Конспект организованной образвательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Путешествие в Страну правильной и красивой речи»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Резник Зоя Аркадьевна

Цель: формирование у детей правильной устной речи с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi_reznik.docx33.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в подготовительной группе

 «Путешествие в Страну правильной и красивой речи»

Подготовила:

Резник Зоя Аркадьевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад №1 «Семицветик»»

г.Гаджиево

2020 г.

Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Используемые технологии: коммуникативно-игровые технологии, ИКТ- технологии.

Цель: формирование у детей правильной устной речи с учетом их возрастных особенностей и возможностей.

Образовательные задачи:

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе, чувство взаимовыручки, желание прийти на помощь.
  • Учить детей слушать товарищей, не перебивать друг друга.
  • Создать эмоциональный комфорт у детей в процессе общения друг с другом.

Познавательное развитие:

  • Активизировать мыслительную деятельность детей через использование развивающих упражнений.
  • Развивать у детей логическое мышление, воображение, кругозор, тренировать память, внимание.

Речевое развитие:

  • Формировать элементы культуры речи: говорить четко, правильно, выразительно.
  • Расширять словарный запас и активизировать лексику дошкольников.
  • Закрепить у детей навыки словообразования.
  • Закреплять умение подбирать рифму к словам.
  • Развивать связную речь, умение аргументировать свои высказывания.
  • Закреплять умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
  • Закрепить умение детей точно характеризовать объект, ситуацию, излагать свои мысли понятно для окружающих.
  • Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, художественный вкус.
  • Приобщать детей к словесному искусству, способствовать развитию речевого творчества.
  • Продолжать развивать воображение, творческие способности детей.

Физическое развитие:

  • Способствовать развитию двигательной активности детей.
  • Совершенствовать двигательные умения и навыки. Развивать координацию движений во взаимосвязи с речью.
  • Создавать психологический комфорт путем рационального сочетания разных видов детской деятельности, снятие физического напряжения посредством двигательной активности.

Оборудование:

  • Ноутбук
  • Экран
  • Презентация
  • Картинки демонстрационные
  • Картинки раздаточные
  • Магнитная доска

Ход.

I. Организационный момент.

(Дети под музыку входят в зал, встают около стульев)

Воспитатель. Доброе утро, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение, и я хочу его передать всем вам. А поможет мне эта снежинка. Я приглашаю всех встать в круг радости и сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки «волшебную снежинку». Желаю счастья и добра  всем детям с самого утра! (Дети передают друг другу снежинку и произносят добрые пожелания).

(Дети рассаживаются на стульчики).

Воспитатель.

 За высокими горами

За глубокими морями

Чудная страна там есть

Под названием «Правильная и красивая речь».

(Слайд 1) На экране картинка с надписью: «Путешествие в Страну правильной и красивой речи».

Воспитатель. Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в Страну правильной и красивой речи.

(Слайд 2)  На экране картинка «Дверь с 10-ю замками».

Воспитатель. Попасть в Страну правильной и красивой речи не так-то просто.

- Ребята, как вы думаете, что надо сделать, чтобы попасть в эту Страну?

- Правильно, вам нужно открыть ворота с замками, а чтобы замки открыть, надо выполнить задания.

II.Актуализация опорных знаний и представлений.

Задание 1. «Речевая разминка» 

 (Слайд 3)

Образуй слова.

  • Ваза из хрусталя…(хрустальная ваза)
  • Паста для зубов… (зубная паста)
  • Лифт для грузов… (грузовой лифт)
  • Листья падают …(листопад)
  • Аромат цветов…(цветочный аромат)
  • У зайца короткий хвост. Какой заяц?...(короткохвостый)
  • У обезьяны длинный хвост. Какая обезьяна?...(длиннохвостая)
  • У бегемота толстые ноги. Какой бегемот?…(толстоногий)
  • У девочки звонкий голос. Какая она?...( звонкоголосая)
  • Голубые глаза…(голубоглазый)
  • Карие глаза…(кареглазый)
  • Остаться на зиму…(зимовать)
  • Остаться на ночь…(ночевать)

Слайд 4  на экране - открывается замок.

Воспитатель. Вот вы и открыли первый замок, выполнив задание.

Задание 2. «Соедини слоги» (компьютерная игра) (Слайд 5)

Воспитатель. 

Эти слоги — вот беда!

Разлетелись кто куда!

Место слога отыщите,

Слоги в слово соберите.

-А если вы правильно соедините слоги, появится картинка на экране.

