Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у лесных зверей"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Богданова Людмила Павловна

Воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx22.02 КБ

Предварительный просмотр:

                

Конспект занятия по развитию речи

                        в старшей группе

«В гостях у лесных друзей»

Воспитатель: Богданова Л.П.

Североморск

2013 год.

Цель: воспитание звуковой культуры речи, словаря, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении развернутого высказывания.

Задачи:

1.Развитие связной речи: формировать умение строить рассуждение, соблюдая структуру и используя различные типы связей между предложениями.

2. Звуковая культура речи: упражнять в подборе антонимов к словосочетаниям, слов-действий; развивать умение догадываться о значении незнакомого слова; учить различать смысловые оттенки существительных и глаголов.

3. Развитие словаря: упражнять в различных способах словообразования (с помощью суффиксов и приставок), в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже; упражнять в подборе родственных слов, учить образовывать сложные слова.

4. Воспитательная: воспитывать внимание, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь.

 Материал к занятию: Белочка, Зайчик, Медвежонок, снегирь, конверт с письмом, снеговик, корзинка с грибами и орехами, зеркало, елочки.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня утром к нам в группу принесли интересный конверт.  Как вы думаете, что может быть в этом конверте? (письмо).

- Я не стала его открывать, решила, что это письмо мы прочтем все вместе.

Читаю письмо – «Дорогие ребята, приглашаем вас к нам в гости, в лесную школу». Ваши друзья.

- Ребята, как вы думаете, от кого могло прийти это письмо? (от Белочки и Зайчика).

- Правильно, это письмо пришло от наших друзей из леса. Вы хотите отправиться к ним в гости? (да). А чтобы нам скорее попасть в лес, нужно сказать волшебные слова: «Глаза закрой, улыбнись, вокруг себя повернись. Раз, два, три – в лесу окажись».

- Вот мы и в лесу. И нас уже встречают. Здравствуй, Белочка. Почему ты такая грустная, что у вас случилось?

Белочка: Мы вчера все вместе построили снеговика, а сегодня утром нашли его разрушенным. Мы не знаем, кто его разрушил, ведь все ночью спали.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто мог разрушить снеговика – ветер, ветерок или ветрище?

- Почему ветрище? Что делает ветрище? (дует, рвет, срывает). А что делает ветерок? (веет, ласкает). Давайте поможем зверятам собрать снеговика.

- Из чего сделан снеговик? Если он из снега, значит, он какой? (снежный). Туловище какое? (снежное). Голова? (снежная). Руки? (снежные). И даже лицо, у него какое? (снежное). Ну, вот и готов снеговик. Идемте дальше в вашу лесную школу.

- Прислушайтесь, ребята… Мне кажется, там, на полянке кто-то смеется. Подойдем поближе. Да это же медвежонок. Давайте спросим его, почему он так веселиться?

Медвежонок: - Я нашел зеркало, но оно непростое, оно показывает все наоборот.

- В этом зеркале толстый человек, становиться каким? (худым). Низкий человек кажется…(высоким), злой волк - …(добрым), трусливый заяц - …(смелым), пожилой человек - …(молодым), толстое дерево - …(тонким), старый дом - …(новым), холодные руки - …(горячими, теплыми).

- Ребята, а что еще бывает горячим? (чай, вода, огонь, печка, сердце.) Горячее сердце – это какое сердце, как по-другому сказать? (доброе, ласковое).

- Чудесное зеркало, не правда ли? Но нас ждут в лесной школе. Идем медвежонок с нами.

- Ребята, мне кажется, что около елки я вижу зайчика, он там что-то собирает. Подойдемте к нему поближе. Посмотрите в его корзинке сухие грибы и орехи. Он говорит. Что грибы нашел на веточках, а орехи в дупле. Как вы думаете, кто сделал эти запасы?

Если их сделала белка, значит, они чьи? А если бы их сделал волк – чьи они были бы? А если лиса? А если медведь? А если заяц?

- Как вы считаете, можно ли брать беличьи запасы? А зайчик говорит, что можно.

- Убедите зайчика, что нельзя брать беличьи запасы. (Я считаю, что… Во-первых…Во-вторых…В-третьих… Потому…)

- Давайте оставим грибы и орехи под елкой, чтобы белочка не голодала и пойдем в лесную школу к нашим друзьям.

- Ребята, смотрите, на елке снегирь сидит. Посмотрите, у него красная грудь – скажите одним словом какой он. (красногрудый.) у него черная голова – какой он? У него острый клюв – какой он? У него короткий хвост – какой он? Ребята, скажите, а снегирь птица перелетная или зимующая? (зимующая.) Вспомните слова, родственные к слову снегирь.

- Смотрите, снегирь к Кате подлетел. На елку… (перелетел). За елку… (залетел). Из-за елки … (вылетел). И высоко-высоко… (взлетел).

- Вот мы с вами и пришли в лесную школу к нашим друзьям. Только вот они почему то не веселые в своей школе сидят. Что у вас случилось Белочка?

Белочка: Нам на занятии учитель задал задание – прочитать дома сказку «Белоснежка и семь гномов» и ответить на следующие вопросы: Чем отличается сказка от рассказа? Почему Белоснежку так называют? И как можно назвать всех гномов по другому? Мы прочитали это сказку, а как правильно ответить на вопросы не знаем.

Воспитатель: - Ребята, поможем нашим друзьям? (да.)

Первый вопрос – чем отличается сказка от рассказа? (рассказ – это повествование каких-либо событий, а сказка – это вымысел, ….)

Второй вопрос – почему Белоснежку так называют? (она бела, как снег.)

И последний вопрос – угадать по имени, что делают. (Ворчун – ворчит, Добряк – добродушничает, Озорник – озорничает, Весельчак – веселится, Смельчак – отважится, Соня – спит, Художник – рисует.)

Белочка: -Спасибо вам, ребята. Теперь мы знаем, что такое сказка и что такое рассказ, почему Белоснежку так называют и что делают гномы.

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться обратно в детский сад. А чтобы мы быстро очутились там, нам надо вспомнить волшебные слова. «Глаза закрой, улыбнись, вокруг себя перевернись. Раз, два, три – в детском саду окажись».

- Ребята, вам понравилось наше путешествие в лесную школу? Скажите, чем вам запомнилось наше путешествие.

- А за то, что мы помогли зверятам, они приготовили для вас угощение. (раздаю орешки и грибочки.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гостях у бабушки Федоры". Лексическая тема "Посуда".

В конспекте занятия представлен материал по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических категорий языка детей старшего дошкольного возраста. В структуру занятия включена презентация "М...

Конспект занятий по развитию речи в старшей группе "По лесным тропинкам"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста. ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме: "На лесной полянке"

Задачи:Воспитывающие:                Продолжать воспитывать доброжелательные отношения в группе...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе По теме «В гости к цыплёнку» (с использование мнемотаблиц)

Проектисследовательской работы для детей старшего дошкольного возрастаНа тему: «Полезные свойства соли" Вид проекта – исследовательский, ознакомительныйУЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети и воспитатели групп...

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Лесные гости»

Цель: способствовать развитию речи как средству общения. Задачи:1. Образовательные: - расширять знания детей об окружающем мире;2. Развивающие: - создать условия для развития всех ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к лесным жителям»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие к лесным жителям»Программное содержание:Образовательная область:  Речевое развитие,познавательное развитие,ху...

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Лесные гости»

Конспект занятия по развитию речи во второй группе раннего возраста «Лесные гости»...