ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ
план-конспект занятия (развитие речи) по теме

Предлогаются итоговые занятия по явлениям природы

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С ЯВЛЕНИЯМИ В ПРИРОДЕ. Возраст 3-4 года.

 

             ГКУЗСОСДР «Звездочка». Учитель-дефектолог: Хакимова И.Х.

  1. Конспект занятия на тему «Весна».

ЦЕЛИ:

Закрепить знания детей о постепенных изменениях в природе. Выполнять упражнение на развитие мелкой моторики рук и целенаправленности действий при продевании тесьмы в отверстие по образцу.

Продолжать формировать представление о том, что каждое время года имеет определенный цвет, учить детей соотносить со временем года одежду людей. Формировать обобщенное значение слов «Одежда», «Обувь».

Коррекция потребности в развитии эмоционально-речевого общения, продолжать развивать связанную речь.

Воспитывать интерес и любовь к природе, способность воспринимать красивые пейзажи  в природе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- детский костюм весны, корзинка, куклы в весеннем наряде, сундук с разрезной одеждой для бумажных кукол, макет «тучки», макет для м/м рук «Дождик идет», набор разрезных картинок «Время года».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Подводим детей к окну и говорим: «Посмотрите на небо, деревья, землю. Вспомните, как мы наблюдали за деревьями на прогулке. Какое, дети, сейчас время года?»
  2. Почему все изменилось? Почему все заискрилось, Засмеялось и запело? Ну, скажите в чем же дело? Это так легко понять к нам весна пришла опять!

(Входит весна) «Дети, какие вы знаете стихи о весне?» (читают дети)

Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В  сени  к нам летит

Дам тебе я зерен, а ты песню спой!

Что из стран далеких принесла с собой.

  1. «Послушайте, что это шумит там за окном? Это шумит ветер! Весной ветер теплый. Как он дует? (ш-ш-ш). Как качаются деревья? Кусты? Шелестит трава?» { Дети изображают ). «Какой ветер весной? (теплый)»
  2. «Подул теплый ветер и пригнал весеннюю тучку с дождем» (вносится тучка) «Дети, давайте убежим от дождя! Спрячемся в доме!» (дети садятся за столы) «Какой весенний дождик? (теплый, мокрый)»
  3. ИГРА «ДОЖДИК ИДЕТ» - шнуровка.

«Мы сидим дома. А что это стучит за окном? Кап-кап-кап» (дождик). «Давайте вышьем дождик на бумаге! Здесь нарисована тучка. После дождя на земле что образуется?» (лужи).

«Послушайте загадку: «Кто со мной под дождик вышел для того я вроде крыши» (зонт)».

«Вот какой красивый дождик мы вышили! Молодцы, дети!»

  1. «Мы с вами видели много картин о весне, а сегодня мы сами нарисуем, составим такую картину!»

ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА»

 ( Предлагаю детям создать красивую картину о весне.  По окончании работы обобщаем) : «Вот какую красивую картину мы нарисовали. Снег растаял, появилась на земле нежная молодая травка, расцвели подснежники. Тучка прикрыла солнце, но она голубая, а не серая как осенью. Весной дует теплый ветер, идет теплый весенний дождь. Просыпаются жуки, бабочки. На деревьях появляются почки - первые молодые зеленые листья. Девочка надела на себя шапочку, куртку и сапоги»

  1. «А весна к нам пришла не с пустыми руками! Она принесла нам куклу. Посмотрите, какая она нарядная! Я сейчас загадаю вам загадки, а вы отгадаете, о чем они».

Ношу на голове поля, Но это вовсе не земля, (шляпа)

Я как зонт - не промокаю, От дождя вас защищаю. И от ветра вас укрою, Ну, так что же я такое? (плащ)

Два брата - арапа Ростом - по колено.  Везде с нами гуляют, ноги наши защищают, (сапоги)              (Дети отгадывают загадки.  Хвалим их).

«Весна дарит нам не только красивые стихи и картины. Весной вся природа оживает, становится тепло и нам нужно поменять свой гардероб. Теплые зимние вещи мы поменяет на более легкие весенние. Весна принесла сундучок с одеждой для кукол. Давайте переоденем их!» (дети переодевают бумажных кукол)

7. «Вот и дождик прекратился, идемте гулять! Как хорошо на улице. Какое сейчас время года? (весна)» (дети прослушают фонограмму стихотворения «Зиме конец»)

В веснушках солнечный скворец Вернулся в свой родимый дом. Зиме конец, зиме конец. Весна смеется за окном! А по земле бегут ручьи, Следы зимы стараясь смыть. И в первых лужах воробьи Весны не могут поделить.      (Дети танцуют).

  1.            Занятие на тему: «ОСЕНЬ».

Цель: Закрепить знания детей о постепенных изменениях в природе.

 Вспомнить стихи об осени.

Продолжать учить продевать тесьму в отверстие по образцу, развивать мелкую моторику рук, целенаправленность движений.

