Мастер-класс "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Сергель Татьяна Николаевна

Содержит краткое описание мышления и связь его с речью. Особенности развития у дошкольников и младших школьников словесно-логического мышления. Сензетивный период развития их интелектуальных и творческих способностей. Игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_slovesno-logicheskoe_myshlenie.rar69.04 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1. Схемы по установлению причинно-следственных связей

(для детей старшего дошкольного возраста)

Иллюстрации

  1. Сначала на небе появились снежные тучи.
  2. Из туч пошел снег.
  3. Снег прошел, небо стало ясным, а на земле появились снежные сугробы.
  4. Солнце стало греть все ярче, сугробы стали таять.

Рис. 2. Схемы по установлению причинно-следственных связей

(для детей старшего дошкольного возраста)

Иллюстрации

  1. Растения поливаются дождем.
  2. Растения так же поливает человек.
  3. Растения при поливе растут и цветут.
  4. Иногда человек не поливает растения.
  5. Растения без полива засыхают.

Рис. 3. Схемы по установлению причинно-следственных связей

(для детей старшего дошкольного возраста)

Иллюстрации

Некоторые цветущие растения очень активно реагируют на свет.

  1. Утром восходит солнце.
  2. Цветок раскрывает свои лепестки.
  3. Вечером солнце заходит.
  4. Цветок собирает свои лепестки в бутон.

ПРИЛОЖЕНИЕ  

«Последовательные картинки»

  1. Посмотри на картинки. О чем в них рассказывается?
  2. Попробуй разложить картинки так, чтобы из них получился рассказ.

Помощь:  Кто здесь изображен? Что они делают? И т.д.

  1. Расскажи историю, которая у тебя получилась в результате.

 Если в раскладе произошла ошибка, то  в процессе рассказа ребенку указывают на нее:  Что здесь не так? Почему?

Серия 1. «Маша заболела».

Иллюстрации

  1. У Маши поднялась температура.  Мама положила Машу в постель.
  2.  Мама вызвала врача.  Врач осмотрел девочку и назначил лечение.
  3. Мама завязала дочке больное горло и дала ей лекарство.
  4. Температура спала.  Маше стало легче, и она уснула.

ПРИЛОЖЕНИЕ  «Последовательные картинки»

Серия 2. «Дождливый день»

Иллюстрации

  1. Миша собрался в школу.

    - Возьми зонт, сказала мама,  - На улице начался дождь.

2. - Не надо, сказал Миша: - Дождь совсем не сильный.  Я быстро дойду, здесь не далеко.

3. Когда  мальчик вышел на улицу –   дождь усилился.

4. Миша бежал что есть сил под проливным дождем

5. Мальчик сильно промок и вернулся домой.

6. Миша простудился и заболел. На улице ярко светило солнце, но он пока не мог гулять и ходить в школу.

Основная мысль: Надо слушаться маму, она дала правильный совет.

Определение последовательности картин.

Что было до того, когда мальчик вышел на улицу?

Что было перед тем, когда мальчик спускался по лестнице?

Что было до того, как мальчик заболел?

Что было после того, как мальчик попал под ливень? И т.д.

Озаглавьте картинки.

Вопросы для составления рассказа.

  1. Совет мамы.

 Что предложила мама сыну, когда он собирался в школу?

 (Возьми зонт, на улице начался дождь).

2.Непослушание сына.

Что ответил ей Миша? (- Не надо, сказал Миша: - Дождь совсем не сильный.  Я быстро дойду, здесь не далеко).

3.Дождь усилился.

Что увидел мальчик на улице? (Когда  мальчик вышел на улицу –   дождь усилился).

4.Миша убегает от дождя.

Что сделал мальчик? (Начался настоящий ливень – и Миша побежал).

5. Возвращение домой.

Каким пришел Миша домой? (Миша сильно промок и замерз).

6.Заболел.

Почему Миша не мог гулять, хотя на улице было ясно и тепло?

(Миша простудился и заболел. На улице ярко светило солнце, но он пока не мог гулять и ходить в школу).

На основании двух суждений сделайте самостоятельное умозаключение.

Все дети растут. Катя пока маленькая.

Значит…(она растет, вырастет и т.д.)

На основании двух суждений сделайте самостоятельное умозаключение.

Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое.

Значит…

На основании двух суждений сделайте самостоятельное умозаключение.

Все рыбы живут в воде. Сома положили в лодку.

Значит…

На основании двух суждений сделайте самостоятельное умозаключение.

Все лекарства продают в аптеке. Бабушке нужен аспирин.

Значит…

На основании двух суждений сделайте самостоятельное умозаключение.

Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы.

Значит…

На основании двух суждений сделайте самостоятельное умозаключение.

Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку.

Значит…

Определите вид текста, его тему и основную мысль. Озаглавьте и перескажите текст.

  Определите вид текста, его тему и основную мысль. Озаглавьте и перескажите текст.

       Петух был такой красивый и смелый. На шее огненное ожерелье. Спина серая в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные сине – черные перья. Он выступал вперед широкой отливающей бронзой грудью, высоко, будто на параде. Поднимал  лапу с загнутыми острыми шпорами.                                                                                                                     По Е. Носову.

Исправьте деформированный рассказ.                                                         Определите вид текста (повествование, описание, рассуждение), его тему и основную мысль.

«Вот чудеса – то!»

         Клесты выводят своих птенцов зимой. На дворе стужа, а в гнезде голенькие птенчики. Но почему же так? Ведь малышей надо хорошо кормить. А пища клестов – еловые шишки. Они созревают на елках в конце года, зимой. Поэтому и птенцы у этих птиц выводятся осенью и зимой.

         Весной и летом у всех птиц много забот. И только клесты спокойно перелетают с ели  ни ель.

                                                                                       Ю. Дмитриев.

V. Работа с текстом

1. Расположите предложения так, чтобы вышел связный рассказ.

           Волк их поймал. Два ягненка отошли  от стада. Волк посоветовал им не слушать мать. Овцы дружно ходили около леса.

 2. Расположите части рассказа последовательно.

«Птица на воле»

      Сережа громко закричал.  Кот выпустил птицу. Скворец лежал на полу и тяжело дышал.  Кот здорово помял его.

       Мальчик посадил скворца в клетку. Скоро птица ожила. Сережа выпустил её на волю.

        Сережа открыл дверь. В комнату вбежал кот. В зубах у него был скворец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"

Из опыта работы с дошкольниками  по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....

Развитие логического мышления у детей с нарушением речи через использование занимательных средств обучения

В современной дошкольной педагогике и психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Как,   используя  методы обучения, которые должны способствовать развитию творческого характера мыслительной деятельности,   добиться развивающего эффекта обучения и воспитания?  Э...

Развитие мышления старших дошкольников с нарушениями интеллекта в процессе специально организованных занятий

Статья разработана для журнала  "Теоретические и методологические проблемы современного образования" (материалы XXV международной научно-практической конференции) 2-3 марта 2016г....

Консультация для воспитателей "Развитие наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения"

В данном материале говорится о развитии наглядно-образного мышления у дошкольников с нарушениями зрения. Работа в данном направлении проходит в три этапа....

НОД с детьми подготовительного возраста: « Развитие логического мышления у детей с нарушениями речи»

В конспекте занятия показаны  методы и приемы использования дидактических игр и упражнений для- развития представлений о содержании понятий «животные», « домашние животные»...

Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с нарушениями речи на логопедических занятиях

Дети с нарушениями речи  отстают в развитии словесно-логического мышления, Одна из важнейших коррекционных задач в  системе логопедической    работы – это развитие...