Путешествие к Малой Медведице
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_k_maloy_medveditse.docx37.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 460 Пушкинского района Санкт – Петербурга (структурное подразделение дошкольное отделение)

Непосредственная образовательная деятельность

Тема: «Путешествие к Малой Медведице.»

        

Санкт – Петербург

2014

Цель: совершенствование речи  детей старшего дошкольного возраста через расширение представлений о космосе.

Задачи:

- уточнить представления детей о космосе;

- обеспечить развитие умения содержательно, эмоционально рассказывать об интересных фактах;

- обеспечить развитие фонематического слуха, грамматического строя речи, диалогической и монологической форм речи;

- способствовать обогащению словарного запаса детей.

Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.

Используемые технологии: здоровьесберегающая технология, информационно – коммуникационная, личностно – ориентированная, игровая технологии.

Материалы:  ноутбук, проектор, экран, маркеры красного, зеленого, синего цвета для доски, картинки с изображением планет, слоговые схемы, звезды, плакат с изображением созвездия Малая Медведица.

I Вступительная часть

П.  - В ясную безлунную ночь на небе можно рассмотреть примерно 3000 звезд и это лишь небольшая часть космоса. Огромный мир полон удивительный вещей. Все вместе составляют то, что мы называем Вселенной.  

П.  – Что мы называем Вселенной ?

Д. – Вселенная – это звезды, планеты, их луны, астероиды, кометы, метеорные тела.

П. – Что мы называем Солнечной системой?

Д. – Солнечная система – это солнце и все тела обращающиеся вокруг него.

П.  – Что мы называем планетой?

Д. – Планета – то огромное космическое тело, обращающееся вокруг Солнца.

П. – Сколько планет в Солнечной системе?

Д. – В Солнечной системе 8 планет.

П. – Что такое Луны?

Д.  – Луны – это спутники планет.

П.  – Какой естественный спутник у Земли?

Д. – Естественный спутник Земли – Луна.

П. – С космосом связано такое понятие как галактика. Что мы называем галактикой?

Д. – Галактика – это огромное скопление звезд.

П. -  К  какой галактике относимся мы?

Д. – Мы относимся к галактике Млечный путь.

П. – Звезды образуют не только галактики, но и созвездия. А ведь созвездие – это фигура, которую образует группа звезд на небе.

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие к одному из созвездий, которое находится в Северном полушарии. Чтобы узнать к какому созвездию мы летим, надо выполнить определенные задания. За правильно выполненное задание, вы будете получать звезду, которую можно будет прикрепить к плакату. Давайте займем места на нашем космическом корабле и отправимся в полет.

(Выключается свет. Включаются бегающие огоньки. Звучит звук взлетающей ракеты.)

II Основная часть

П. – Представьте, что мы оказались в отрытом космосе.

(Звучит трек «Звуки космоса»)

Задание №1

П. – В космосе встречается много всего интересного и в первую очередь планеты. Как называется планета на которой мы живем? Какая она по счету от солнца?

Д. – Земля 3 от Солнца планета.

П. – Земля – она какая?

Д. - Большая, круглая, голубая, необъятная, таинственная и т.д.

П. – Сколько слогов в слове Земля?

Д. – В слове Земля 2 слога.

П. – Какой первый звук в этом слове вы слышите?

Д. – Звук [з] – согласный, мягкий.

П.- Назовите слова с данным звуком. Определите места этого звука в слове.

(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)

Задание №2

П. – Помимо планеты Земля в солнечной системе ест и другие планеты. Назовите их по порядку.

Д. – Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

(На столе лежат картинки с изображением планет)

П. -  Возьмите каждый по картинке, посмотрите что за планета изображена, определите количество слогов в слове и положите к нужной схеме.

                                                             

Задание №3

П. – Солнце и планеты – это самые крупные объекты Солнечной системы. Но в ней есть множество более мелких объектов. Назовите их.

Д. – Астероиды, кометы, метеорные тела.

П. – Из чего состоит комета?

Д. – Комета состоит из грязного льда и камней.

П. – Откуда у кометы появляется хвост?

Д. – Когда комета приближается к Солнцу, лед с ее поверхности начинает испаряться, образуется пар.

П. – Как называются метеорные тела, которые достигают поверхности Земли.

Д. – Метеориты.

П. – Как называются метеорные тела, которые сгорают в атмосфере Земли?

Д. –  Метеоры или «падающие звезды».

П. – Узнать о строении планет, о существовании более мелких объектов нам позволили полеты в космос. На чем летают в космос люди?

Д. – Люди летают в космос на ракетах.

П.- В космос запускают космические аппараты без человека на борту. Они могут работать в суровых условиях на отдаленных планетах, где человек не выжил бы. Это такие аппараты, как искусственные спутники или зонды. На них установлено специальное оборудование, в том числе фотокамеры, позволяющие фотографировать далекие планеты и мелкие объекты.

