Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.
статья по теме

Стендовый доклад о развитии коммуникативных способностей детей в раннем возрасте.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей детей через

театрализованную деятельность.

Дети в раннем возрасте начинают говорить, у некоторых многие слова еще напоминают детский лепет - они непонятны окружающим, другие произносят все чисто и правильно. В развитии коммуникативных способностей ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Но чтобы задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для развития коммуникативных способностей детей.

      Какая  же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка?

Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения. В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи.      

     

Какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте?

Итак, в своей работе по развитию речи детей раннего возраста мы используем

      следующие формы совместной деятельности:

      ·       наблюдение и элементарный труд в природе;

      ·       сценарии активизирующего общения;

      ·       игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

      ·      слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

      ·       инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений, театрализованная деятельность;

      ·       игры на развитие мелкой моторики рук;

      ·       дидактические игры и упражнения;

      ·       бытовые и игровые ситуации;

      ·       элементарное экспериментирование.

Предлагаю Вам рассмотреть сегодня, интересные и доступные театрализованные игры.

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.

Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем с раннего возраста.

В работе данного направления ставлю перед собой цель: формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников.

Задачи:

- вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности;

- целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря.

В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:

• Пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.

• Ежедневно вводятся в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни, игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал.

• Ежемесячно планируется демонстрация сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности.

• Формируется, посредством театрализованной деятельности, опыт нравственного поведения, уважительное отношение друг к другу.

В рамках зонирования оформлены уголки: ряжения, театрализации, книжный уголок, музыкальный уголок.

Самый распространенный — это театр игрушек. Театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и музыка. Уже в период заучивания потешек и незатейливых стишков на столе, своеобразной эстраде, разыгрываются спектакли-миниатюры, где роли действующих лиц «исполняют» игрушки.

Если театр игрушек не требует никаких поделок и дети в основном выступают в роли зрителей, то театр пяти пальчиков, или театр петрушек, создает обстановку по-настоящему театрального представления. Интерес к такому театру у детей огромен. Общая миниатюрность его, крошечная сцена, на которой действуют куклы-петрушки, позволяет малышам охватывать взглядом всю игровую площадку.

Элементарная форма представления в картиночном театре — передвижение картинок на столе без создания эффекта внезапности появления. Просто сначала, например, ставят большую репку, затем выдвигают последовательно бабку и всех других персонажей спектакля.


Подготовить декорации и кукол для театра пяти пальчиков — дело хлопотливое, но возможное в любом детском саду. Зато как близка кукла детям! Надев куклу на руку, воспитатель может подойти с ней к малышам, и этот поросенок или мишка могут поговорить с детьми, немножко пошалить, приласкаться, ободрить и утешить ребенка, попросить что-либо сделать.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. Он прост и доступен, не требует определённых умений, дети сами действуют с игрушками-персонажами, охотно перевоплощаются в действующих персонажей (колобок, заяц, лиса и т. д., пытаются передать характер героя (мимикой, изменяя интонацию, повторяют запомнившиеся фразы (Колобок, я тебя съем) .

Участвуя в театрализованных играх, дети отвечают на «вопросы» кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью.

Разыгрывая перед детьми небольшие спектакли, изменяя голос и интонацию в соответствии с персонажем, позволило мне в наблюдениях отметить что малыши, играя с мелкими игрушками, могут разыгрывать хорошо знакомые им русские народные сказки (“Курочка Ряба”, “Колобок”, “Репка”). С ранних лет каждый малыш стремится проявить творчество, и поэтому создаю в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, поощряю желание ребёнка быть непохожим на других, важно разбудить его фантазию и попытаться максимально реализовать его способности. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают отдельные фразы, сопровождая жестами действия персонажей. Например, при инсценировании сказки "Репка" малыши "тянут" репку, при разыгрывании сказки "Курочка Ряба" изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула и пищат за неё.

Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности можно выделить 3 этапа.

1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками, я показываю и называю разнообразные действия с ними (кукла идет, поет, танцует и т. д.) . Одни и те же слова при последующих повторениях произношу, меняя интонацию, силу голоса и темп произношения.

