Учебно-методическое пособие по развитию речи в средней группе.
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Ванцинова Наталья Николаевна

Интегрированное занятие в средней группе "Федорино горе" по развитию речи, музыкального восприятия, навыков изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fedorino_gore._zanyatie_sr.gr_.microsoft_office_word.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Посуда»

(по развитию речи и знакомству с миром окружающих предметов для средней группы)

Цель:

  • познакомить с классификацией предметов посуды: чайная, столовая, кухонная (познание).
  • расширять запас слов по теме «посуда»; формировать активный словарь (железный, стеклянный, деревянный, ухват, самовар), формировать пассивный словарь (фарфор, глина, расписные, народные умельцы); продолжать учить отгадывать загадки (коммуникация).
  • развивать способность ребёнка распознавать как речевые, так и неречевые звуки, называя источник звука: бубен, погремушка, колокольчик (музыка).
  • развивать эстетический вкус, умение в рисунке передавать образ предметов (художественное творчество. рисование).
  • воспитывать у детей желание ухаживать за предметами быта; воспитывать уважительное отношение к русским традициям; поддерживать радостное чувство от совместных мероприятий (социализация).

Оборудование:

Костюм Федоры, аудиозапись русской народной мелодии, самовар, чугунок, ухват, стакан, чашка, блюдце, конфетница, сахарница, сухарница, молочник, хлебница, супница, маслёнка, солонка, перечница, соусница, салатник, тарелка, кастрюля, сито, половник, бубен, колокольчик, погремушка, металлофон.

Деревянные ложки, глиняные чашки и блюдца, кисти и гуашь по количеству детей.

Предварительная работа:

  • Чтение сказки К.Чуковского «Федорино горе».
  • Рассматривание иллюстраций по теме «Посуда», «Русская изба», «Предметы домашней утвари».

Ход:

Ведущая:

Ребята к нам скоро придут гости.

(Дети рассаживаются на стульчики. Стук в дверь).

Ведущая:

А вот и наш гость. Проходите.

Федора:

Здравствуйте, ребята.

Дети:

Здравствуйте.

Федора:

Я – Федора Егоровна. Хочу вас пригласить  к себе в гости, чтобы вы увидели какой у меня порядок в избе, как я посуду отчистила песочком, облила кипяточком.

(Дети отправляются к Федоре в избу).

Федора:

Вот и пришли. Добро пожаловать. Посмотрите, что у меня на столе?

Дети:

Самовар, ложки, блюдца, чашки, кастрюля, сито, супница, половник, солонка, перечница, маслёнка, конфетница, молочник, салатница, хлебница.

Федора:

Правильно, как можно назвать одним словом все предметы?

Дети:

Посуда.

Федора:

Какая посуда у меня сегодня, если я её вымыла?

Дети:

Чистая, блестящая, вымытая.

Федора:

Да, ребята, я теперь за посудой слежу, люблю её, ухаживаю за ней, холю, лелею.

А ещё я знаю, что посуда бывает разная.

Чайная посуда: чашка, блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница. (Федора показывает посуду на столе).

Для чего нужна чашка, стакан?

Дети:

Чашка и стакан нужны для того, чтобы из них пить чай, сок, компот, морс.

Федора:

Что мы кладём в сахарницу, конфетницу, сухарницу?

Дети:

В сахарницу мы кладём сахар. В конфетницу кладём конфеты. В сухарницу мы кладём сухарики или печенье.

Федора:

Что наливаем в молочник?

Дети:

В молочник наливаем молоко.

Федора: 

Ребята, а  теперь давайте вместе назовём столовую посуду. (Дети хором повторяют за Федорой название посуды и рассматривают её).

Тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, маслёнка, салатница, соусница. К столовой посуде относятся нож, ложка, вилка – столовые приборы.

Федора:

Для чего нам нужна супница, хлебница?

Дети:

В супницу мы наливаем суп и накрываем на стол. В хлебнице храним хлеб, булочки, ватрушки, изделия из муки.

Федора:

 Что находится в маслёнке, солонке, перечнице, салатнице, соуснице?

Дети:

В маслёнке находится сливочное масло.

В солонке находится соль.

В перечнице находится перец.

В салатнице находится салат.

В соуснице находится соус.

Федора:

Теперь я покажу вам кухонную посуду, в ней люди готовят еду, а вы будете её называть. (Федора показывает кухонную посуду, дети её называют). 

Дети:

Кастрюля, сковорода, миска, половник, сито, кувшин.

Федора:

 Для чего нужны кастрюля, половник?

Дети:

Кастрюля нужна для того, чтобы в ней готовить суп.

Половник нужен для того, чтобы помешивать суп в кастрюле и разливать его по тарелкам.

Федора:

Как используют сковороду, сито?

Дети:

На сковороде жарят рыбу, котлеты, готовят еду.

С помощью сито просеивают муку.

