Викторина для детей старшего возраста «В стране сказок дедушки Чуковского»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Ступа Наталья Александровна

 

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 общеразвивающего вида

Калининского района  Санкт – Петербурга

 

 

 

 

 

 

 

Викторина  для детей старшего возраста

«В стране сказок дедушки Чуковского»

 

 

 

 

Технологии: физминутка, подвижная игра, дидактические игры,беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Воспитатель

Ступа Наталья Александровна

 

 

 

 

2014

 

 

Психолого-педагогические задачи:

 

1.     Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.

2.     Учить понимать юмор его произведений.

3.     С помощью сказки развивать фантазию детей

4.     Пополнять литературный багаж сказками К. Чуковского

5.     Формировать эмоциональную отзывчивость у детей в процессе чтения отрывков из сказок

6.      Вспомнить знакомые произведения этого автора.

7.     Словарь: познакомить детей со значением слова «путаница», «переводчик».

8.     Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.

9.     Воспитывать интерес к литературе.

10.                       Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки

Предварительная работа: чтение произведений К.И.Чуковского, разучивание отрывков из сказок, рассматривание иллюстраций, оформление книжного уголка, рисование сказочных героев, просмотр мультфильмов

Оборудование: музыкальный центр

 Раздаточный материал:

 эмблемы ,фишки ,муляжи  фруктов и овощей, обручи, костюмы

Демонстрационный материал:

Портрет К.И.Чуковского; детские работы ;

аудиозапись «Песня Жука», песня «Друзей»

 

 

 

Ход викторины

 

В зал под музыку входят дети старшей и подготовительной групп

Ребенок:

-В детстве читать не умели мы сами,

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни на пролет;

 

-Про Тараканище и Крокодила,

И про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

 

Ребенок:

-Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали.

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали?

Ребенок:

 

-Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник, критик, поэт ,чародей.

Ведущий:

-Ребята сейчас мы с вами отправимся в страну сказок, но дорога туда не из легких. Нужно преодолеть препятствия.

1. «Игра-эстафета»

Правила игры: на полу раскладываются обручи, расставляются воротики, по команде дети должны пролезть в воротики и перепрыгнуть из обруча в обруч , пройти по скамейке и вернуться в свою команду. Все «препятствия» каждая команда совершает в определенной последовательности. Победитель получает приз.

Ведущий:

-Вот мы и в сказочной стране замечательного поэта-сказочника и писателя. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муха-Цокотуха, Бармалея, Мойдодыра . Звали этого замечательного человека Корней Иванович. Первого апреля 2012 года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 130 лет. Настоящая фамилия писателя- Николай Васильевич Корнейчуков.Все эти удивительные сказки ,написанные в стихотворной форме . Детским писателем Корней Васильевич стал случайно. Однажды заболел его сын , мальчик капризничал, стонал и плакал, и что бы успокоить малыша он стал рассказывать сыну сказку. «Жил да был крокодил, он по улицам ходил», мальчик слушал и успокаивался, на следующий день ребенок попросил повторить вчерашнюю сказку, оказывается он ее всю запомнил. Так писатель Корней Васильевич стал сказочником.

2.Игра «Угадай по буквам.»

Правила: на полу раскладываются буквы для каждой команды отдельно (количество букв девять). Выбираются два ребенка из каждой команды, играющим показываются предметы, ребенок должен назвать первую букву , найти ее среди лежащих и прикрепить на ширму. По окончанию игры на ширме выкладывается слово обозначающее псевдоним писателя «Чуковский».

Выигрывает та команда, кто правильно  соберет слово.