На этом этапе очень важно предоставлять детям возможность развертывать разнообразную деятельность с игрушками, в процессе которой активизируется их речь и закрепляются игровые действия.

2 этап. Работа с потешками. Содержание потешек позволяет наглядно воспроизводить сценки с несколькими последовательно сменяющимися действиями. Потешку легко можно инсценировать даже тогда, когда дети еще не владеют активной речью. Дети могут изображать движения действующих лиц или выполнять действия с игрушкой.

Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит… »

3 этап. Проведение игр – театрализаций. Подбираю художественное произведение с возрастными возможностями детей и программными требованиями. («Курочка ряба», «Репка», «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят»). При необходимости текст можно адаптировать. Текст произведения должен быть хорошо знаком детям. Они должны узнавать персонажей на картинках и игрушках.

Театральная деятельность способствует не только развитию умственной деятельности, но и тесно связана с совершенствованием речи: работая над выразительностью и репликами персонажей, собственными высказываниями, ребенок активизирует свой словарь, совершенствует звуковую культуру речи, ее интонационный строй. Исполняемая ребенком роль ставит его перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. При этом совершенствуется диалогическая речь, ее грамматический строй.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Литература:

  • Зимина И. Театр и театрализованные игры.//Дошкольное воспитание 2005-№1 С.25-27.
  • Крылова Н.М., Детский сад – Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегрированного подхода к воспитанию дошкольника /Перм.гос.пед.ун – т. – Пермь.2005
  • Маханева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, С. 2003-128
  • Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2004
  • Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2004
  • Щербак А. В мире сказок и приключений // Дошкольное воспитание, 1995. №9. С. 16-23


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовил: воспитатель 1 младшей группы МБДОУ «Детский сад №51» Клименко Н.И. Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность.

Слайд 2

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего — совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество.

Слайд 3

Какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи мы можем выделить в раннем возрасте? наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии активизирующего общения; игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений, театрализованная деятельность; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; элементарное экспериментирование.

Слайд 4

Театрализованная деятельность в раннем возрасте Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста.

Слайд 5

Цель: формировать интерес детей к театрализовано - игровой деятельности, обогащать пассивную и активизировать разговорную речь воспитанников .

Слайд 6

Задачи: - вызывать эмоциональный отклик ребенка посредством театрализованной деятельности; - целенаправленно обогащать словарь детей, посредством развития пассивного и активного словаря.

Слайд 7

В группе созданы условия для формирования интереса к театрализованной деятельности Организованы уголки ряжения , театрализации, книжный уголок, музыкальный уголок.

Слайд 9

Виды театров используемые в группе Театр игрушек Картиночный театр ( фланелеграф ) Театр пяти пальчиков Настольный театр Театр на фланелеграфе Театр Би-ба-бо

Слайд 12

3 этапа в развитии речи посредством театрализованной деятельности 1 этап. Ознакомление детей с сюжетными игрушками. 2 этап. Работа с потешками . 3 этап. Проведение игр – театрализаций.

Слайд 13

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитывать в человеке только путём привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. Такие игры помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Слайд 14

Литература Зимина И. Театр и театрализованные игры.//Дошкольное воспитание 2005-№1 С.25-27. Крылова Н.М., Детский сад – Дом радости: Программа целостного, комплексного, интегрированного подхода к воспитанию дошкольника / Перм.гос.пед.ун – т. – Пермь.2005 Маханева М.Д., Театрализованные занятия в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, С. 2003-128 Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа «Театр – творчество – дети». – М.: АРКТИ, 2004 Сорокина Н.Ф. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: АРКТИ, 2004 Щербак А. В мире сказок и приключений // Дошкольное воспитание, 1995. №9. С. 16-23

Слайд 15

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкально-игровой деятельности в развитии коммуникативных способностей детей

В статье показана значимость музыкально-игровой деятельности для формирования коммуникативных навыков и творчества у детей старшего дошкольного возраста. Автор обозначает условия среды, которая должна...

Проект на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через интеграцию различных видов деятельности»

Целью проекта является повышение речевой активности  и коммуникативных способностей детей через организацию игровой, художественно-творческой деятельности и познавательно-речевого развития....