«Рассказ по картине: выразительные средства речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Конспект занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_4.docx | 15.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ Занятия по развитию речи с элементами ТРИЗ в старшей группе. |
Воспитатель: Никитина С.И.
«Рассказ по картине: выразительные средства речи»
Цели: активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов. Оборудование: рисунки для раскрашивания.
1. Упражнение «Комплименты».
Приходит Игрушка очень нарядная, украшенная и разукрашенная.
В.: Какая ты сегодня красивая! У тебя какой-то праздник?
И.: Да, у меня сегодня День рождения!
В.: Ой, а мы не знали! Что же мы с ребятами можем тебе подарить?
И.: Можно, вы обо мне будете разные хорошие слова говорить?
В.: Конечно, можно! Ребята, Игрушка хочет, чтобы мы ей подарили много комплиментов!
Дети называют разные достоинства Игрушки, желательно, чтобы признаки назывались не только напрямую (с яркими глазами, сообразительная и др.), но и через сравнения (глаза сверкают как алмазы, умная как компьютер и др.).
И.: Спасибо, мне очень приятно. А друг другу вы умеете делать комплименты?
Дети по цепочке говорят друг другу комплименты.
2. Работа по картине: признаки и сравнения признаков.
В.: Игрушка, мы тебе подарим картинку, о которой мы говорим уже несколько занятий (показывает картинку).
И.: Спасибо. А можно, чтобы вы и предметам на картинке тоже сказали комплименты?
В.: Это нелегко, но мы попробуем. Только давай, чтобы ребята называли не только достоинства разных предметов, но и любые другие признаки.
И.: Хорошо.
Игрушка показывает различные объекты на картинке и задает вопросы: Какой? и На что похож? Дети отвечают. Упражнение можно провести в виде соревнования.
3. Физкультминутка «Каравай».
Все дети становятся в круг. В центре помещается Игрушка. Дети поют «Каравай», но кроме слов Вот такой ширины, вот такой высоты и др., нужно добавлять и изображать и дополнительные признаки: Вот такой красоты, вот такой лег-коты, вот такой вкусноты, вот такой белизны и т. п.
4. Упражнение «Раскраска».
Воспитатель предлагает придумать предложения по картине. Первой вызывается Игрушка, которая называет несколько предложений, но без прилагательных (Мальчик идет по улице, Котенок играет со щенком на крыльце и др.).
В.: Твои предложения правильные, но они похожи на черно-белые рисунки.
И.: Разве предложения можно раскрашивать?
В.: Конечно, можно. Только не красками, а словами. Вот закрой глаза и повтори свои предложения: ты можешь ответить, какой именно это был мальчик, какая была улица, какими были котенок и щенок?
И.: Нет, не получается.
В.: Если я тебе помогу и скажу, что мальчик был маленький, светловолосый, в зеленом костюме...
И.: Теперь получается!
В.: Я назвала признаки, описала, каким был мальчик. Слова-признаки как бы раскрашивают речь. Попробуй теперь и ты вместе с ребятами придумать предложения с признаками.
Воспитатель может называть предложения без прилагательных, дети должны их «раскрасить»: повторить, вставив как можно больше соответствующих прилагательных.
5. Практическая работа.
Воспитатель раздает детям черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить.
Желательно подбирать интересные по сюжету рисунки, возможно дорисовывание серии рисунков по типу комиксов.
Рисунки можно подарить Игрушке.
6. Подведение итогов.
Желательно обсудить, какое настроение сегодня у Игрушки, какое вообще бывает настроение, как влияет настроение на то, как мы воспринимаем окружающее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....
Развитие связной речи у детей через обучение составлению рассказов по картине и серии сюжетных картин.
Содержание:1.Ведение. Основные задачи речевого развития. Актуальность.2.Связная речь: диалогическая, монологическая.3.Обучение составлению рассказа по сюжетной картине:- традиционные методы и пр...
Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»
Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ....
О программе для детей старшего дошкольного возраста «Художественные выразительные средства в картинах русских художников – классиков»
Программа для детей старшего дошкольного возраста "Художественные выразительные средства в картинах русских художников-классиков" рецензирована в ИКП РО. Программа строится на акцентировании внимания ...
Работа над выразительными средствами речи дошкольников
Вопросу формирования выразительности речи я придаю особое значение....
Интонационно-выразительные средства речи
Подготовленный для выступления текст целесообразно проинтонировать, то есть наметить в нем логические паузы и ударения. Конечно, при изложении темы в аудитории возникает естественная разговорная интон...
Тексты для формирования образно-выразительных средств речи у детей дошкольного возраста
Простые тексты для детей дошкольного возраста, которые помогут во время беседы формировать пердставления о образной и выразительной речи!...