ЛУ-ПА

МА-ШИ-НА

ЛИ-МОН

ДИ-ВАН

НО-ТА

ПО-ЛЕ

ВА-ЗА

ДЫ-НЯ

ГУ-СИ

МО-РЕ

Слайд на экране - замок открывается (слайд 6).

Пальчиковая гимнастика

 (слайд 7 – гиперссылка на видеофайл – нажать на любую ладошку).

Задание 3. «Найди пару» (компьютерная игра)

(слайд 8)

Воспитатель.

Ребята, давайте скорее играть.

Разные будем слова подбирать!

Но только такие, чтоб вышло складно!

  • Кошка-матрёшка
  • Телёнок-утёнок
  • Конь-огонь
  • Овечка-свечка
  • Коза-стрекоза
  • Сено-полено
  • Собака- макака

Слайд на экране - замок открывается (слайд 9).

Задание 4. «Мой, моя, моё» 

(слайд 10)

Воспитатель предлагает распределить картинки на три группы в соответствии с родом существительного.

Дети должны назвать изображенные предметы вслух с местоимением.

Слайд на экране - замок открылся (слайд 11).

Задание 5. «Внимание: розыск!» (слайд 12)

(домашнее задание)

Воспитатель. Один ребенок описывает, кого или что он потерял, а вы должны отгадать. Если отгадаете, на экране появится ответ.

  • Я разыскиваю подругу, у неё карие глаза, светлые волосы, она ходит с двумя косичками, она очень стеснительная, стройная, симпатичная, любит играть с куклами.
  • У меня потерялся друг. У него глаза среднего размера. Он чёрного цвета, среднего размера, очень добрый, ласковый. Считается, что этот друг, был выведен во Франции. Этого друга можно встретить на арене цирка. Ребята, отгадайте, кто мой друг (собака). А может, вы знаете, какой породы эта собака?
  • И у меня потерялся любимый друг. Мне этого друга подарил папа на день рождения. И вот уже два года она жила у меня. Про неё есть интересные мультфильмы. Её приметы: она небольшого размера, серого цвета, в передвижении очень быстрая, у неё короткая шёрстка, удлинённое тело, голый, длинный хвост, небольшого размера ушки.

Слайд на экране - замок открылся (слайд 13) .

Задание 6. «Что бывает осенним, весенним, зимним, летним?»

(слайд 14)

Воспитатель. Наше путешествие продолжается. Следующая игра «Что бывает осенним, весенним, зимним, летним?». Посмотрев на картинку, определите, какое словосочетание этому предмету больше всего подходит.

  • Солнце – летнее солнце
  • Дождь – осенний дождь
  • Парк – весенний парк
  • Сапоги – зимние сапоги
  • Капель – весенняя капель
  • Зимняя картина – зимняя погода

Замок открывается (слайд 15)

Воспитатель. 

Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки ... (Зимы)

Задание 7. «Составь рассказ»

(слайд 16)

По мнемотаблице нужно составить рассказ на тему: «Пришла зима»

Слайд на экране - замок открывается (слайд 17) .

Гимнастика для глаз

(слайд 18 -  гиперссылка на видеофайл – нажать на любой смайлик)

Задание 8. «Скажи правильно» (слайды 19-20)

Воспитатель: Ребята, сейчас на экране появятся картинки с количеством предметов, а вы должны сказать, сколько их /апельсин, помидор, окно, ведро – количество один, два, пять/

Слайд на экране - замок открывается (слайд 21) .

Воспитатель.

Оно может быть ласковым,

Может быть грубым

Оно может быть тихим,

Может быть громким.

Оно может обидеть,

Может рассмешить.

Его можно сказать,

 А можно взять и написать. Что это? /слово/

Задание 9. «Подружи слова» (слайды 22-24)

Воспитатель. Из слов составьте правильное предложение:

  • Собирает, землянику, Лена, лесную. (Лена собирает лесную землянику.)
  • Дети, в, гуляют, лесу. (Дети гуляют в лесу.)
  • Мальчик, с, гулять, собакой. (Мальчик гуляет с собакой.)
  • Поливать, из, Маша, цветы, лейки. (Маша поливает цветы из лейки.)
  • Саша, дерево, полез, на. (Саша полез на дерево.)
  • Лена, лимонад, Лиза, и, любят. (Лена и Лиза любят лимонад.)

Слайд на экране - замок открывается (слайд 25) .

Задание 10. Игра «Живое -  неживое» (слайд 26)

Воспитатель. Ребята у вас есть картинки, их нужно распределить на живое (кто?) и неживое (что?).

