Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине. (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Килёва Оксана Николаевна

Цель. Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kilyova_konspekt_po_razvitiyu_rechi_noyab._23g.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассказывание по картине. (старшая группа)

Подготовила: Килёва О.Н. (воспитатель

МБДОУ №61 «Лель» г. Сургут)

Цель. Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

Задачи.

- закреплять представление об окружающем мире;

- активизировать словарь.

развивать грамматический строй речи;

- развивать связную речь.

- воспитывать умение работать в коллективе, формировать навыки позитивной коммуникации. Демонстрационный материал: картинки основы-матрицы, магнитная доска, магнитные картинки с изображением животных и птиц.

1.Вводная часть

Психологический настрой

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

В. скажем друг другу Доброе утро.

Давайте поздороваемся с гостями.

В: Отгадайте загадку:

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит

Стали белыми дома.

Это к нам пришла…(Зима)

-В. Ребята, как называются зимние месяцы? Ответы детей.

(Звучит музыка)  Зимняя (Звуки леса)

В: Ребята послушайте, что это за звуки? От куда они доносятся?

Ответы детей: (Из леса).

В: Действительно и сейчас мы с вами отправимся в зимний лес!

Физкультминутка

По тропинке в лес пойдем  (дети шагают)

Все сугробы обойдем          (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем через ров,      (перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево,       (смотрят налево)

Посмотрели мы направо,     (смотрят направо)

Вверх мы головы подняли,     (смотрят вверх, стоя на носочках)

Птиц мы в небе увидали,      (смотрят вверх, стоя на носочках)

Птицы там кружаться    (махи руками над головой в право и влево)

И на веточки тихо садятся   (тихо сесть на стульчики)

2. Основная часть

В: Ребята, смотрите что я нашла? (Конверт). Давайте, посмотрим что в конверте.

Это картина, но она рассыпалась на части, как пазлы. Давайте с вами попробуем восстановить всю картину. Что изображено на картине? Ответы детей. (Зимний лес, деревья в снегу)

В: Ребята, а почему что в этом лесу, никто не живет? Как вы думаете можно встретить жителей леса зимой? Ответы детей (Да…)

Мы с вами оживим лес и на картине пусть появятся разные его обитатели. Но для этого вам нужно отгадать загадки.(Воспитатель загадывает загадки и выставляет на магнитную доску картинки – отгадки.)

Хитрая плутовка, рыжая головка(Лиса)

Комочек пуха, длиное ухо (Заяц)

Кто зимой холодной, ходит злой, голодный (Волк)

Он мохнатый, он большой, Спит в берлоге снеговой. (Медведь)

Полосатый и пушистый, спит в норе зимой (Барсук)

Он деревья лечит, постучит им легче (Дятел)

В: Вот у нас и получилась картина. Какое настроение у вас вызывает эта картина?

Сейчас, мы отправимся на встречу с жителями зимнего леса. Послушайте, какой рассказ по этой картине составила я.

Наступила холодная зима. Деревья стоят укрытые снегом. Кругом глубокие сугробы.

Однажды в зимнем лесу произошла такая история. На лесную полянку прибежала лиса. Она вынюхивала следы на снегу. Кто же мог их оставить? В берлоге спал медведь, в норе барсук. По поляне проскакал заяц. Волк пробежал в поисках добычи. Под пнем притаилась мышка. И вдруг послышался громкий стук, как – будто кто-то долбил по дереву – это был дятел лесной доктор. Все звери испугались и разбежались. И в лесу снова стало тихо.

    Оказывается,  зимой в лесу может увидеть много интересного.  

В: Что вам запомнилось в моем рассказе? Как можно назвать мой рассказ? (Ответы детей)

Ребята, вы наверное устали и замерзли, когда слушали рассказ про зимний лес.  

Сейчас мы отдохнём и согреемся!

(движениявыполняются в соответствии с текстом)

Самомассаж. Мороз!

Ой мороз, мороз, мороз

Щиплет щечки,

Щиплет нос,

Щиплет ушки,

Щиплет губки

Забирается под шубки

Чтоб согреться – посмотри,

Все как следует потри:

Щеки, носик, уши, губы

Пар пошел даже от шубы.

Прием «Общая история» (Дети сидят в кругу.)

(Воспитатель по очереди вызывает детей и предлагает им составить общую картину. Первый начинает рассказывать историю, следующий продолжает и т.д. Каждый произносит по 1 -2 предложения. Дети выходят к магнитной доске, крепят свою картинку и составляют своё предложение. В конце завершают рассказ.)

В: Какие вы, молодцы. Очень интересные предложения придумали и вместе у вас получился целый рассказ. Мы слушали ваш совместный рассказ.

 (В конце 1-2 ребенка рассказывает историю целиком. Ребенок размещает картинки на доске так, как считает нужным. Заранее оговаривается, что можно использовать только 5—6 картинок. )

В: Чем вам понравился рассказ? Какое название можно дать этому рассказу? Что запомнилось вам из рассказа. Какой герой полюбился? (Ответы детей).

3. Заключительная часть (Рефлексивно-корригирующая)

В: О чем мы сегодня говорили? Что делали? (Ответы детей.  Мы сегодня учились самостоятельно создавать интересные картины на тему «Зима в лесу» и составлять рассказ.)

- Можно ли из маленьких картинок составить большую картину и придумать рассказ?

- Каким было ваше настроение?

- Почему?

- Что на занятии вам запомнилось больше всего?  Что вам больше понравилось?

(Подводя итог, воспитатель напоминает, что дети научились выполнять сложные задания: составлять картины и рассказы по ним.)

В: Вы, ребята научились составлять интересные, творческие рассказы. Мне очень понравилось, как вы работали на занятии.

Игровое упражнение «Рисунок на спине».

Дети встают в круг друг за другом.

- Сейчас мы нарисуем нашу картину на спине того, кто стоит впереди вас.

Воспитатель описывает сюжет картины, дети пальчиком «рисуют» на спине

впередистоящего ребенка. (солнышко или сердечко)

В: Наше занятие закончено. Давайте ребята, прощаться с гостями! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Творческое составление рассказа» (старшая группа)

Занятие по ФГТ по развитию речи с элементами детской театральной деятельности. «Творческое составление рассказа»    Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивна...

Конспект занятия по развитию речи. Тема: Рассказывание по картине «Прогулка в лесу».

Конспект занятия по развитию речи. Тема:   Рассказывание по картине «Прогулка в лесу»....

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Ежи» (рассматривание картины) средняя группа

Задачи:Образовательная:закрепить и уточнить представление детей о ежах  (ежиха большая, ежонок маленький);обогатить знания детей о диких животных;учить детей составлять рассказ по картине предлож...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект занятия по Развитию речи «Весна. Рассказ по картине» (Старшая группа)

- Учить составлять рассказ по картинке и вопросам, пересказы­вать его.- Формировать понятия «время года», «весна».- Закрепить признаки весны.- Учить образовывать уменьшител...

Конспект занятия по развитию речи Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Тема: рассказывание по картине «Собака со щенятами»Возрастная группа: средняя группаДлительность: 20 мин.Цель: учить детей описывать картину в определенной последовательности, называть кар...