3.Игра «Чудо-дерево»

Правила: Предлагается рассмотреть иллюстрации из сказок К.И.Чуковского, которые висят на « Чудо-дереве». На дереве висят только обложки книг, к ним нужно подобрать соответствующие картинки.  Участникам игры двух команд раздаются иллюстрации. Первая команда зачитывает отрывки к сказкам, а вторая должна угадать к какой сказке относится этот отрывок и повесить в нужную книжку:

-Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа…( «Тараканище»)

 

-Долго,долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

 

-Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня…(«Мойдодыр»)

 

-…Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

-Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели!...(«Телефон»)

 

-А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит…(«Айболит»)

 

-А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет

И чайник сказал утюгу

Я больше идти не могу…(«Федорино горе»)

 

-Солнце по небу гуляло.

И за тучку забежало.

Стало заиньке…темно…(«Краденое солнце»)

Ребенок:

-Всех на свете он добрее

Лечит птичек и зверей

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Он известен, знаменит

Кто же это? (Айболит)

Ведущий:

-Сегодня к нам пришли гости, встречайте!

4.Сценка «Доктор Айболит»

Выходят дети  старшей группы

Действующие герои: Айболит,ведущий, лиса, Барбос, зайчиха.

Ребенок:

-Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Ребенок:

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

Ребенок:

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Ребенок:

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

Ребенок:

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке».

Ребенок:

И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки.

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеётся она и кричит:

Дети вместе:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

5. Игра «Отгадай героев сказок Чуковского»

Правила: на пол кладутся два обруча имитирующие болото, внутрь кладутся игрушки на ленточках. Вытянув героя сказки из «болота», и намотав его на ленточку, ребенок должен отнести его к соответствующему домику. Домики- картинки, на которых нарисованы иллюстрации из сказок: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Айболит», «Краденое солнце», «Тараканище».В игре могут принимать участие по три человека от каждой команды, обязательным условием –ребенок должен объяснить почему он отнес героя к той или иной картинке.

6.Д.игра «Собери картинку»

Правила :

Детям предлагаются  разрезные картинки по сказкам Чуковского .Задача ребенка за определенное время их собрать .

Картинки: самовар, муха, Айболит, телефон, велосипед, крокодил. Играют две команды, от каждой группы по три человека.

Физминутка

7.Игра «Узнай сказку по отрывку»

Правила: Дети поочередно читают друг другу отрывки из сказок и отгадывают, правильный ответ защитывается, не правильный –выщитывается балл.

Ребенок:

-Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

(«Федорино горе»)

Ребенок:

-Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

 («Мойдодыр»)

Ребенок:

-Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

(«Муха-Цокотуха»)

Ребенок:

-Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают - не зальют.

(«Путаница»)

 

8.Игра: «Кладовая»

Правила:Детям предлагается коробка –чудесниц в которой спрятаны предметы из сказок. ( мочалка, калоша, щетка ,подушка, самовар, тапки, утюг, телефон, меч, чемодан доктора, шары, спички).Соблюдая очередность команд ведущий зачитывает вопросы детям, правильные ответы защитываются . Выигрывает та команда, которая правильно ответила на все вопросы.

·        Любимое лакомство крокодила из сказки «Телефон»(калоши)

·        Что проглотил крокодил в сказке «Мойдодыр» (мочалку)

·        Чем лечил доктор бегемотиков в сказке «Доктор Айболит» (шоколадкой)

·        Чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха» (вареньем)

·        На чем ехали комарики в сказке «Тараканище» (шарике)

·        Чем крокодил тушил море в сказке «Путаница» (пирогами и грибами)

9. Раздается звонок . Дети подготовительной группы представляют инсценировку сказки«Телефон»

10.Игра «Помоги Федоре»

Правила:

Федора объясняет правила игры : дети делятся на две команды. Первая команда собирает «нужную одежду»  для Федоры, вторая сервирует стол для чаепития, подбирая нужную посуду. Выигрывает та команда, которая правильно выполнила задание.

