Главные вкладки

    Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему:
    Стихи для детей. Диалоги и монологи для разучивания.

    Мальченко Ирина Викторовна

    Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дети с  4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Мой  опыт работы по развитию диалогического общения детей со сверстниками,  говорит о том, что наилучшие образцы диалогического взаимодействия дают детям литературные произведения.  Игровые упражнения в диалоге могут быть классифицированы по степени самостоятельности в производстве диалогических высказываний как упражнения на основе литературного текста и упражнения в импровизации самостоятельных диалогов. 

    Заученные литературные диалоги, передаваемые детьми в инсценировании стихов (чтение стихов по ролям), в театрализованных представлениях, в подвижных играх, формируют в их сознании образ «участника» диалога, обобщают формы диалогических реплик и правил ведения диалога.

    Олег Григорьев.

    Конфеты.

    Я нёс домой

    Кулёк конфет.

    А тут навстречу мне

    Сосед.

    Снял берет:

    - О! Привет!

    Что несёшь?

    - Кулёк конфет.

    - Как - конфет?

    - Так - конфет.

    - А компот?

    - Компота нет.

    - Нет компота

    И не надо…

    А они из шоколада?

    - Да, они из шоколада.

    - Хорошо,

    Я очень рад.

    Обожаю шоколад.

    Дай конфету.

    - На конфету.

    - А вон ту, а ту, а эту…

    Красота! Вкуснота!

    А вот эта, а вон та…

    Больше нет?

    - Больше нет.

    - Ну, привет.

    - Ну, привет.

    - Ну,  привет.  

    Повар.

    Повар готовил обед,

    А тут отключили свет.

    Повар леща берет

    И опускает в компот.

    Бросает в котел поленья,

    В печку кладет варенье,

    Мешает суп кочережкой,

    Угли бьет поварешкой,

    Сахар сыплет в бульон,

    И очень доволен он.

    То-то был винегрет,

    Когда починили свет!

    Л. Миронова


    - Где же яблоко, Андрюша?

    - Яблоко? Давно я скушал.
    - Ты не мыл его, похоже.
    - Я с него очистил кожу!
    - Молодец ты стал какой!
    - Я давно уже такой.
    - А куда очистки дел?
    - Ах... очистки... тоже съел.

    Г. Лебедева

    Ёжик.

    Плачет ёжик в три ручья:
    - Ох, зачем колючий я?
    Гадкие колючки!
    Из-за них никто меня
    Не берёт на ручки!


    С.В. Михалков

    Котята.

    Родились у нас котята -

    Их по счету ровно пять.

    Мы решали, мы гадали:

    Как же нам котят назвать?

    Hаконец мы их назвали:

    РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ.

     РАЗ - котенок самый белый,

    ДВА - котенок самый смелый,

    ТРИ - котенок самый умный,

    А ЧЕТЫРЕ - самый шумный.

     ПЯТЬ - похож на ТРИ и ДВА -

    Тот же хвост и голова,

    То же пятнышко на спинке,

    Так же спит весь день в корзинке.

     Хороши у нас котята -

    РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ!

    Заходите к нам, ребята,

    Посмотреть и посчитать.

    Б. Заходер.

    - Петь, здорово!
    - Здравствуй, Вова!
    - Как уроки?
    - Не готовы...
    Понимаешь, вредный кот
    Заниматься не дает!

    Только было сел за стол,
    Слышу: «Мяу...» -
    «Что пришел?
    Уходи! - кричу коту. -
    Мне и так... невмоготу!
    Видишь, занят я наукой,
    Так что брысь и не мяукай!»
    Он тогда залез на стул,
    Притворился, что уснул.
    Ну и ловко сделал вид -
    Ведь совсем как будто спит! -

    Но меня же не обманешь...
    «А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
    Ты умен, и я умен!»
    Раз его за хвост!
    - А он?
    - Он мне руки исцарапал,
    Скатерть со стола стянул,
    Все чернила пролил на пол,
    Все тетрадки мне заляпал
    И в окошко улизнул!

    Я кота простить готов,
    Я жалею их, котов.
    Но зачем же говорят,
    Будто сам я виноват?
    Я сказал открыто маме:
    «Это просто клевета!
    Вы попробовали б сами
    Удержать за хвост кота!»