Продолжать формировать представления о том, что каждое время года имеет определенный цвет, учить детей соотносить со временем года одежду людей. Через упражнения по кинесиологии стимулировать работу полушарий головного мозга, развивать память, внимание, способствовать кумулятивности, т. е. накопительному эффекту представлений по теме «Осень». Воспитывать интерес и любовь к природе, способствовать развитию умения воспринимать красивое  в природе.

Оборудование:

  1. Листья разного цвета (зеленые, красные, желтые).
  2. Пособие с изображением тучи, через нее пропущены три тесьмы, три линии с отверстиями для продевания тесьмы - «дождика».
  3. Лист бумаги для панно, плоскостные изображения (трава зеленая; земля, покрытая желтой травой и листьями; дерево с зелеными листьями; голое дерево; девочка в летней и осенней одежде; туча голубая и серая.)
  4. Муляжи фруктов и овощей, корзинка.
  5. Тучка-лейка.
  6. Зонтик.

Ход занятия:

1.Предлагаю детям подойти к окну, посмотреть на небо, деревья, землю и вспомнить, как во время прогулки наблюдали за деревьями в золотом наряде. -Какое сейчас время года?

Про осень есть много стихотворений. Послушайте:

 Закружит ветер под песню дождя.

 Листочки нам под ноги бросит.

 Такая красивая это пора.

 Пришла к нам опять Чудо-осень!

Входит осень.

  1. Осень:

-Здравствуйте, дети! А какие стихи вы знаете про осень? Дети читают:

Осень наступила. Пожелтел наш сад. Листья на березе Золотом горят.

Листопад, листопад

Укрывает всех подряд. Цветочки, грибочки, Даже маленьких ежат.

Дождик, дождик, Кап, кап, кап.

 Мокрые дорожки.

 Все равно пойдем гулять.

 Наденем сапожки.

  1. -Послушайте, что это шумит за окном? Это шумит ветер. Осенью дует сильный ветер. Как он дует? («ш -ш-ш»). Как качаются деревья? Кусты? Шелестит трава? (Дети изображают). Какой ветер осенью? ( «холодный»).
  2. -Подул сильный ветер. И с деревьев сорвал листву. Как это называется, когда с деревьев падают листья? («листопад»). Они кружатся и падают на землю. Посмотрите, какие разноцветные листья. Какого они цвета? А сейчас поиграем в игру «Кто быстрее соберет листья?» Дети собирают листья и называют цвет.

-Листья падают, и какими становятся деревья («голыми»).

  1. –А что это стучит за окном? Кап-кап-кап. («Дождик»).

-Давайте все спрячемся от дождя, бежим в дом. (Дети садятся за стол). А какой осенью дождь? («холодный») Игра «Дождь идет».

Предлагаю детям вышить дождик на бумаге. -После дождя на земле образуются что..? («лужи») -Чтобы не намокнуть, мы надеваем на ноги что..? («сапожки») -Послушайте загадку: «Кто со мной под дождик вышел. Для того я выше крыши».

(Зонт).

  1. Упражнения кинесиологии:

 «Дождик»

Положить обе руки перед собой. Непрерывно, очень быстро постукивать указательными пальцами обеих рук. «Капает дождик».

«Нос»

Закрыть одну ноздрю большим пальцем, сделать глубокий  вдох и выдох, (по 3 раза каждой ноздрей). «Дышим свежим осенним воздухом»

«Мерзнут ушки»

Оттянуть ушные раковины, слегка выворачивая их, массаж ушей.

  1. -Мы        с вами видели много картин об осени. А сегодня мы с вами сами нарисуем такую картину.

Игра «Времена года».

Предлагаю детям собрать красивую картину об осени. По окончании работы обобщаю: Вот какую красивую картину вы нарисовали. Желтая трава, на ней разноцветные листья, деревья стоят голые. Серая туча закрыла солнце, небо хмурое. Девочка надела на себя шапочку, куртку, сапожки. Осенью холодно, дует ветер, идет дождь. Но все равно осень яркая разноцветная: у нее желтые, красные, оранжевые цвета.

  1. -Вы        знаете, что осень дарит нам не только красивые стихи и картины, но также приходит к нам с урожаем. Посмотрите, какие гостинцы в корзине у осени. Дети называют овощи и фрукты, принесенные осенью.
  2. -Поблагодарим        осень за подарки. Какое замечательное время года - осень! Сколько стихов, картин, какой богатый урожай! Дети, вам нравится это время года! Скажем спасибо осени за подарки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа Формирование экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе

В развитии человечества в настоящее время обозначились новые тенденции: создание общего глобального информационного пространства, усиленный интерес к прогнозированию общего будущего для жителей Земли,...

Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром

Годовой план познавательно-экспериментальной деятельности по ознакомлению детей с явлениями неживой природы и рукотворным миром...

Консультация для педагогов «Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе»

В консультации рассказывается о роли воспитателя в развитии связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе. О правильном выборе воспитателем познавательных материалов, методов и п...

Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе

Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для...

Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе

Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для...

"Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе"

Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для...

Развитие связной речи детей при ознакомлении с сезонными явлениями в природе

Природа окружает ребенка с ранних лет. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К. Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для...