Воображение и творчество у дошкольников старшего возраста
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Ягодейкина Валентина Валериановна

Воображение и творчество занимает очень важную роль в жизни дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воображение и творчество у дошкольников старшего возраста

Воображение – создание нового в форме образа представления или идеи.

Одна из основных функций воображения  - это защита личности, компенсация ее негативных переживаний. Творческое воображение помогает изжить гнетущие эмоции, которые могли возникнуть в каком либо конфликте. О воображении как о психическом процессе можно говорить лишь при условии или наличии полноценного сознания.  Поэтому психологи утверждают что воображение у детей начинается с трех лет.

Развитая речь - благоприятный фактор развития воображения. Именно речь позволяет ребенку как можно лучше представить предмет, который он никогда не видел, размышлять над  этим образом, т. е. мыслить. Развитая речь освобождает ребёнка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а, значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности. Поэтому задержки в развитии речи провоцируют и задержки в развитии воображения.

Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого, за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов.                                                 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте:

- воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;

- оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;

- ребенок осваивает приемы и средства создания образов;

- воображение переходит во внутренний план, отпадает надобность в наглядной опоре для создания образов.

Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение. Воображение позволяет малышу познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.

Воображение старшего дошкольника более целенаправленно. В игровой, конструктивной, изобразительной деятельности появляются начатки планирования. Ребенок уже ставит цель и начинает искать способы ее осуществления. Он «строит» дом или пароход из кубиков, рисует целые «картины» в соответствии со своим замыслом.

Игра "Разные постройки"

Дидактическая задача. Научить детей варьировать в воображении образы предметов.

Материал:   Каждому ребенку дается по три одинаковых комплекта, состоящих из 4-5 деталей строителя (например, в один комплект могут входить два кубика, брусочек, две треугольные призмы). Важно, чтобы у одного и того же ребенка комплекты повторялись полностью.

Ход игры. Дети рассаживаются за столбиками. Каждому ребенку воспитатель дает по три одинаковых комплекта деталей и говорит, что сейчас они будут сооружать разные постройки. Каждый ребенок может сделать три разные постройки.

Дети начинают строить. Если они затрудняются при выполнении задания, воспитатель дает образец различных построек из одних и тех же деталей, например, из брусочка и двух кубиков сооружает дом, кукольный диван, машинку, ворота и т.д.

После того, как все выполнят задание, взрослый вместе с детьми рассматривает     постройки     и     отмечает     те,     где     наиболее     интересно использованы детали.

             

В старшем дошкольном возрасте дети заметно больше заботятся о соответствии своих замыслов действительности. Это ясно обнаруживается в игре, где старший дошкольник не довольствуется уже любой вещью для любой игры, а выбирает только то, что действительно подходит для данной игры. Действия, выполняемые в игре, должны удовлетворять определенным требованиям и в определенных отношениях согласоваться с действительностью.

Упражнение, "Какая игрушка?"

Дидактическая задача. Научить детей придумывать разнообразные ответы, основываясь на одном и том же схематическом изображении предмета.

Материал. Набор из 10 карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка, которая представляет собой схематическое изображение нескольких игрушек. Картинки.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям глядя на картинку придумать, на какую игрушку похожа изображенная на ней фигурка.

Взрослый показывает первую картинку из набора. Спрашивает детей по очереди, на какую игрушку она похожа. Обращает внимание на то, чтобы малыши не повторяли ответов друг друга. При предъявлении каждой следующей картинки воспитатель спрашивает ребенка, который не отвечал первым.

         

Исключительно важную роль в развитии воображения у детей дошкольного возраста выполняет игра, в особенности же игры детей, в которых они принимают на себя определенную роль, осуществляют действия, требуемые ролью, что побуждает их стремиться к сходству изображаемого с действительностью.

Игра "На что это похоже?"

Дидактическая задача. Научить в воображении создавать образы предметов, основываясь на их схематическом изображении.

Материал. Набор из 10 карточек. На каждой нарисована одна фигурка, которая может восприниматься как- деталь или контурное изображение отдельного предмета. Например, могут быть даны такие изображения: два кружка, вписанные один в другой, треугольник с шариком наверху и т.п. Картинки,

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть в игру и объясняет ее содержание: нужно посмотреть на картинку и придумать, на что она похожа.

Педагог показывает детям первую картинку из набора и спрашивает одного из детей, на что это похоже. Если ребенок затрудняется с ответом, спрашивает следующего. При показе второй картинки из набора игра начинается с другого ребенка, чтобы у каждого из детей была возможность ответить первым.

При проведении игры воспитателю важно поддержать инициативу детей, подчеркнуть, что каждый ребенок должен дать свой собственный, оригинальный ответ.

             

Видное место в развитии воображения занимает также изобразительная деятельность (рисование, лепка). Дошкольники охотно и много рисуют, давая в рисунке простор воображению, хотя и не могут полностью реализовать все, что создается в их воображении. Ребенок поэтому редко рисует молча, а чаще всего дополняет рисунок рассказом, в котором выражает то, что не может выразить в рисунке.

Игра "Поможем художнику."

Дидактическая задача. Научить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал. Большой лист бумаги, прикрепленный к доске или большому фланелеграфу, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски (фломастеры).

Ход игры. Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят помочь ему ее закончить. Педагог показывает схематическое изображение человека и говорит, что сейчас они все вместе эту картину закончат. Дети будут придумывать, как это лучше сделать, а он будет рисовать все, что ребята придумают.

Воспитатель спрашивает у детей: кто здесь нарисован (мальчик или девочка)? Какого цвета глаза? Какого цвета волосы? Как он (она) одет(а)? Дети дают разные варианты ответов. Вместе с педагогом обсуждают их и выбирают наиболее удачные.          Самые интересные ответы воспитатель "воплощает" в картинке: постепенно дорисовывает схему, превращая ее в рисунок. Дети могут помогать воспитателю.

После того, как рисунок закончен, можно предложить детям придумать историю про нарисованного человека (Как его зовут? Куда он идет? Кто идет вместе с ним? и т.п.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития творчества и воображения у детей младшего, среднего, старшего возраста "Умей-ка".

Воспитывать у детей стремление к творчеству.Научить строить гармоничные отношения с природой.Сформировать эстетические чувства и художественный вкус,эстетическую оценку и свое суждение по отноше...

Конспект занятия по народному творчеству для детей старшего возраста

Приобщение детей к истокам русской культуры. Знакомство детей с бытом русского народа. ...

Развиваем воображение дошкольника старшего возраста

Воображение (фантазия) - психологическая функция, направленная на создание новых образов.Воссоздающее -  создание образа по его описаниюТворческое - создание принципиально новых образов...

Влияние коллективного творчества на социально-коммуникативное развитие дошкольников старшего возраста

Самообразование воспитателя ДОУ.Стимулирование социально–коммуникативного развития дошкольников старшего возраста через коллективное творчество....

Развитие речи и творчества у дошкольников старшего возраста

В данной статье предложены упражнения, которые педагоги могут использовать на занятиях и в повседневной жизни для развития речи и творчества детей...

«Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр с кругами Луллия»

Добрый день уважаемые коллеги!  Сегодня  мы окунемся в мир Кругов Луллия. Тема моего выступления «Развитие мышления, речи, воображении, детского творчества у детей старшего дошкольного...