Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».
план-конспект занятия по развитию речи по теме

Фомина Елена Владимировна

Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.kartina.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

Цель: 

Совершенствовать умение рассказывать по картине.

Обогащать представления детей о том, какие  деревья растут в лесу.

Ввести в словарь детей слова «хвойный, лиственный, смешанный».

Продолжать учить подбирать антонимы к словам, использовать в речи распространенные предложения.

Способствовать развитию мелкой моторики рук.

Воспитывать бережное отношение к лесу.

Отразить впечатления о лесе в рисунке.

Материал и оборудование:  

Фонограмма «Звуки леса», корзинка, муляжи грибов, желуди.  Нарисованные грибы,  ягоды, листья. Разноцветные клубки ниток с палочками на конце нити. Картина «Прогулка в лесу». Цветные карандаши, бумага.

Предшествующая  работа:  

Рассматривание строения деревьев на участке, прогулка в парк. Чтение художественных произведений о лесе, отгадывание загадок. Рисование  различных деревьев.

 Ход занятия.

Воспитатель:  Ребята, сегодня утром я нашла у порога нашей группы необычную корзинку. Как вы думаете, кто оставил для нас такой подарок?

Дети высказывают свои предположения.

Раздается стук в дверь, появляется Красная Шапочка.

Красная Шапочка:

- Здравствуйте, ребята! Корзинку оставила я , а что в ней вы отгадайте.

                                    И родители и детки

                                   Носят модные беретки.

                                                  (грибы)

Дети отвечают,  Красная Шапочка достает муляжи грибов из корзинки.

                                    В этот гладкий коробок

                                    Бронзового цвета,

                                    Спрятан маленький дубок

                                    Будущего лета.

                                                   (желудь)

Ответы детей. Красная Шапочка достает желуди.

                                    Растут – зеленеют,

                                    Упадут – пожелтеют,

                                    Полежат – почернеют.

                                                   (листья)

После ответов детей достает из корзинки листья.

- Все это я нашла в лесу и хочу послушать, что вы знаете о лесе.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем нашей гостье, что такое лес.

Ответы детей.

Воспитатель:  Верно, лес – это место, где растет много деревьев и кустарников. Там живут дикие звери, птицы, насекомые.  А еще там растут грибы и ягоды. Если в лесу растут только сосны и ели – это хвойный лес.

(Дети повторяют хором и индивидуально).

- А если в лесу деревья  с листьями ( дуб, береза, клен), то такой лес называется лиственным.

(Дети повторяют хором и индивидуально).

- Если же в лесу растут и те и другие деревья, то  этот лес называется смешанным.

(Дети повторяют хором и индивидуально).

Красная Шапочка: Ребята, я приглашаю вас побывать в смешанном лесу. Но чтобы попасть туда, нам потребуются волшебные клубочки, они укажут нам дорогу.

Звучит фонограмма «Звуки леса», дети берут палочки с ниточками, сматывают клубочки, приближаются к месту, где на мольберте выставлена картина. Вокруг на полу разложены нарисованные грибы, ягоды.

Воспитатель: Ребята, посмотрите,  сколько вокруг грибов и ягод!  Соберем их? Только брать нужно по одному грибочку или ягодке и бережно складывать их в корзинку.

                 Мы в лес пришли,                   (слова сопровождаются  движениями)

 

                 Грибы нашли.

                 По грибочку берем,

                 И в корзинку кладем.

               

                  Мы по лесу шли,

                  Ягоды нашли.

                  По ягодке  берем,

                  И в корзинку кладем.

А теперь рассмотрим картину.  Какой лес изобразил художник на картине, как вы думаете?  (Смешанный.) Почему? (Ответы детей.) О чем эта картина? ( О том, как дети гуляли в лесу.)

Как вы думаете, какой день изобразил художник на картине и как вы это узнали?(Теплый, потому, что дети одеты легко. Солнечный, видны тени под деревьями. Ясный- небо голубое, чистое.)

      Значит, про день, который изображен на картине можно сказать, что он летний, теплый, ясный, солнечный .Что дети делали в лесу? (Собирали ягоды, грибы, цветы.)

      Кого увидели они в лесу? (Зайца, белку.)

      Послушайте, я сейчас расскажу вам про этих детей  (показывает на переднем плане группу детей).

