Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ:«Рассказ по картине: выразительные средства речи»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) на тему

Данный конспект отражает работу воспитателя с детьми пятого года жизни по развитию речи. На занятии используется технология ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл triz_zanyatie.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект занятия по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ.

          Тема: «Рассказ по картине: выразительные средства речи»

Цель: активизировать словарный запас; обучать навыкам сравнения; систематизировать представления о признаках объектов.

Оборудование: рисунки для раскрашивания.

                                        Ход занятия

            1. Упражнение «Комплименты».

Приходит Игрушка очень нарядная, украшенная и разукрашенная.

В.: Какая ты сегодня красивая! У тебя какой-то праздник?

И.: Да, у меня сегодня День рождения!

В.: Ой, а мы не знали! Что же мы с ребятами можем тебе подарить?

И.: Можно, вы обо мне будете разные хорошие слова говорить?

В.: Конечно, можно! Ребята, Игрушка хочет, чтобы мы ей подарили много комплиментов!

Дети называют разные достоинства Игрушки, желательно, чтобы признаки назывались не только напрямую (с яркими глазами, сообразительная и др.), но и через сравнения (глаза сверкают как алмазы, умная как компьютер и др.).

И.: Спасибо, мне очень приятно. А друг другу вы умеете делать комплименты?

Дети по цепочке говорят друг другу комплименты.

2.        Работа по картине: признаки и сравнения признаков.

В.: Игрушка, мы тебе подарим картинку, о которой мы говорим уже несколько занятий (показывает картинку).

И.: Спасибо. А можно, чтобы вы и предметам на картинке тоже сказали комплименты?

В.: Это нелегко, но мы попробуем. Только давай, чтобы ребята называли не только достоинства разных предметов, но и любые другие признаки.

И.: Хорошо.

Игрушка показывает различные объекты на картинке и задает вопросы: Какой? и На что похож? Дети отвечают. Упражнение можно провести в виде соревнования.

3.        Физкультминутка «Каравай».

Все дети становятся в круг. В центре помещается Игрушка. Дети поют «Каравай», но кроме слов: « Вот такой ширины, вот такой высоты и др»., нужно добавлять и изображать и дополнительные признаки: «Вот такой красоты, вот такой лег-коты, вот такой вкусноты, вот такой белизны» и т. п.

4.        Упражнение «Раскраска».

Воспитатель предлагает придумать предложения по картине. Первой вызывается Игрушка, которая называет несколько предложений, но без прилагательных (Мальчик идет по улице, Котенок играет со щенком на крыльце и др.).

В.: Твои предложения правильные, но они похожи на черно-белые рисунки.

И.: Разве предложения можно раскрашивать?

В.: Конечно, можно. Только не красками, а словами. Вот закрой глаза и повтори свои предложения: ты можешь ответить, какой именно это был мальчик, какая была улица, какими были котенок и щенок?

И.: Нет, не получается.

В.: Если я тебе помогу и скажу, что мальчик был маленький, светловолосый, в зеленом костюме...

И.: Теперь получается!

В.: Я назвала признаки, описала, каким был мальчик. Слова-признаки как бы раскрашивают речь. Попробуй теперь и ты вместе с ребятами придумать предложения с признаками.

Воспитатель может называть предложения без прилагательных, дети должны их «раскрасить»: повторить, вставив как можно больше соответствующих прилагательных.

5.        Практическая работа.

Воспитатель раздает детям черно-белые рисунки, которые необходимо раскрасить.

Желательно подбирать интересные по сюжету рисунки, возможно дорисовывание серии рисунков по типу комиксов.

Рисунки можно подарить Игрушке.

6.        Подведение итогов.

Желательно обсудить, какое настроение сегодня у Игрушки, какое вообще бывает настроение, как влияет настроение на то, как мы воспринимаем окружающее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи с элементами технологии ТРИЗ с детьми 4-6 лет

Более сложный вид рассказывания - творческий. При составлении таких рассказов, в отличие от репродуктивных, дети не имеют опоры в виде слов, картинок, символов. Они могут опираться только на свои знан...

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассматривание картины ежиха с ежатами»

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе на тему:«Рассматривание картины ежиха с ежатами»...

Конспект занятия по развитию речи с элементами здоровьеформирующих технологий "В ГОСТИ К ОЛИМПИЙСКИМ ТАЛИСМАНАМ"

Занятие "В гости к олимпийским талисманам" для детей среднего дошкольного возраста направлено на активизацию и расширение словарного запаса по темам "Зимние виды спорта", "Транспорт", а также на ...

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)

Конспект занятия по развитию речи — рассматривание картины «Коза с козлятами» (Рассматривание картины художника В. Д. Калганова «Коза с козлятами»)...

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие в картинную галерею" подготовительная группа

Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие в картинную галерею" подготовительная группа...