Анализ программно-методического обеспечения образовательной области «Речевое развитие» воспитанников подготовительной группы (6-7 лет) В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Предлагаю вам анализ книги В.В. Гебовой "Развитие речи в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rr.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ программно-методического обеспечения образовательной области «Речевое развитие»

воспитанников подготовительной группы (6-7 лет)

В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду»

Особенности развития речи детей

Методика работы с детьми

Формирование словаря

Грамматический строй речи

Воспитание звуковой культуры речи

Связная речь

Приобщение детей к художественной литературе

Подготовка к обучению грамоте

На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений; группировать предметы, имеющие общие признаки.

Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.

Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка представления об окружающем.

Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, существует значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у ребенка представлениями.

В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов.

У детей образование и понимание родственных слов в старшем дошкольном возрасте осуществляется с трудом.

В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с явлением синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение, поэтому важно приучать детей замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.

Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто неосознанно используют их.

Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений, умению сравнивать. При этом следует помнить, что пары контрастных слов должны быть соотносимы (то есть обозначать какой-либо один признак, например, размер или пространственные отношения и т. п.). Развитию умения дошкольников подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот карандаш длинный, а этот…, Эта лента широкая, а эта…,

Овладение словарем – это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное употребление.

Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями, которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной литературы.

Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения, уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что, в отличие от объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художе- ственных произведений в детском саду – понимание детьми текста в целом.

С целью уточнения и активизации речи детей в старшем дошкольном возрасте используются специальные лексико-грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование следующих умений:

 • правильно употреблять несклоняемые существительные;

 • правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа; • согласовывать слова в предложении в роде и числе;

• образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.

 В ходе бытовой и игровой деятельности у детей не возникает необходимость использовать сложные формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их и из художе- ственных произведений. Поэтому воспитатель должен проводить  работу, направленную на формирование у детей умения строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения. Своими вопросами (почему? когда?), предположениями (что сделать, чтобы… если…) педагог побуждает детей давать развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные предложения.

У детей седьмого года жизни совершен- ствуется слуховое внимание и фонематическое восприятие. В этом возрасте они уже должны четко произносить все звуки родного языка. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение – определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот).

С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны вспомнить слова, начинающиеся на определенный слог, а затем вслед за педагогом проговорить еще 10—12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Потом дошкольники пытаются объяснить, что обозначают эти слова. Слух дошкольников совершенствуется и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к стихотворным строчкам.

В подготовительной группе с целью развития у детей звукопроизношения широко используются скороговорки.

Однако этим роль скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи (дикции).

В ходе работы с детьми седьмого года жизни решаются следующие задачи по развитию связной речи:

• развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;

• учить соблюдать логику развития сюжета;

• совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы;

• учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно оценивать поведение персонажей;

• учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интона- ционную выразительность речи.

Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием, употреблять в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.

Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых детей в поиске понравившейся книги.

Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе кален- дарными обрядами (коляда, Масленица), прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками, загадками.

Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, свя- занных с особенностями возраста: •устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;

•наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения; •заметное возрастание интереса к поэтическому слову;

•умение некоторых детей читать самостоятельно.

Методика работы с этой возрастной группой мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет. Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художествен- ных произведений, предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные, аргументированные ответы. Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей.

В книжном уголке должны быть любимые детьми книги, а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии, например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже имеют право брать их в любой момент.

В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая разнообразная: авторская книга, например сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям художником, например В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении.

Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготови- тельной к школе группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше, информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками.

Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью педагога дошкольники про- должают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).

Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно прочитать заранее и желательно вслух.

Культура чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им почувствовать.

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает: •ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное рассматривание детьми книг; •специальные занятия; •свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы. Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен.

Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в течение месяца.

В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид дея- тельности, который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, дра- матизация, кукольный спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение доста- точно большого по объему стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами (воспитатель очень медленно читает знакомое детям стихотворение, а они практически на каждое слово реагируют жестом.

Главная цель общения с детьми посредством художественной литературы – предоставить каждому ребенку возможность попробовать себя в разных видах деятельности и испытать радость, чувство удовлетворения от своих усилий, обогатить свой литературный опыт. Во всех возрастных группах педагог периодически проверяет, знают ли дети программ- ные сказки, рассказы, стихотворения.

Целесообразно, ориентируясь на перечень произведений для данной возрастной группы, взять выборочно 5–6 произведений разных жанров и напомнить детям начало про- изведения или отрывок из него. Если ребенок знает сказку (рассказ), то вспомнит ее назва- ние (в своей редакции) и содержание. Если речь идет о стихотворении, то взрослый должен начать читать его сам, а затем предложить ребенку продолжить декламацию.

Программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей пред- ставлений о слове и предложении. Обучая дошкольников делить предложения на слова, воспитатель предлагает им сосчитать слова в предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат.

Далее педагог просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении.

В подготовительной к школе группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов.

В этом отношении неоценимую помощь оказывает упражнение «Я – вам, вы – мне», в котором сначала педагог просит детей сосчитать и назвать части того или иного слова, а затем выполняет задание, сформулиро-

ванное ребенком.

То, что ребенок в своем обращении к воспитателю вынужден оперировать терминами часть слова, звук,

способствует усвоению этих понятий. Для анализа воспитатель предлагает детям двухсложные и трехсложные слова с откры- тыми слогами; просит назвать звуки в словах, состоящих из трех-четырех звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по образовательной области « Речевое развитие» в подготовительной группе

Критерии и показатели для оценки динамики индивидуального развития детей по  образовательной области « Речевое развитие»в подготовительной группе...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «История куклы»

Тема: «История куклы»Цель: Формировать у детей позитивное полоролевое поведение. Закрепить умение детей объденять предметы по гендерному признаку. Продолжать учить детей составлять предлож...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?».

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое  развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?&r...