования.

3.Учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста.

4.Развивать речевую активность детей, их память и внимание.

5.Развивать и воспитывать эмоциональность в детях при встрече с природой, во всех ее проявлениях.

1.Весенние иллюстрации и картины.

2.Предметно-схематические модели экологического содержания.

3.Д/игры: «Что сначала, что потом?», «Подбери предметы к признакам», «Когда это бывает?», «Подбери родственные слова».

4. Пословицы и поговорки.

5. Живые картинки (автомобиль и его действия)

К.Д.Ушинский «Четыре желания»

С.Я.Маршак «12 месяцев».

Работа в тетрадях:

Ел, сел, съел, ехал, съехал, объехал, подъехал, отъехал, въехал.

Печатание по Азбуке: Дети съели суп и мясо, а Жучка объедала кости.

Пословицы, поговорки, приметы весны.

В тексте – родственные слова.

Повторение пройденного

1.Закрепить все пройденные звуки, их автоматизация.

2.Закрепить понятие гласные и согласные звуки.

3.Учить делить слова на слоги.

4.Учить детей проводить звуковой анализ слова.

5.Развивать зрительное и слуховое внимание.

6.Развивать память, речь детей.

7.Учить думать детей.

8.Закрепление употребления речи притяжательных местоимений (мой, моя, мое).

Предметные картинки:

Васильки, лютики, тюльпаны, мак, пион, лес, поляна, луг, береза, липа, тополь.

Ковролин.

Символы и знаки для обозначения гласных и согласных звуков.

1.Работа с картинками:

«Бегите ко мне!» 1-но, 2-х, 3-х сложные слова.

2.Детская игра «Мой, моя, мое». В кругу детей передают мяч друг другу. «Ты катись веселый мячик быстро, быстро, по рукам … У кого веселый мячик все про свою любимую одежду быстро расскажет нам. Раз-два-говори!».

3.Работа с предложенными картинками. «Что и с чем поменяли местами?», «Что изменилось?».

4.Составление предложений по картинкам с предлогами в, на.

5.Игра «Летает, не летает».

Стихотворение «Ландыш»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей с нарушением речи для успешного формирования звуко- буквенного анализа и синтеза слов у детей младшего школьного возраста.

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказываются связанными с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного воспри...

Методическая разработка "Игры на развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов".

В данной методической разработке представлены игровые упражнения, направленные на формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза слов....

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза слов

Игры для развития звуко-слогового анализа и синтеза способствуют развитию слухового восриятия: умения различать на слух звуки и слова, близкие по звучанию. Ребенок учится определять количество звуков,...

«Игры для формирования звуко-буквенного анализа и синтеза слов»

Целью данных игр является: научить детей слышать звуки в словах, развивать слуховое внимание,закрепить правильное и четкое звукопроизношение....

99 игр на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов

Игры на развитие звуко-слогового анализа и синтеза слов предназначены для учителей-логопедов, воспитателей и родителей воспитанников....

Система работы по развитию звуко-слогового анализа и синтеза у воспитанников подготовительной группы

В России в конце ХХ века произошли значительные изменения в социально-экономической, политической и экологической областях, которые привели к росту детской патологии, в том числе и нарушений речевого ...