Федора:

Теперь вы тоже знаете, что посуда бывает разная и для чего она нужна. Какая посуда бывает и когда её накрывают на стол?

Дети:

Чайная посуда. Её накрывают на стол во время чаепития.

Столовая посуда. Её накрывают на стол во время завтрака, обеда, ужина.

Кухонная посуда. В этой посуде люди готовят еду.

Федора:

Ребята, из какого материала сделана моя посуда?

Дети:

Из железа, из дерева, из глины, стекла, фарфора.

Федора:

Как называется посуда, сделанная из железа? Значит она какая?

Дети:

Железная.

Федора:

Ребята, давайте послушаем, как звучит мой железный самовар.

(Федора предлагает детям стукнуть палочкой по самовару).

Федора:

Как называется посуда, сделанная из дерева? Значит она какая?

Дети:

Деревянная.

Федора:

Ребята, давайте послушаем, как звучат мои деревянные ложки.

(Федора предлагает детям стукнуть деревянной ложкой о ложку).

Федора:

Как называется посуда, сделанная из стекла? Значит она какая?

Дети:

Стеклянная.

Федора:

Ребята, давайте послушаем, как звучит мой стакан.

(Федора предлагает детям стукнуть палочкой по стакану).

Федора:

Вы, ребята, молодцы. На все мои вопросы ответили, а за это я вам загадку загадаю. Послушайте её и найдите на столе.

«Сама не ем, а всех кормлю».

Дети:

Ложка.

Федора:

Ребята, что вы можете сказать о моих ложках? Из чего они сделаны? Какие они?

Дети:

Из дерева, они деревянные.

Федора:

А ещё какие?

Дети:

Красивые, нарядные.

Федора:

Раньше в деревне, чтобы украсить свой дом, на полотенцах рукодельницы вышивали оберегающие узоры, а народные умельцы расписывали предметы домашней утвари: посуду. Такую посуду накрывали на стол по особым случаям или праздникам. Они, ребята, расписные. Повторите.

Дети:

Расписные.

Федора:

В деревне ложки – это не только столовые принадлежности, но и музыкальные инструменты. Ребята, я вам предлагаю стать музыкантами, у нас сегодня особенный случай – вы у меня в гостях.

(Дети в хороводе под русскую народную мелодию «Танец с ложками» двигаются вокруг корзинки с деревянными ложками, затем останавливаются, берут ложки и стучат ими в такт).

Федора:

Как хорошо умеете играть на ложках, а у меня для вас есть игра «На чём играю?».

(За ширмой музыкальные инструменты: бубен, погремушка, колокольчик, металлофон  и посуда: стеклянная, деревянная, железная. Один ребёнок проходит за ширму и играет на музыкальном инструменте или посуде. Дети на слух определяют и называют, на чём играл ребёнок).

Федора:

Ребята, у Мухи-цокотухи скоро День Рождения. Она меня попросила ей помочь, украсить чашки и блюдца, но одной мне не управиться. Поможите?

Дети:

Да. (Дети украшают глиняные чашки и блюдца, сделанные раньше, звучит русская народная мелодия).

Федора:

Ребята, спасибо вам большое за помощь. За вашу отзывчивость я загадаю вам последнюю загадку.

«Стоит толстяк, подбоченевши бока,

Шипит, кипит, всем чай пить велит».

Дети:

Самовар.

Федора:

Пока мы с вами играли, рисовали, самовар закипел и велит чай пить с угощеньем, которое я для вас приготовила.

(Дети рассаживаются за столы, Федора угощает их).

Федора:

Спасибо вам большое, что вы пришли ко мне в гости. Приходите ещё. До свидания.

Дети:

Спасибо за угощение. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по развитию речи для старшей группы *Мы живем в России*

Цель : Расширять представления детей о России как стране, в которой они живут».Задачи: 1. Продолжать обучать детей ориентироваться на географической карте.2. Развивать связную речь детей: расширять сл...

Дидактическое пособие для занятия по развитию речи в средней группе.

Цель. Закреплять правильное произношение звука  «Ф»; упражнять детей в четком произношении звука  в изолированном виде,  словах и фразах....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе с использованием пособия «Логико Малыш» « Осень»

Конспект занятия по  развитию речи в средней  группе с использованием пособия «Логико Малыш»« Осень»Цель: закрепить знания о характерных приметах осени, ...

Пособия по развитию речи в средней группе.

Примеры, имеющихся в группе, пособий по развитию речи....

Учебно - методическое пособие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в магазин игрушек»

Уточнение, активизация и актуализация словаря по лексической теме «Игрушки»: обогащение словарного запаса детей прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цветовых ...

Дидактическое пособие по развитию речи в средней группе ДОУ. Русская народная сказка «Рукавичка».

Использование пальчикового театра в работе с детьми – это отличный способ организовать их досуг качественно и с пользой. Так...

Учебно-методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.

Учебно-методическая разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.Разработка занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.Составление описательного рассказа по кар...