Речевое развитие в подготовительной группе
методическая разработка по развитию речи по теме

Стальская Татьяна Юрьевна

Задачи:
- развивать словесно логическое мышление;
- продолжать формировать обобщающее понятие «мебель»;
- закрепить классификацию мебели и её назначение;
- составлять описательный рассказ с опорой на личный опыт;
- упражнять детей в образовании слов уменьшено- ласкательной формы; в образовании существительных множественного числа, родительного падежа; в составлении предложений с предлогами;
- закрепить согласование числительных с существительными;
- продолжать развивать воображение, мышление, фантазию, мелкую моторику;
- воспитывать бережное отношение к предметам мебели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.odt24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Речевое развитие в подготовительной группе

Задачи:
- развивать словесно логическое мышление;
- продолжать формировать обобщающее понятие «мебель»;
- закрепить классификацию мебели и её назначение;
- составлять описательный рассказ с опорой на личный опыт;
- упражнять детей в образовании слов уменьшено- ласкательной формы; в образовании существительных множественного числа, родительного падежа; в составлении предложений с предлогами;
- закрепить согласование числительных с существительными;
- продолжать развивать воображение, мышление, фантазию, мелкую моторику;
- воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
Словарь: пластмассовая, двухэтажный, табурет.
Индивидуальная работа с Полиной, Дашей – образование слов уменьшено – ласкательной формы.
Предварительная работа:
Чтение стихотворения С. Маршака «Откуда стол пришёл?»
Рассматривание предметов мебели.
Разучивание пальчиковой гимнастики «Мебель» и физ. минутки «Кресло».
Наглядный материал:
Корабль, бинокль, микрофон, дом «Барби», грузовая машина, набор кухонной мебели, набор иллюстраций для дидактических игр, письмо «Знайки», пазлы.
                                                                     Ход НОД
I. Дети стоят полукругом.
Воспитатель обращается к детям.
-Ребята, сегодня по дороге в детский сад почтальон вручил мне письмо! Оно адресовано вам.
Письмо от Знайки.
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Знайка! Скоро вы пойдете в школу! Я знаю, что в вашей группе очень умные, способные и старательные ребята.
Я вас приглашаю на остов знаний, но чтобы добраться до этого острова, вам необходимо выполнить мои задания! Показать свои знания и умения. А когда на остов «Знаний», вас будет ждать сюрприз.
А чтобы узнать, о чем пойдет речь, нужно отгадать загадки.
1. В этом доме этажи
Называют полками,
Тут белье мое лежит
Кофточки с футболками.
Все всегда на месте в доме!
Сарафан, халат и шарф,
Как зовется этот домик?
Угадали? Это… (шкаф)

2. Днем спит на ней подушка
А вечером Андрюшка (кровать)

3. На нем сидят, телевизор гладят
Если кто устал – лег, полежал (диван)

4. Под крышей ножки
А на крышке – суп да ложки (стол)

5. За стеклом на полках в ряд
Книги разные стоят (книжный шкаф)

-Ребята, как все эти предметы можно назвать одним словом (мебель). Молодцы! А сейчас пора отправляться в путешествие как вы думаете, на каком транспорте можно отправляться в путешествие? (ответы детей). А мы отправляемся на корабле. Капитаном буду я, а моим помощником у штурвала – рулевой Максим.
Чтобы попасть на корабль, каждый из вас должен назвать предмет мебели.
Дети поднимаются по трапу и по очереди называют предметы мебели.

II. Капитан дает команду: «Убрать трап, полный вперед!»
Рулевой: «Есть полный вперед!»
Ребята приступили к выполнению заданий Знайки.
1. Из чего делают мебель? (из дерева, железа, стекла, пластмассы)
2. Как называют мебель? Из дерева – деревянная,
из железа – железная,
из стекла – стеклянная,
из пластмассы – пластмассовая.
3. Какие виды мебели вы знаете? (кухонная, гостиная, спальная).
С первым заданием вы справились.
Капитан смотрит в бинокль.
-Ребята, что я вижу! Остров необычный «Волшебный».
Капитан: «Стоп корабль, приготовить трап!»
Рулевой: «Есть приготовить трап!»
Мальчики подают руку девочкам, помогают «спуститься» по трапу.
-Ребята! Остров необычный, волшебный. На этом остове много невидимых предметов. Сейчас вы волшебной кистью нарисуете каждый свою комнату.
Ребята! Комнаты бывают разные. Подумайте, какая комната будет у вас, и нарисуйте в ней соответствующую мебель. Возьмем кисти (играет спокойная музыка). Глазами следит за волшебной кистью, кисть ведем вверх, затем слева направо, опускаем вниз и соединяем.
А сейчас закройте глаза и нарисуйте мебель в своей комнате.
Ребята! Рисунки получились невидимые, вы же рисовали волшебной кистью, а всем интересно. Какая комната у вас получилась, какая мебель стоит в комнате? Расскажите пожалуйста! Ребята, каждый описывает свою комнату.
Составление рассказов – 4 человека.
-Молодцы ребята! Комнаты у всех получились разные и мебель соответствовала гостиной, спальне, кухне. А сейчас, ребята, приготовимся к выполнению пальчиковой гимнастики «Мебель».
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
Мы в буфет поставим чашку,
В шкаф повесим мы рубашку,
Чтобы ноги отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали
На кровати мы лежали
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили,
Много мебели в квартире.

