Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Фомина Елена Владимировна

Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.kartina.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

Цель: 

Совершенствовать умение рассказывать по картине.

Обогащать представления детей о том, какие  деревья растут в лесу.

Ввести в словарь детей слова «хвойный, лиственный, смешанный».

Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения.

Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Отразить впечатления о лесе в рисунке.

Материал и оборудование:  

Фонограмма «Звуки леса», корзинка, муляжи грибов, желуди.  Нарисованные грибы,  ягоды, листья. Разноцветные клубки ниток с палочками на конце нити. Картина «Прогулка в лесу». Цветные карандаши, бумага.

Предшествующая  работа:  

Рассматривание строения деревьев на участке, прогулка в парк. Чтение художественных произведений о лесе, отгадывание загадок. Рисование  различных деревьев.

 Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром я нашла у порога нашей группы необычную корзинку. Как вы думаете, кто оставил для нас такой подарок?

Дети высказывают свои предположения.

Раздается стук в дверь, появляется Красная Шапочка.

Красная Шапочка:

- Здравствуйте, ребята! Корзинку оставила я , а что в ней вы отгадайте.

                                    И родители и детки

                                   Носят модные беретки.

                                                  (грибы)

Дети отвечают,  Красная Шапочка достает муляжи грибов из корзинки.

                                    В этот гладкий коробок

                                    Бронзового цвета,

                                    Спрятан маленький дубок

                                    Будущего лета.

                                                   (желудь)

Ответы детей. Красная Шапочка достает желуди.

                                    Растут – зеленеют,

                                    Упадут – пожелтеют,

                                    Полежат – почернеют.

                                                   (листья)

После ответов детей достает из корзинки листья.

- Все это я нашла в лесу и хочу послушать, что вы знаете о лесе.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей гостье, что такое лес.

Ответы детей.

Воспитатель:  Верно, лес – это место, где растет много деревьев и кустарников. Там живут дикие звери, птицы, насекомые.  А еще там растут грибы и ягоды. Если в лесу растут только сосны и ели – это хвойный лес.

(Дети повторяют хором и индивидуально).

- А если в лесу деревья  с листьями ( дуб, береза, клен), то такой лес называется лиственным.

(Дети повторяют хором и индивидуально).

- Если же в лесу растут и те и другие деревья, то  этот лес называется смешанным.

(Дети повторяют хором и индивидуально).

Красная Шапочка: Ребята, я приглашаю вас побывать в смешанном лесу. Но чтобы попасть туда, нам потребуются волшебные клубочки, они укажут нам дорогу.

Звучит фонограмма «Звуки леса», дети берут палочки с ниточками, сматывают клубочки, приближаются к месту, где на мольберте выставлена картина. Вокруг на полу разложены нарисованные грибы, ягоды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  сколько вокруг грибов и ягод!  Соберем их? Только брать нужно по одному грибочку или ягодке и бережно складывать их в корзинку.

                 Мы в лес пришли,                   (слова сопровождаются  движениями)

 

                 Грибы нашли.

                 По грибочку берем,

                 И в корзинку кладем.

               

                  Мы по лесу шли,

                  Ягоды нашли.

                  По ягодке  берем,

                  И в корзинку кладем.

А теперь рассмотрим картину.  Какой лес изобразил художник на картине, как вы думаете?  (Смешанный.) Почему? (Ответы детей.) О чем эта картина? ( О том, как дети гуляли в лесу.)

Как вы думаете, какой день изобразил художник на картине и как вы это узнали?(Теплый, потому, что дети одеты легко. Солнечный, видны тени под деревьями. Ясный- небо голубое, чистое.)

      Значит, про день, который изображен на картине можно сказать, что он летний, теплый, ясный, солнечный .Что дети делали в лесу? (Собирали ягоды, грибы, цветы.)

      Кого увидели они в лесу? (Зайца, белку.)

      Послушайте, я сейчас расскажу вам про этих детей  (показывает на переднем плане группу детей).