Дети делятся на 2 команды и производят звуковой анализ слов – ракета, спутник.

Другая команда делает звуковой анализ слова спутник.

(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)

Физ. минутка.

Задание №4

П. – предлагаю поиграть  игру «Назови ласково».

Солнце – солнышко;

Луч – лучик;

Облако – облачко;

Ветер – ветерок;

Звезда – звездочка;

Ночь – ноченька;

Дождь – дождичек;

Снег – снежок;

Земля – земелька.

Зима – зимушка;

День – денек.

(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)

Задание №5

«Мой, моя, мое»

П. – Каждому космическому слову подберите слова подходящие по смыслу.

Марс – мой;

Венера – моя;

Астероид – мой;

Комета – моя;

Вселенная – моя;

Облако – мое;

Космос – мой;

Утро – мое;

Кратер – мой;

Обсерватория – моя.

(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)

Задание №6

П. – я буду называть вам предложения, а вы должны определить количество слов в них.

Солнце – это звезда.

Земля – третья от солнца планета.

У галактик разная форма.

Звезды кажутся нам светящимися точками.

П. – теперь вы составьте любые предложения про космос, а мы определим количество слов в вашем предложении.

(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)  

Задание №7

«Скажи наоборот»

П. – Послушайте, какие слова я назову, а вы назовите мне слова противоположные по смыслу.

Далекий – близкий;

Светлеть – темнеть;

Ясно – пасмурно;

Утро – вечер;

Тепло – холодно;

Лето – зима;

Мерзнуть – согреваться;

День – ночь;

Солнце – луна.        

(За правильно выполненное задание, дети получают звезду.)

П. – ребята, соедините звезды по точкам и посмотрите, какое созвездие получилось.

C:\Users\User\Documents\КОСМОС\МАЛАЯ МЕДВЕДИЦА.JPG

Д. – созвездие - Малая Медведица.

П. – Чем знаменито это созвездие?

Д. – на кончике хвоста Малой Медведицы располагается Полярная звезда.

П. – на что она указывает?

Д . – она указывает на север.

П. – а рядом с Малой Медведицей какое еще находится созвездие?

Д. – Большая Медведица.

П. – Давайте вспомним миф, который связан с этими созвездиями.

У одного царя была дочь Каллисто. Она была очень красивая. Кому она была обещана в жены?

Д. – она была обещана Зевсу?

П. – кто такой Зевс?

Д. – это верховный бог Олимпа.

П. – Зевс действительно обратил внимание на девушку. Кто у нее родился?

Д. – у нее родился сын Аркас.

П. – что случилось дальше?

Д. – жена Зевса Гера узнала про нее и превратила ее в медведицу. Когда Аркас вырос и стал замечательным охотником, то Гера наслала на него медведицу.

П. – убил Аркас медведицу или нет, почему?

Д. – Зевс вовремя остановил Аркаса, превратив его в медведя. Так на небе загорелись два ярких созвездия – Большая Медведица и Малая Медведица.

П – какие созвездия вы еще знаете?

III Заключительная часть

П.- ребята, вспомните, чем мы сегодня занимались?

П. – какое созвездие вспомнили?

Используемая литература

  1. Б. Денн, Э. О. Брайен; Пер. с англ. Е. Дорониной. – М.: РОСМЭН- ПРЕСС, 2013. – 48 с.: ил. – (Большая энциклопедия знаний).
  2. Звезды и планеты. Иллюстрированная энциклопедия / пер. с англ. Ю. Н. Касаткиной, Д. С. Щигеля, М. А. Митрофановой. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 62, [2] с.: ил.
  3. Дубкова С. И. «Сказки звездного неба». Изд. «Белый город» Москва. 2004 г.
  4. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий; конспекты, дидактический материал. (авт.- сост. О. М. Ельцова – Волгоград: Учитель, 2009. – 335 с.)
  5. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3 – 7 лет. – М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 112 с.
  6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы. Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – 336 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест –путешествие «Моя малая Родина»

Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей малой Родине.Задачи: Расширять   знания детей о родном городе   и его достопримечательностях.Закреплять знания детей о г...

Конспект игрового путешествия "Моя малая Родина"

Материал по нравственно - патриотическому воспитанию...

Интегрированное занятие в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Путешествие по малой Родине»

Цель: формировать понятие «Малая родина» через познавательные игры-викторины и музыкально - творческое развитие.Задачи:1. Закрепить и расширить представление о родном городе.2.Развивать зр...

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на Малые олимпийские игры в стадионе Здоровья»

Конспект открытого занятия по физической культуре в старшей группе «Путешествие на Малые олимпийские игры в стадионе Здоровья»Цель и задачи:·...

Краткосрочная образовательная практика «Созвездия Большой и Малой медведицы»

Космическая тема неизведанная на сегодняшний день, а потому она интересна и мальчикам и девочкам. На занятии дети научатся находить на небе созвездия  «Большой медведицы» и «Пол...