Развитие речи у дошкольников.
материал по развитию речи на тему

Поддубная Екатерина Владимировна

Формирование лексического запаса, грамматического строя речи. Овладевание предложением и морфологическими средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_u_doshkolnikov.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи у дошкольников.

        Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для дальнейшей трудовой деятельности.

        Общеизвестный факт, что речь дошкольника развивается прежде всего в процессе общения с окружающими. И, прежде всего, это касается родителей. Поэтому очень важна чистая речь всех окружающих. Немаловажным остаются контроль и правильное руководство формированием речи детей.

        Активное общение с окружающими способствует формированию лексического запаса, грамматического строя речи. Овладев предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной, грамматически и фонетически правильной речью.

        Поступление  ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Очень важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребенка к обучению во многом зависит от уровня развития познавательной деятельности, содержательностью  и возможностями языкового общения с окружающими.

        Все чаще и чаще у дошкольников имеются выраженные недостатки речи, на которые родители не обращают внимания. Вследствие этого, дети, поступающие в школу, имеют выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференциацию фонем. Таким образом, в школе, возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении звуковым анализом и синтезом. Все это снижает возможности языкового общения, полноценного овладения навыками письма и чтения.

        В то время как дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения имеет возможность сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слога и слова, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, звонкости и глухости.

        Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливаются взрослыми. Зато они возникают на первом же году обучения в школе у их детей. Они существенно осложняют усвоение письма и чтения. Даже, если родителям кажется, что их ребенок хорошо читает, они не могут понимать, что при этом их ребенок не может воспроизводить прочитанное. При написании же, возникают ошибки.

        Многие исследователи в своих работах указывают на то, что школьники с нарушениями фонетико-фонематического характера в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем у учащихся с нормальной речью.

        Поэтому, учитывая все выше сказанное и опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, профессор Р.Е.Левина доказала необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления детей в школу. В качестве необходимого условия всестороннего развития детей выступает формирование и совершенствование речи в различных ее формах.

        Развитие и коррекция речи детей происходит на специально организованных логопедических занятиях, на занятиях по родному языку, в процессе общения и совместной деятельности с воспитателем. И тем не менее главную роль в развитии ребенка, правильности  речи, играет его семья.

        Родители обязаны знать, какое огромное значение для их ребенка имеет речь взрослого, находящегося рядом, и как именно нужно разговаривать с детьми. Все взрослые в окружении ребенка, должны говорить правильно, не искажая слов, четко произносить каждый звук, не торопиться, не «съедать» слоги и окончания. Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка  или очень длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи. Поэтому необходимо уделять как можно больше времени для спокойного, неторопливого общения. С раннего детства нужно приучать ребенка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых. При этом нужно следить за собственным произношением.

        Опытный учитель в школе, присмотревшись к ребенку, очень быстро составит свое мнение о семье своего подопечного. Он увидит, что дала ученику семья: какое общее развитие получил ребенок, каков его интеллект, как развита речь. Об этом нужно всегда помнить и стараться, несмотря на свою объективную занятость, находить больше времени для занятий или просто разговоров со своими любимыми детьми!!!

                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

«Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Аттестационная  работаТема: «Развитие мелкой моторики как один из факторов развития речи у дошкольников с общим недоразвитием речи»...

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника в условиях ДОУ)

Педагогический совет на тему: «Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути и решения» (Комплексный подход к организации работы по развитию речи ребенка-дошкольника...

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ (МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ)Ммммнемотехникав развитии связной речи у дошкольников»....