    *****

    Раз осеннею порой

    По тропинке лесной

    Шел медведь к себе домой

    В теплой шубе меховой

    Шел он, шел к своей берлоге

    По проселочной дороге

    И шагая через мост,

    Hаступил лисе на хвост.

    Подняла лисица крик,

    Зашумел темный лес,

    А медведь с испугу вмиг

    Hа сосну большую влез.

    Hа сосне веселый дятел

    Белке домик конопатил

    И промолвил: ты, медведь,

    Должен под ноги смотреть.

    С той поры медведь решил,

    Что зимой надо спать

    По тропинкам не ходить

    Hа хвосты не наступать.

    И зимою безмятежно

    Спит медведь под крышей снежной.

    И доволен не спроста,

    Кто родился без хвоста!

    -Федул, что губы надул?

    -Кафтан прожег.

    -Можно зашить.

    -Да иглы нет.

    -А велика дыра?

    -Один ворот остался.

    Шотландская народная песенка.

    Кyпите лyк, зеленый лyк,

    Петpyшкy и моpковкy!

    Кyпите нашy девочкy,

    Шалyнью и плyтовкy!

    Hе нyжен нам зеленый лyк,

    Петpyшка и моpковка,

    Hyжна нам только девочка,

    Шалyнья и плyтовка!

    -Я медведя поймал!

    -Так веди сюда!

    -Hе идет.

    -Так сам иди!

    -Да он меня не пускает!

    -Куда, Фома, едешь?

    Куда погоняешь?

    -Еду сено косить,

    -а что тебе сено?

    -Коровок кормить.

    -а что тебе коровы?

    -Молоко доить.

    -А зачем молоко?

    -Ребяток кормить.

    Настя Емельяненко.

    - Здравствуй, киска, как дела
    Что же ты от нас ушла?
    - Не могу я с вами жить,
    Хвостик негде положить
    Ходите, зеваете
    На хвостик наступаете. Мяу!

    В.Орлов
    Кража. 
    - Кра! - кричит ворона.
    Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
    Вор прокрался утром рано!
    Грош украл он из кармана!
    Карандаш! Картонку! Пробку!
    И красивую коробку!
    -Стой, ворона, помолчи!
    Помолчи ты, не кричи!
    Жить не можешь без обмана!
    У тебя ведь нет кармана!
    -Как?- подпрыгнула ворона
    и моргнула удивленно-
    Что ж вы раньше не сказали?
    Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-рали!

    Улитка и жук.

    Повстречал улитку жук:
    - Ты не бойся, я твой друг!
    Что нацелила рога
    На меня, как на врага?
    Коль друзей встречать рогами,
    Станут все они врагами.

    Хрюшкина подружка.

    В лужице хрюшку увидела хрюшка:
    - Это, конечно, не я, а подружка!
    Ну и грязнуля подружка моя!
    Просто прекрасно, что это не я!

     Кто первый.

    - Кто кого обидел первый?
    - Он меня!
    - Нет, он меня!
    - Кто кого ударил первый?
    - Он меня!
    - Нет, он меня!
    - Вы же раньше так дружили?
    - Я дружил.
    - И я дружил.
    - Что же вы не поделили?
    - Я забыл.
    - И я забыл.


    Олег Бундур.

    «Доброе утро!» - 
    Скажешь кому-то
    И будет ему 
    Очень доброе утро,
    И день будет добрый,
    И добрые встречи,
    И добрый, конечно,
    Опустится вечер.
    Как важно и нужно,
    Чтоб сразу с утра
    Тебе пожелали добра.

    ***

    Снег под папою
    Басом поёт:
    - На завод!
    На завод!
    Подо мною
    Снежинки пищат:
    - В детский сад!
    В детский сад!

    ***

    Как папа жил в детстве.

    Папа утром сам вставал,
    Всё до капельки съедал,
    Не ронял, представьте, чашек,
    Никогда не рвал рубашек
    И не бегал босиком,
    И не щёлкал языком,
    И с дворняжкой не дружил -
    Очень
            скучно
                      папа
                                жил!