Если правильно выполните задание, ответ появится на экране.

Кто? Девочка, рыба, черепаха, петух, бабочка, снегирь, пчела, кошка.

Что? Самолёт, воздушный шар, часы, кукла, мяч, машина, яблоко.

Слайд на экране - замок открывается (слайд 27) .

III.Физкультминутка: игра «Эхо» (слайд 28)

 (Дети повторяют последний слог последнего слова. Ответы сопровождаются хлопками) - дети стоят.

Собирайся, детвора! Ра, ра, ра!
Начинается игра!
Ра, ра, ра!

Да ладошек не жалей! Лей, лей, лей!
Бей в ладоши веселей!
Лей,лей,лей!
Сколько времени сейчас?
Час, час, час!
Сколько будет через час?
Час,час,час!
И неправда, будет два!
Два,два,два!
Думай, думай, голова!
Ва,ва,ва!
Как поёт в селе петух?
Ух,ух,ух!
Да не филин, а петух!
Ух, ух,ух!

Вы уверены, что так? Так,так,так!
А на самом деле как?
Как,как,как!

Сколько будет дважды два? Два,два,два!
Ходит кругом голова!
Ва, ва, ва!
Это ухо или нос?
Нос, нос ,нос!
(Ведущий держится за ухо)
Или может сена воз?
Воз, воз, воз!
Это локоть или глаз?
Глаз, глаз, глаз!
(Ведущий показывает на локоть)
А вот это что у нас?
Нас, нас, нас!
(Ведущий показывает на нос)
Вы хорошие всегда?
Да, да, да!
Или только иногда?
Да, да, да!
Не устали отвечать?
Чать, чать, чать!
Разрешаю помолчать!

Ворота открываются (слайд 29).

        

Задание 11. «Расшифруйте пословицу» (слайд 30)

Воспитатель.

 Вы подумайте о чуде.

Сколько букв-сестёр родных?!

Тридцать три!

 А сколько люди

Могут слов сложить из них?!

По первым буквам названий предметов дети читают пословицу:

«Дело мастера боится».

Дети объясняют пословицу.

Ворота открываются.

Воспитатель. Вот, ребята, мы и попали в Страну правильной и красивой речи.

(Выходит Королева правильной и красивой речи.) (Слайд 31)

Королева играет с детьми.

Игра «Я начну, а ты закончи»

Я иду, и ты …(идешь)

Я бегу, и мы …

Я рисую, и они …

Я пишу, и ты …

Я плыву, и мы …

Я пою, и они …

Я стираю, и ты …

Игра «Складушки – вычиталки» (слайды 32-35)

Сказать одним словом или несколькими словами, ориентируясь на картинки и знаки:

Бусинки + нитка = бусы.
Стены + крыша = дом.
Цветы + ваза = букет.
Художник + лист бумаги = картина.
Человек + футбольный мяч = футболист.
Пакет + сладости = новогодний подарок.

Орех - ядро = скорлупа.

Циферблат - цифры = стрелки.

Ученик - лень = пятёрка.

Ткань + портной=одежда.

Снег+ветер=метель.

Девушка + коньки =фигуристка.

Королева дарит подарки.

Воспитатель.

Любой из нас пришёл на свет на этот

Творить добро, надеяться, любить.

Смеяться, плакать, но при всём при этом

Должны мы чётко и красиво говорить!

  1. Итог.

Воспитатель. Вот наше путешествие подошло к концу. Вы побывали в Стране правильной и красивой речи.

- Какие задания вы выполняли?

- Какие задания показались трудными?

- Какое задание запомнилось больше всего?

 (Слайд 36)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Тема: «Путешествие в страну слов»

Данный материал поможет создать положительный эмоциональный настрой, развивать фантазию и интерес к речевому творчеству....

Конспект СОД по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие в старшей группе «Путешествие на ферму»

Конспект СОД  по реализации содержания образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Программное содержание:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей составлять описательный рассказ с опорой на мнемотаблицы;-упражнять детей в...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «История куклы»

Тема: «История куклы»Цель: Формировать у детей позитивное полоролевое поведение. Закрепить умение детей объденять предметы по гендерному признаку. Продолжать учить детей составлять предлож...

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?».

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое  развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?&r...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области речевое развитие в подготовительной группе на тему: «Составление описательного рассказа по картине А.А.Пластова «Первый снег».

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе.Тема: «Составление описательного рассказа по картине А.А. Пластова «Первый снег».Цель: Развивать навыки творческ...