III. -Проходим, ребята, на корабль и отправляемся дальше.
Капитан: «Убрать трап, полный вперед!»
Рулевой: «Есть полный вперед!»
-Приступим к выполнению заданий Знайки.
1. Д/игра «Назови ласково»
стол – столик
диван – диванчик
шкаф – шкафчик
стул – стульчик
кресло – креслице
буфет – буфетик
комод – комодик
сервант – сервантик.
2. Игра «Один, много».
У меня один стул – у тебя много стульев.
У меня один диван – у тебя много диванов.
У меня один стол – у тебя много столов.
У меня один шкаф – у тебя много шкафов.
У меня одно кресло – у тебя много кресел.
У меня один буфет – у тебя много буфетов.
У меня одна кровать– у тебя много кроватей.
У меня один комод – у тебя много комодов.
У меня один сервант – у тебя много сервантов.
3. «Считай дальше».
Один стул, два стула, три стула, четыре стула,
пять стульев, шесть стульев, семь стульев,
восемь стульев и т.д.
4. Д/игра «Что, где находится» (работа с картиной).
Ваза – на столе
 Машина – под столом
Картина висит над шкафом и т.д.

IV. Капитан смотрит в бинокль.
-Ребята! Вижу остров «Барби».
Капитан: «Стоп корабль, приготовить трап!»
Рулевой: «Есть приготовить трап!»
-Дети! Посмотрите, какой красивый дом! Сколько комнат в этом доме? Сколько этажей? Значит дом какой? А почему же дом пустой? Кто его хозяйка?
Что стоит рядом с домом? (грузовая машина). А что в кузове машины? (Разная мебель).
-Ребята, давайте поможем расставить мебель в доме. Сначала обозначим, каждую из комнат, а затем расставим нужную мебель.
Мальчики «разгружают» машину с мебелью, воспитатель напоминает о бережном отношении к мебели, девочки помогают определить место мебели. Повторяем название комнат. Обращаю внимание детей на красоту и уют в доме.
-Ребята, мы сделали приятный сюрприз хозяйке этого дома.
Ребята, вы все потрудились, приготовились к физ. минутке «Кресло».
В нем котенок любит спать
Бабушка носки вязать
И для чтения газет
Лучше в доме места нет
До чего удобно, если
Отдыхаешь в мягком кресле!
Без мебели, мои друзья,
В квартире жить никак нельзя!
-Проходим, ребята, на корабль и отправляемся дальше в наше путешествие.
Капитан: «Убрать трап, полный вперед!»
Рулевой: «Есть полный вперед!»
Приступим к выполнению следующих заданий Знайки.
1.Д/игра «Чего нехватает?» (показ предметов мебели на иллюстрациях с недостающими частыми мебели)
2.Д/игра «Чего не стало?» «Выкладываются иллюстрации с предметами мебели, затем один предмет убирается).
3.«Что было бы, если бы…?»
Подвожу итог размышлению детей.

V. Капитан смотрит в бинокль.
-Ребята! Вижу остов «Ребусов!»
Капитан: «Стоп корабль, приготовить трап!»
Рулевой: «Есть приготовить трап!»
Дети спускаются по трапу.
-Ребята, на этом остове живет непослушный ветерок, он перепутал все рисунки. Давайте разберемся, какая мебель спрятана в этом рисунке?
Молодцы! Сообразительные ребята.
Обращаю внимание детей на следующее задание.
-Посмотрите, непослушный ветерок разбросал все пазлы, нужно их собрать.
Делю детей на три команды:
I – собирают (письменный стол)
II – собирают (стул)
III – собирают (книжный шкаф).
Молодцы! Собрали всю необходимую мебель для будущего первоклассника.

VI. -Ребята! Все задания выполнены, отправляемся на остров «Знаний».
Капитан: «Убрать трап, полный вперед!»
Рулевой: «Есть полный вперед!»
-Ребята, давайте вспомним, задания встречались нам на пути к острову «Знаний».
Дети перечисляют.
Ребята, вижу остров «Знаний»
Капитан: «Стоп корабль, приготовить трап!»
Рулевой: «Есть приготовить трап!»
Наконец то мы добрались до прекрасного острова «Знаний». А вот и сюрприз от Знайки. Ребята, это приглашение на экскурсию в школу. Ура!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по  образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень» образовательная область «Речевое развитие» в подготовительной группе

Задачи:1.     Закрепить полученные знания по теме: «Осень», формировать  умение выразительного чтения стихов об осени; умение описывать предметы, изображённые на картине, сове...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...

Дидактическая игра "Занимательные крышки" по познавательному развитию (ФЭМП), речевому развитию в подготовительной группе.

Игра представляет из себя пособие для изучения и закрепления понятий соседей числа, сравнение чисел, состава числа, последовательность чисел в прямом и обратном порядке идр. Ее можно использовать как ...

Проект по речевому развитию в подготовительной группе «Развитие связной речи средствами художественной литературы»

Проект по речевому развитию в подготовительной группе«Развитие связной речи средствами художественной литературы»...