    - Федя! Сбегай к тете Оле,
    Принеси немного соли.
    - Соли?
    - Соли.
    - Я сейчас.
    - Ох, и долог Федин час.
    - Ну, явился, наконец!
    Где ты бегал, сорванец?
    - Встретил Мишку и Сережку.
    - А потом?
    - Искали кошку.
    - А потом?
    - Потом нашли.
    - А потом?
    - На пруд пошли.
    - А потом?
    - Ловили щуку! 
    Еле вытащили злюку!
    - Щуку?
    - Щуку.
    - Но позволь, а где же соль?
    - Какая соль?


    Токмакова Ирина 


    Где спит рыбка. 
    Ночью темень. Ночью тишь.
    Рыбка, рыбка, где ты спишь?
    Лисий след ведет к норе,
    След собачий - к конуре.

    Белкин след ведет к дуплу,
    Мышкин - к дырочке в полу.
    Жаль, что в речке, на воде,
    Нет следов твоих нигде.
    Только темень, только тишь.
    Рыбка, рыбка, где ты спишь?

    В. Степанов

    Как живете? 


    -Кони, кони, как живете?
    Кони, кони, что жуете?
    - Хорошо пока живем,
    На лугу траву жуем.

    -Куры, куры, как живете?
    Куры, куры, что жуете?
    -Хорошо пока живем,
    Но, простите, не жуем,
    Мы клюем проворно
    На тропинке зерна.

    -Козы, козы, как живете?
    Козы, козы, что клюете?
    -Хорошо пока живем,
    Но, простите, не клюем,
    А дерем мы поутру
    С молодых осин кору.

    -Как вы, кролики, живете?
    Что вы, кролики, дерете?
    -Хорошо пока живем,
    Но, простите, не дерем,
    А грызем мы ловко
    Свежую морковку.

    -Вы, котята, как живете?
    Что, котята, вы грызете?
    -Хорошо пока живем,
    Но, простите, не грызем,
    Пьем мы понемножку
    Молоко из плошки.

    -Птицы, птицы, как живете?
    Птицы, птицы, что вы пьете?
    -Хорошо пока живем,
    Дождевые капли пьем
    И поем мы песни вам
    По утрам и вечерам. 

    С.Я. Маршак


    Волк и лиса.

    Серый волк в густом лесу
    Встретил рыжую лису.

    - Лисавета, здравствуй!
    - Как дела, зубастый?

    - Ничего идут дела.
    Голова еще цела.

    - Где ты был?
    - На рынке.
    - Что купил?
    - Свининки.

    - Сколько взяли?
    - Шерсти клок,

    Ободрали
    Правый бок,
    Хвост отгрызли в драке!
    - Кто отгрыз?
    - Собаки!

    - Сыт ли, милый куманек?
    - Еле ноги уволок!

    Источники:

    1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. И  сред, пед. учеб. заведений. -- 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000
    2. РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ Режим доступа:http://www.openclass.ru/node/265795

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация для детей: "Пословицы и поговорки для детей"

    Узнать о пословицах и поговорках, которые создавал русский народ, научиться правильно понимать их значение....

    СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ПОЛЬЗЕ ЗАРЯДКИ И ФИЗКУЛЬТУРЫ

    СТИХИ ДЛЯ ДЕТЕЙ О ПОЛЬЗЕ ЗАРЯДКИ И ФИЗКУЛЬТУРЫ...

    Стихи для детей про Новый год и деда мороза

    Стихи для детей про Новый год и деда мороза\ Дети водят хоровод,Хлопают в ладоши.Здравствуй, здравствуй Новый год,Ты такой хороший. Без Дедушки МорозаСнежинки не летят,Без Дедушки Моро...

    Сценарий " Новогодний Теремок" в стихах, для детей раннего и младшего возраста

    Непосредственное участие детей в спектаклепомогает развивать все положительные качества личности человека и помогает раскрывать творческие способности детей...

    Стихи для детей, стихи о ФГОС, стихи о празднике 8 марта, стихи

    Сочиняю стихи для детей и  для взрослых, пишу сказки....

    КАРТОТЕКА НОВОГОДНИХ СТИХОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Рекомендуемые стихи для использования в работе в детском саду и начальной школе....

    Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для детей с ОНР подготовительного возраста. Разучивание стихотворения "Кто такие витамины" С. Лосева с использованием мнемотаблицы.

    Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. С помощью...