Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Черепанова Марина Валентиновна

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое  развитие» в подготовительной группе. Название: «Зачем нужна спецодежда?». Разработана с использованием ИКТ и ТРИЗ технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx137.44 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по физическому развитию детей «Снегурочка»

Технологическая карта

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое  развитие».

в подготовительной группе

Название: «Зачем нужна спецодежда?».

Составила: учитель-логопед Черепанова М.В.

Югорск, 2019г.

Цель  – расширять знания и представления о специфики профессии, о предназначении спецодежды.

Задачи:

Образовательные:

- совершенствовать  представление о профессиях.

- мотивация на совместную деятельность.

-совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные, правильно употреблять их в речи.

-активизировать словарь сложными словами.

- совершенствовать умение детей задавать вопросы

- совершенствовать навыки построения сложного предложения.

Развивающие:

 - развивать логическое мышление, связную речь, умение строить предложения.

- совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи

-  развивать дыхание и силу голоса.

Воспитательные:

- воспитывать коммуникативные навыки, уверенность в себе, стремление к преодолению трудностей;

- воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.

- воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: материалы и оборудование к занятию: проектор, планшеты (5 штук), раздаточный материал:  карточки-схемы на планшетах для составления вопросов, картинки с вопросными словами (8 штук), картинки признаки-обьекта (4 штуки),  картинки -  обьекты (4 штуки),  элементы из морфотаблицы (4 штуки), картинки для проведения исследования (48 штук).

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, расположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, расположение

Организационный этап

3 мин

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей. Развитие силы голоса и дыхания.

Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей. Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах.

Приветствие в круге.

Беседа, сообщение информации.  

«Мой друг»                                                                                                                                                                                                                                                                                              Собрались мы все в круг

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Заряд получим на целый день, здороваться нам всем не лень.

Здра-Здра-Здравствуйте!

Здрааааавствуйте!

Здрав-ствуй-те!

Моя подруга устроилась на новую работу лаборантом в больницу, исследовать анализы. И узнала, что ей необходимо будет носить спецодежду. Раньше она её не носила. Она ходила на работу в разных платьях. Подруга не понимает, зачем ей надо носить спецодежду  каждый день. Ей нужна ваша помощь. Поможете.  Давайте разберёмся, что такое спецодежда и  почему её нужно носить каждый день. Сравним несколько видов профессий, в которых обязательным условием является  ношение спецодежды.

Дети стоят на ковре, в круге:

Дети соединением рук приветствуют друг друга.

Дети сидят на ковре, слушают и дают согласие.

Актуализация знаний 7мин.

Совершенствовать умение узнавать профессию по предмету  спецодежды.  Совершенствовать умение выделять лишний предмет, используя причинно-следственные связи.

Работа в группе, обсуждение в группе

Презентация «Комплект спецодежды»

Игра «Что лишнее?»

Каждая спецодежда имеет комплект. Комплект спецодежды зависит от условий работы, от погодных условий. Посмотрите на экран, определите, какой предмет спецодежды лишний, объясните, почему он лишний.

Какие бывают краги?

Дети на ковре активно дают ответы.

Краги лишние, потому что - это  перчатки сварщика. Куртка, сапоги, перчатки, полукомбинезон – это одежда пожарного. 

Дети активно показывают движения.

Однопалые, двухпалые, трёхпалые, пятипалые.

Шлем  лишний, потому что это спецодежда пожарного. Фартук, нарукавники, комбинезон, обувь – это спецодежда сварщика.

Развивать познавательную активность по теме. Развивать диалогическую речь.

Совершенствовать коммуникативно-речевые умения и навыки детей 

Работа в группе, обсуждение в группе.

 Опрос, рассказ

У какой профессии есть комплект одноразовой спецодежды?

Кто такой хирург?

Хирург всегда использовал спецодежду?

Какое главное условие работы хирурга?

Когда хирург  использует одноразовую спецодежду?

Каким цветом комплект спецодежды?

Расскажите, о том, как хирург готовится к операции.  

Дети на ковре активно дают ответы.

У хирурга.

Хирург-это врач, который делает операцию.

Нет.  Двести  лет назад не было спецодежды.

Спецодежда появилась,  когда узнали про микробы.

Одежда должна быть стерильной.

Синий, зелёный, потому что  хирург работает с кровью. И во время операции он должен быть спокойным.

Дети стоят на ковре и по очереди, по  цепочке рассказывают.

-Перед операцией хирург принимает душ.

-Надевает костюм, сделанный из хлопка.

 -Надевает шапочку, бахилы, по колено, маску  из одноразового материала.

-Моет руки  пять минут с антисептиком.

-Хирурга  одевают медсестры. -Надевают защитный одноразовый халат, перчатки, которые отталкивает кровь.

Расширение

имеющихся

представлений  8 минут

Совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные, правильно употреблять их в речи. Активизировать словарь новыми относительными прилагательными.

Работа в группе, обсуждение в группе.

Игра «Что из чего?»

Планшет с предметами спецодежды.

Одежду изготавливают из специального материала. Давайте представим, что материал,  может говорить.

Обменяйтесь материалом. Выберите на планшете предметы одежды, которые сделаны из вашего материала. Назовите материал и предмет, который из него сделан.

Дети берут материал. Сидят на ковре.  Рассказывают про материал.

Ответы детей.

Я брезент. Из меня изготавливают брезентовую одежду. Я спилок из меня изготавливают спилковую одежду. Я замша. Из меня изготавливают  замшевую одежду. Я кожа. Из меня изготавливают кожаную одежду. Я хлопок из меня изготавливают хлопковую одежду.

Дети поменялись материлами.

Ответы детей. Хлопок. Из хлопка сделан костюм хирурга. Ребёнок берёт костюм хирурга.

Спилок. Из спилка сделаны краги сварщика, покрытые огнеупорным покрытием. Ребёнок берёт краги сварщика.

Хлопок. Из хлопка сделан костюм хирурга.

Брезент. Из брезента сделан костюм сварщика, пожарного, покрытый огнеупорным покрытием. Ребёнок берёт костюм сварщика.  

Замша. Из него сделаны перчатки сварщика, костюм сварщика, покрытые огнеупорным покрытием. Ребёнок берёт перчатки сварщика.

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи,

развивать логическое мышление, совершенствовать умение задавать большое количество разных категорий  вопросов,  используя вопросное слово

Приемы активизации

самостоятельного мышления

детей.  С применением метода составления вопросов с использованием технологии ТРИЗ

Индивидуальные  формы организации деятельности

Спецодежда хирурга, пожарного, сварщика защитная. Давайте узнаем, отчего она защищает. Пройдите за столы. У вас на столах лежат планшеты. Составьте вопросы с помощью вопросного слова, признака, элемента из морфотаблицы. Прочитайте их. По меняйте вопросное слово, составьте новый вопрос.

Назовите.

Стоят за столами.

Дети берут планшет, рассматривают,  составляют вопрос.  Задают вопрос с помощью использования  вопросного слова, признака, элемента морфотаблицы. Меняют вопросное слово. Составляют новый вопрос.

Вопросы детей.

Почему спецодежда пожарного защищает от огня, воды. Что было бы, если бы спецодежда пожарного не защищала от огня, воды?  Что было бы, если бы спецодежда хирурга не защищала от крови, микробов, износа.  Что хорошего в том, что спецодежда хирурга защищает от крови, микробов, износа. Почему спецодежда сварщика защищает от металлических брызг, высоких температур, перегрева. Что я знаю о том, что спецодежда сварщика защищает от металлических брызг, высоких температур, перегрева.

Практическая

работа

10 минут

Совершенствовать   логическое мышление и повышать речевую активность детей. Активизировать словарь сложными словами.

 Работа в группе, обсуждение в группе.

Презентация «Требования»

.

К каждой спецодежде предъявляются требования. Посмотрите на экран, назовите требование. К какой профессии  предназначаются эти требования?

Дети  сидят на ковре. Называют требования и к какой профессии оно подходит.

Огнеупорность.  К спецодежде сварщика, пожарного. Износостойкость. К спецодежде хирурга, сварщика, пожарного. Огнеустойчивость. К спецодежде сварщика, пожарного. Термостойкость.  К спецодежде сварщика, пожарного. Воздухопроницаемость. К спецодежде хирурга. Прочность. К спецодежде хирурга, сварщика, пожарного. Легкостираемость.  Стерильность. К спецодежде хирурга. К спецодежде хирурга, сварщика, пожарного. Огнеустойчивость.

.

Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений: продолжать совершенствовать употреблять сложноподчиненные предложения. Формирование элементарных навыков  самоконтроля. Корректирование

деятельности и результата в соответствии с поставленными задачами.

Дидактическая игра «Исследователи».

Индивидуально-коллективная работа

Предлагаю вам самим, стать экспертами, которые могут проверить спецодежду на соответствие требованиям. Пройдите к столам. У вас на столах лежат планшеты. В каждый планшет вставлено требование к спецодежде. Проведите испытание предметов одежды на соответствие требованиям. Расскажите о вашем проведенном опыте нашим гостям. Расскажите, на что проверили и что проверили?

Если у гостей появятся к вам вопросы, вы обязательно на них найдете ответ

Стоят за столами. Берут планшет. Рассматривают, составляют схему опыта на столе.

Ответы детей.

Я проверила обувь на прочность. Взяла гвоздь. Проткнула обычный резиновый сапог гвоздём, В нём появилась дырка. Взяла гвоздь, проткнула сапог пожарного, он остался целый. Сапог остался целый, из-за того, что в нём есть металлическая стелька.  Я проверил костюм на огнеупорность. Взял газовую горелку. Поджег обычный костюм. Он расплавился. Взял газовую горелку. Поджёг костюм сварщика, он почернел. Костюм сварщика почернел из-за того, что он сделан из брезента, покрытый огнеупорным покрытием. Я проверил перчатки  на термостойкость. Взял газовую горелку. Поджёг обычные рукавицы. Они расплавились. Взял газовую горелку. Поджёг перчатки краги, они только почернели. Перчатки краги  почернели, из-за того, что они сделаны из спилка, покрытые огнеупорным покрытием. Я  проверил блузку на износостойкость. Взял стиральную машину барьерного типа, добавил, перекись водорода. Постирал в машине простую блузку. Она полиняла. Постирал в машине блузку, хирурга, она не полиняла. Блузку хирурга не полиняла из-за того, что она сделана из хлопка, легкостираемого материала

Заключительный этап. Рефлексия

2 мин

Подведение итогов НОД, обобщение полученного опыта.

Создать эмоционально-положительный климат в группе детей

Прощание в круге

 Блиц – опрос

-Вот и подошло к концу наше занятие

Ребята о чём мы сегодня с вами говорили? О спецодежде. Спецодежду, каких профессий мы исследовали. Спецодежду хирурга, сварщика, пожарного. Давайте вспомним, кому мы должны были помочь. Подруге.  Исследовав спецодежду, к какому выводу вы пришли. Нужно ли лаборанту, работающему в больнице носить спецодежду. Из какого материала она должна быть сшита? Отчего она должна защищать? Какое требование она должна выполнять. Давайте  возьмёмся за руки  и поблагодарим, друг друга и   наших гостей за то, что они пришли к нам на занятие.

Дети стоят на ковре, в круге

Высказываются по поводу полученной информации, отвечают на вопросы.

Ответы детей.

Нужно.

Из хлопка.

От микробов.

Она должна быть стерильной и легкостираемой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область "Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Непосредственно образовательная деятельность, образовательная область Коммуникация" в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Музей почтовых принадлежностей»  (с использованием интерактивной доски)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Коммуникация» в подготовительной группе детского сада

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Коммуникация» в подготовительной группе детского сада "Мы поссоримся и помиримся"...

Конспект организованной образовательной деятельности. Образовательная область «Познание». В подготовительной группе Тема: «Пять помощников человека».

Описание НОД:  Предлагаю конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной группы 6-7 лет ,по теме «Пять помощников человека».Данный материал будет полезен воспита...

Сценарий образовательной деятельности Образовательная область: «Коммуникация» в подготовительной группе по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»

Образовательная деятельность направлена на закрепление знаниий произведений  русского народного фольклора, позволяя учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных ди...

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Подготовительная группа

Перспективное планирование непрерывной образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»Подготовительная группа...