      Они гуляли в лесу, собирали грибы, разговаривали. Вдруг из-за куста выскочил заяц  Слава и Настя очень удивились, а Алена и Вова испугались, спрятались и уронили корзинку с грибами Грибы рассыпались, а дети все смотрели на зайца. Заяц тоже испугался детей. Перепрыгнув через ручеек, он бросился бежать.  Кто хочет рассказать про этих детей?

Воспитатель предлагает план:

          -что делали дети в лесу?

          -кого они увидели?

          -что сделал заяц?

Два-три ребенка рассказывают по плану. (Входе рассказа воспитатель оказывает помощь: подсказывает слово, задает наводящий вопрос; затем дается оценка рассказа.)

Воспитатель: А кто хочет рассказать про этих детей? (Показывает другую  группу детей на картине.)

Предлагает план.

          - кто это?

          -что делают

Рассказывают два-три ребенка с неплохими навыками в рассказывании.

(Оценка каждого рассказа.)

Воспитатель: Что же можно рассказать про этих детей?( Показывает другую группу детей на картине.)

План:

            -что они делают?

            -кого увидел мальчик?

            -что делает белка?

Рассказ по плану двух- трех детей. К оценке можно привлечь детей.

Воспитатель: Теперь я вам расскажу про лес и детей, что нарисованы на картине, а вы послушайте: «Стоял летний, теплый день. Дети пошли гулять в лес, собирать грибы, ягоды. В лесу росли высокие деревья. Вдруг  Слава, Настя, Алена и Вова на поляне увидели зайца. Они очень испугались, удивились. Но заяц тоже их испугался и убежал.  А Таня с Катей собирали цветы. Света и Сережа собрали полные корзинки земляники.  Она была сладкая, ароматная. Вдруг Дима увидел белку. Белка сушила грибы на зиму и насторожилась, когда  увидела ребят. Дима закричал: «Смотрите, белочка!» Всю дорогу домой дети вспоминали свою прогулку в лес».

Красная Шапочка: Ребята, а теперь на полянке мы поводим хоровод.

 (Проводится физкультминутка)

       А мы в лес ходили,           (взявшись за руки,  дети идут по кругу)

       Хоровод водили.

       К солнышку потянулись,  (встали на носочки, потянулись)

       К березке повернулись.      (поворот в сторону)

       Снова потянулись,              (встали на носочки, потянулись)

       К сосне повернулись.         (поворот в сторону)

       Смешанный лес – полон чудес.  (хлопки в ладоши)

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется «Наоборот». Я буду говорить, а вы продолжите предложение, а потом повторить его полностью.

Дуб большой, а рябина- маленькая.

Сосна высокая, а куст…

Пчела летает, а гусеница…

Дорога широкая , а тропинка…

Волк злой, а заяц…

Опенок  съедобный, а мухомор…

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, узнали много интересного о нем. А сейчас мы нарисуем лес, а рисунке отдадим  Красной Шапочке, он расставит их на  выставке. (Дети рисуют).

Готовые работы выставляются, и воспитатель читает стихотворение:

                               Давайте лес любить, оберегать

                               И взрослым в этом деле помогать.

                               Беречь леса, поля и реки,

                               Чтоб сохранилось все на веки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе "Прогулка по лесу"

Конспект интегрированного занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада "Прогулка по лесу"....

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе "Прогулка по весеннему лесу"

Итоговое занятие по развитию речи, где выявляем уровень речевого развития детей....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ДЕТСКОМ САДУ ТЕМА: «РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: речевое развитие.

Данное занятие на тему «Поздняя осень» относится к образовательной области – речевое развитие и актуально в связи с тем, что сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения р...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Зимняя прогулка» (рассматривание картины).

1. Расширение и уточнение представлений детей о временах года. 2. Продолжать знакомить с понятием «Зимние забавы» (интересные зимние игры). 3. Расширить представления детей о разнообразии игр и ра...

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежи» (рассматривание картины) средняя группа

Задачи:Образовательная:закрепить и уточнить представление детей о ежах  (ежиха большая, ежонок маленький);обогатить знания детей о диких животных;учить детей составлять рассказ по картине предлож...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...