Речь старшего дошкольника
консультация по развитию речи (старшая группа) по теме

Липина Юлия Николаевна

Данная консультация представляет собой информацию для родителей детей старшего дошкольного возраста по формированию лексико-грамматических представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.82 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ

                                                  Составила

Липина Юлия Николаевна

                                                                           воспитатель ГБДОУ № 46

                                                                             Василеостровского района

                                                                 г. Санкт-Петербург

Речь старшего дошкольника

В старшем дошкольном возрасте ребенок приобретает достаточный словарный запас, все реже допускает ошибки в согласовании слов, в употреблении падежных окончаний, предлогов. На вопросы отвечают развернутыми фразами, могут самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомый текст.

Почти полностью формируется произносительная сторона речи. Большинство детей четко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков (Ш-С, Ж-З), появляются звуки Р и Л. Ребенок по мере необходимости говорит громко, тихо, шепотом; быстро или медленно, умеет использовать интонационные средства выразительности.

Отличие от речи взрослых: не всегда быстро могут подобрать нужное слово, иногда смешивают слова, близкие по звучанию (экскаватор и эскалатор), употребляют их не по назначению. Встречаются и грамматические ошибки: чаще всего неправильно употребляют окончания имен существительных во множественном числе родительном падеже (много письмов, карандашов).

А как дела у вашего ребенка?

Поиграем вместе!

Все недостатки речи необходимо устранить до школы. Специальные упражнения помогут в этом. Работа по совершенствованию детской речи идет в следующих направлениях:

• Развитие умения рассказывать, точно и последовательно передавать содержание художественных произведений.

• Формирование грамматически правильной речи.

• Совершенствование звукопроизношения.

1. Ребенок должен уметь подбирать синонимы. Вы называете словосочетание «грустный мальчик» и спрашиваете: «А как назвать по-другому?» (Печальный, невеселый). Боится – опасается, трусит, пугается, дрожит.

2. Подбор антонимов – слов с противоположным значением.

Например: один мальчик слабый, а другой… сильный;

                    Нож бывает острый, а бывает… тупой и т.д.

3. Дать качественную характеристику предмета.

Предложите ребенку рассказать, какой может быть стол: круглый, квадратный. Письменный, обеденный, деревянный и т.д.

Река – широкая, узкая, чистая, глубокая, извилистая.

4. Употребление обобщающих понятий к словам, обозначающим однородные предметы и явления.

• Игра «Назови одним словом»

Яблоко, груша, апельсин - … фрукты.

Шкаф, кровать, стол - … мебель.

Вспомните посуду, овощи, одежду, обувь, животных (диких и домашних), насекомых, транспорт.

• Игра «Продолжи ряд»

Картофель, свекла, морковь,….

• Игра «Четвертый лишний»

Мухи, комары, пчелы, белки. (Что лишнее и почему?)

Тарелка, чашка, кресло, кастрюля.

5. Упражняем в образовании относительных прилагательных.

Как называется шапка, сделанная из меха?... Меховая.

Сапоги из резины, перчатки из кожи, носки из шерсти,…

6. Учим образовывать притяжательные прилагательные.

Хвост лисы. А как сказать по-другому чей хвост? - …Лисий.

Лапы медведя, уши зайца, голова вороны, шерсть волка,…

7. Образовать одно слово из двух.

У куклы голубые глаза. Как можно назвать куклу?... Голубоглазая.

Светлые волосы – светловолосая, круглое лицо – круглолицая, …

8. Образование существительных в форме множественного числа родительного падежа.

• Игра «Скажи про много предметов»

У меня 1 груша….А у меня много груш.

1 карандаш – много карандашей, 1 ветка – много веток,….

9. Обогащать речь глаголами.

• Игра «О чем еще так говорим?»

Идет…человек, время, дождь, снег,…

Поболтать…ногами, поговорить,…

10. Назвать человека по его занятию.

Собирает грибы….грибник.

Строит – строитель, учит – учитель, водит автобус – водитель,…

Богатый словарный запас поможет ребенку быстро подбирать проверочные слова при применении грамматических правил во время школьного обучения!!!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для воспитателей: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников».

Для того чтобы успешно выполнить программу начального обучения, речь детей, поступающих в 1-ый класс, должна отвечать требованиям современной школы. Среди них можно выделить содержательность детской р...

Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников. Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Глава 2. Психолого-педагогические условия развития речи старших дошкольников2.1  Уровни развития речи у детей старшего дошкольного возраста...

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»

Мастер – класс на тему: «Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи старших дошкольников»...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования

Формирование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня средствами наглядного моделирования...

Галкина О.В. "Диагностический комплекс для обследования сформированности навыков построения простых и сложных предложений в речи старших дошкольников с нарушениями речи"

Комплекс упражнений для обследования навыков построения простых и сложных предложений, дополненный наглядно-образными ориентирами....