      Они гуляли в лесу, собирали грибы, разговаривали. Вдруг из-за куста выскочил заяц  Слава и Настя очень удивились, а Алена и Вова испугались, спрятались и уронили корзинку с грибами Грибы рассыпались, а дети все смотрели на зайца. Заяц тоже испугался детей. Перепрыгнув через ручеек, он бросился бежать.  Кто хочет рассказать про этих детей?

Воспитатель предлагает план:

          -что делали дети в лесу?

          -кого они увидели?

          -что сделал заяц?

Два-три ребенка рассказывают по плану. (Входе рассказа воспитатель оказывает помощь: подсказывает слово, задает наводящий вопрос; затем дается оценка рассказа.)

Воспитатель: А кто хочет рассказать про этих детей? (Показывает другую  группу детей на картине.)

Предлагает план.

          - кто это?

          -что делают

Рассказывают два-три ребенка с неплохими навыками в рассказывании.

(Оценка каждого рассказа.)

Воспитатель: Что же можно рассказать про этих детей?( Показывает другую группу детей на картине.)

План:

            -что они делают?

            -кого увидел мальчик?

            -что делает белка?

Рассказ по плану двух- трех детей. К оценке можно привлечь детей.

Воспитатель: Теперь я вам расскажу про лес и детей, что нарисованы на картине, а вы послушайте: «Стоял летний, теплый день. Дети пошли гулять в лес, собирать грибы, ягоды. В лесу росли высокие деревья. Вдруг  Слава, Настя, Алена и Вова на поляне увидели зайца. Они очень испугались, удивились. Но заяц тоже их испугался и убежал.  А Таня с Катей собирали цветы. Света и Сережа собрали полные корзинки земляники.  Она была сладкая, ароматная. Вдруг Дима увидел белку. Белка сушила грибы на зиму и насторожилась, когда  увидела ребят. Дима закричал: «Смотрите, белочка!» Всю дорогу домой дети вспоминали свою прогулку в лес».

Красная Шапочка: Ребята, а теперь на полянке мы поводим хоровод.

 (Проводится физкультминутка)

       А мы в лес ходили,           (взявшись за руки,  дети идут по кругу)

       Хоровод водили.

       К солнышку потянулись,  (встали на носочки, потянулись)

       К березке повернулись.      (поворот в сторону)

       Снова потянулись,              (встали на носочки, потянулись)

       К сосне повернулись.         (поворот в сторону)

       Смешанный лес – полон чудес.  (хлопки в ладоши)

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы с вами поиграем. Игра называется «Наоборот». Я буду говорить, а вы продолжите предложение, а потом повторить его полностью.

Дуб большой, а рябина- маленькая.

Сосна высокая, а куст…

Пчела летает, а гусеница…

Дорога широкая , а тропинка…

Волк злой, а заяц…

Опенок  съедобный, а мухомор…

Воспитатель:  Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, узнали много интересного о нем. А сейчас мы нарисуем лес, а рисунке отдадим  Красной Шапочке, он расставит их на  выставке. (Дети рисуют).

Готовые работы выставляются, и воспитатель читает стихотворение:

                               Давайте лес любить, оберегать

                               И взрослым в этом деле помогать.

                               Беречь леса, поля и реки,

                               Чтоб сохранилось все на веки!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Творческое рассказывание по картине с использованием технологии ТРИЗ" (подготовительная группа)

Формирование у детей умения составлять творческий рассказ по мотивам содержания картины, используя технологии ТРИЗ: игры: "Сыщики", "Из чего сделаны", "Такого же цвета", ...

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежи» (рассматривание картины) средняя группа

Задачи:Образовательная:закрепить и уточнить представление детей о ежах  (ежиха большая, ежонок маленький);обогатить знания детей о диких животных;учить детей составлять рассказ по картине предлож...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект организованной образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» Раздел «Развитие речи» Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами» Возрастная группа: старшая

Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство меж...

Конспект занятия по развитию речи Тема: Рассматривание сюжетной картины «Дети играют»

Дошкольный возраст многими психологами характеризуется как несущий в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира. Раскрыть их нам помогает интегрированная образовательная деят...

Конспект занятия по развитию речи Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»Возрастная группа: средняя группаДлительность: 20 мин.Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть кар...

Конспект занятия по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения»

развивать умение детей составлять простые распространенные предложения по картинеучить рассказывать о содержании сюжетной картины; стимулировать творческую активность детей, ф...