Развитие коммуникативно – речевой компетенции через театрализованную деятельность в детском саду.
учебно-методический материал по развитию речи по теме

Волкова Наталья Анатольевна

Концептуальное изложение своего педагогического опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативно – речевой компетенции через театрализованную деятельность в детском саду

В современном обществе коммуникативно-речевая компетентность рассматривается как показатель образованности человека, как одно из условий жизненной успешности.

Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорной речи, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Основная функция языка – коммуникативная - быть средством человеческого общения. 

Под речевой компетенцией понимается умение ребёнка пользоваться родным языком в конкретных ситуациях общения, используя речевые, неречевые (мимика, жесты, движения) и интонационные средства выразительности речи в их совокупности. Речевая компетенция предусматривает лексическую, грамматическую, фонетическую, диалогическую и монологическую составляющие. Практика показывает, что, чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Развитие речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе. Следует помнить, что коммуникативные умения, речевая активность не обеспечивают процесса свободной коммуникации и, в свою очередь, не способствуют развитию речемыслительной и познавательной деятельности, препятствуют овладению знаниями, отрицательно влияют на личностное развитие и поведение дошкольника.

Нами осуществлено научное исследование по теме: " Развитие коммуникативно – речевой компетентности через театрализованную деятельность".

Цель исследования: оптимизация   и   развитие   коммуникативных умений и навыков детей дошкольного возраста через театральную деятельность. 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Создать систему работы по формированию коммуникативно-речевой компетентности дошкольников в образовательном процессе средствами театрализованных игр.

2. Доказать влияние театрализованных игр на формирование коммуникативной компетентности детей.

Изучив научно - методическую литературу мы пришли к выводу о том, что на этапе формирования коммуникативной компетентности следует обратить внимание на личностные характеристики человека. Коммуникативная компетентность формируется в процессе обучения и предполагает владение всеми видами речевой деятельности, культурой речевого поведения. Понятие коммуникативная компетентность рассматривается не только с лингвистической точки зрения (акт говорения и слушания), но и как общение людей с миром природы и предметами материальной культуры и опосредованного общения через книгу с автором литературного произведения и игровую среду.  

А. И. Максаков, Е. И. Тихеева, уделяли особое внимание созданию развивающей среды в детском саду как фактору развития речи детей.

Изучив методическое пособие Н.В. Микляевой об инновационном подходе к организации предметно-развивающей среды необходимо изменить речевую среду своей группы. В группе организовать условия для развития режиссёрских игр, игры-драматизации, сюжетно-ролевых игр: «Путешествие по морю», «Строим улицу и дом», «Экскурсия на автобусе» и др. Функционировать познавательно-речевой модуль, в котором имеются речевые кубы, игры, моделирующие речевые ситуации, комплекты картинок по лексическим темам, речевые информационные карты.

Мы пришли к выводу о том, что театрализация не только развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, но и в значительной мере способствует развитию коммуникативных способностей - умению общаться с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, опираясь на правила речевого общения.

Театральный уголок является важным объектом речевой развивающей среды, с которого необходимо начать оснащение группы, поскольку театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу, так как процесс подготовки кукол увлекает малышей, и они до «премьеры» охвачены созидательной деятельностью. Это деятельность увлекает и объединяет детей. Всё это не просто ручной труд, но и развитие мелкой моторики ребёнка, а также способствует обогащению беседы и выстраивает диалогическую речь.

Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, тем быстрее он начинает говорить. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребенка.

В работе следует активно использовать пальчиковый театр, пальчиковые игры. Они помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции, внимания, памяти, формируют пространственные представления, развивают ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышают работоспособность, формируют творческие способности и артистические умения. Только организация совместной деятельности воспитателей, детей и их родителей окажет продуктивное влияние на коммуникативно - речевую компетентность. Так, проведение досугов; тематических вечеров «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Как организовать домашний театр», «Посиделки с бабушкой», «Расскажи мне сказку»; практикум «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»; разработка памяток «Развитие мелкой моторики рук»; а также беседы; консультации; домашнее сочинение сказок и различных историй. Итогом совместной работы взрослых и детей становятся праздники и театральные постановки, где взрослые являются соучастниками детских переживаний и воплощений.

Таким образом, обобщая всё вышесказанное, делается акцент на следующие положении: созданная нами система работы направленная на формирование коммуникативно – речевой компетентности дошкольников основывается на следующих средствах: речевые кубы, дидактические игры, комплекты картинок, банк пальчиковых игр, пальчикового театра, режиссёрские игры, игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры.

Список литературы:

  1. Князьков, А. А. Словарь. Педагогическое речеведение [Текст] /А. Князьков. – М.: – Флинта, 1998. – 312 с.
  2. Колосова, И. В. Требования к качеству речи педагога дошкольного учреждения [Текст] /И. В. Колосова//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. -2009.- №3. – С. 9.
  3. Микляева, Н. В. Предметно – развивающая среда детского сада в контексте ФГТ [Текст] / Н. В. Микляева. - М.: ТЦ Сфера, 2012. -128 с.
  4. Щёткин, А. В. Программа Формирование творческой личности ребёнка средствами театральной деятельности [Текст] / А. В. Щёткин. - М.: Мозаика - синтез, 2008. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.

Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте....

«Развитие коммуникативных способностей дошкольников через театрализованную деятельность»

Коммуникация – способность общения со сверстниками, взрослыми, целью которой является передача какой-либо информации для того, чтобы собеседник понял её смысл. Общение является одним из важных показат...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан...

«Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду»

laquo;Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду»Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребё...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан...

Консультация для родителей: «Развитие речи детей через театрализованную деятельность в детском саду».

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества....