Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Коробко Светлана Борисовна

В докладе представлены основные понятия и положения об использовании ИКТ в образовательном процессе в ДОУ, а также приведены конкретные игры и презентации, которые могут быть использованы отдельно в образовательных областях "Коммуникация", "Познавательно-речевое развитие", "Формирование целостной картины мира, расширение кругозора и развитие речи". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в образовательном процессе в ДОУ

"Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда".
Древняя мудрость

Компьютерные (информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи  информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Применение ИКТ позволяет:

  • привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
  • делать занятия более наглядными и интенсивными;
  • формировать информационную культуру у детей;
  • активизировать познавательный интерес;
  • реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
  • дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
  • снять такой отрицательный фактор, как «ответобоязнь»;
  • активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.)

Функции компьютера:

в функции педагога:

  • источник учебной информации;
  • наглядное пособие;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля

в функции рабочего инструмента:

  • средство подготовки текстов, фото- и видеоматериалов и их хранение;
  • графический редактор;
  • средство подготовки выступлений.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

  • Создание презентаций к уроку
  • Работа с ресурсами интернета
  • Использование готовых обучающих программ  
  • Разработка и использование авторских программ

Средства информационно-коммуникативных технологий:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Принтер
  • DVD плейер
  • Телевизор
  • Магнитофон
  • Фотоаппарат
  • Видеокамера
  • Электронные доски

Виды интерактивных материалов:

•Фотографии;

•Видеоролики;

•Видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);

•Презентации (электронные книги, электронные выставки);

•Детские развивающие компьютерные игры;

•Создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений (СанПин 2.4.1.2660-10) № 12.21.

  • Непосредственно образовательную деятельность с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного раза в течение дня до 10 мин не чаще трех раз в неделю. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз. Для детей, имеющих хроническую патологию, часто болеющих, после перенесенных заболеваний в течение 2-недель продолжительность непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютера должна быть сокращена: для детей 5 лет - до 7 минут, для детей 6 лет - до 10 минут.
  • Организация рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Непосредственно образовательную деятельность с использованием детьми компьютеров проводят в присутствии педагога или воспитателя.

Использование ИКТ в образовательном разделе «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

В разделе «Познание. Формирование элементарных математических представлений», изучая, например, цвет, я предлагаю использовать 
Презентации «Изучаем цвет», «Цвета», «Цветные предметы»; обучающий диск «Умный ребенок», серию видеороликов «Изучаем цвет», «Цветотерапия»; сказки-презентации (по Н. В. Нищевой) «Разноцветные сказки», сказки «Разноцветные перышки», «Петух и краски» и др.; авторские игры, игры он-лайн «Вещи для мишек» «Развивалка», «Бабочка» и т. д.

При изучении фигур и форм можно предложить тематические презентации, видеоролики и игры.

В обучении счету могут быть использованы стихи-считалки, презентации и игры.
Раздел «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора».
Изучая времена года, могу остановиться на серии презентаций «Времена года», Презентациях «Приметы зимы», «Чтении стихотворений о зиме», «Загадки о зиме», музыкально-дидактической игре «Эхо»

Раздел «Коммуникация»

Артикуляционная гимнастика является важным этапом подготовки артикуляционного аппарата ребенка к формированию речевых укладов. Сделать ее интересной помогут презентации в виде 2 комплексов, используемых последовательно с усложнением заданий.  

В задачах расширения словаря, употребления предлогов, согласования слов в фразе и предложении нам помогут презентации «Словарь действий», «Что делает?», «Что делает мишка?» и т. д.

Развитию связной речи помогает игра «DL_RES», в которой есть разделы по составлению описательного рассказа, составлению рассказа по серии картинок.

Также в этой игре решаются задачи по формированию фонематического восприятия на материале неречевых и речевых звуков.

Чтение художественной литературы можно также представить в новом формате, интересном для детей. Я хочу вам предложить сказку-презентацию «Разноцветные перышки», которую можно использовать также для утреннего круга, сказку «Петух и краски» (В.Г. Сутеев), сказку-шумелку «Заяц в лесу» (по Е. Железновой) и др.

При подготовке к занятию с использованием ИКТ педагог не должен забывать о его целях и задачах, решаемых в рамках ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста; при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.  При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.

Желаю творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик"

Современные технологии помогут воспитателю научить ребенка мыслить творчески, сохранить его любознательность, привить любовь к умственному усилию и преодолению трудностей....

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

В дошкольном возрасте под влиянием обучения и воспитания происходит интенсивное развитие всех познавательных психических процессов – внимания,  памяти, воображения, речи.  В это вр...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

«Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик

Сегодня на смену жесткой учебно-дисциплинарной модели воспитания пришла личностно-ориентированная модель, основанная на бережном и чутком отношении к ребенку и его развитию. Насущной стала проблема ин...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование воспитателем в образовательном процессе по ФЭМП современных образовательных технологий и методик»...