 

Ведущий: Подведение итогов и вручение призов

Под музыку «Песня друзей» дети уходят

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Закрепить знание детей о прочитанных сказках К. Чуковского,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 41 общеразвивающего вида

Калининского района  Санкт – Петербурга

Викторина  для детей старшего возраста

«В стране сказок дедушки Чуковского»

Технологии: физминутка, подвижная игра, дидактические игры,беседа

                   Воспитатель

2014

Психолого-педагогические задачи:

  1. Познакомить детей с жизнью и творчеством К. И. Чуковского.
  2. Учить понимать юмор его произведений.
  3. С помощью сказки развивать фантазию детей
  4. Пополнять литературный багаж сказками К. Чуковского
  5. Формировать эмоциональную отзывчивость у детей в процессе чтения отрывков из сказок
  6.  Вспомнить знакомые произведения этого автора.
  7. Словарь: познакомить детей со значением слова «путаница», «переводчик».
  8. Развивать мышление, слуховое восприятие, чувство рифмы.
  9. Воспитывать интерес к литературе.
  10. Помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки

Предварительная работа: чтение произведений К.И.Чуковского, разучивание отрывков из сказок, рассматривание иллюстраций, оформление книжного уголка, рисование сказочных героев, просмотр мультфильмов

Оборудование: музыкальный центр

 Раздаточный материал:

 эмблемы ,фишки ,муляжи  фруктов и овощей, обручи, костюмы

Демонстрационный материал:

Портрет К.И.Чуковского; детские работы ;

аудиозапись «Песня Жука», песня «Друзей»

Ход викторины

В зал под музыку входят дети старшей и подготовительной групп

Ребенок:

-В детстве читать не умели мы сами,

И приставали к папе и маме.

Слушали сказки все дни на пролет;

-Про Тараканище и Крокодила,

И про Айболита и Мойдодыра,

Про Бармалея в сказочном море,

Про Телефон и Федорино горе.

Ребенок:

-Мамы и папы нам рассказали,

Что этих героев давно они знали.

Бабушки в детстве им сказки читали.

От них они этих героев узнали.

К бабушкам долго мы приставали-

Откуда они эти сказки узнали?

Ребенок:

-Бабушки вот что нам рассказали-

Сказки они эти в книжках читали.

Книжечки эти писал дед Корней-

Сказочник, критик, поэт ,чародей.

Ведущий: 

-Ребята сейчас мы с вами отправимся в страну сказок, но дорога туда не из легких. Нужно преодолеть препятствия.

1. «Игра-эстафета»

Правила игры: на полу раскладываются обручи, расставляются воротики, по команде дети должны пролезть в воротики и перепрыгнуть из обруча в обруч , пройти по скамейке и вернуться в свою команду. Все «препятствия» каждая команда совершает в определенной последовательности. Победитель получает приз.

Ведущий:

-Вот мы и в сказочной стране замечательного поэта-сказочника и писателя. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муха-Цокотуха, Бармалея, Мойдодыра . Звали этого замечательного человека Корней Иванович. Первого апреля 2012 года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 130 лет. Настоящая фамилия писателя- Николай Васильевич Корнейчуков.Все эти удивительные сказки ,написанные в стихотворной форме . Детским писателем Корней Васильевич стал случайно. Однажды заболел его сын , мальчик капризничал, стонал и плакал, и что бы успокоить малыша он стал рассказывать сыну сказку. «Жил да был крокодил, он по улицам ходил», мальчик слушал и успокаивался, на следующий день ребенок попросил повторить вчерашнюю сказку, оказывается он ее всю запомнил. Так писатель Корней Васильевич стал сказочником.

2.Игра «Угадай по буквам.»

Правила: на полу раскладываются буквы для каждой команды отдельно (количество букв девять). Выбираются два ребенка из каждой команды, играющим показываются предметы, ребенок должен назвать первую букву , найти ее среди лежащих и прикрепить на ширму. По окончанию игры на ширме выкладывается слово обозначающее псевдоним писателя «Чуковский».

Выигрывает та команда, кто правильно  соберет слово.

3.Игра «Чудо-дерево»

Правила: Предлагается рассмотреть иллюстрации из сказок К.И.Чуковского, которые висят на « Чудо-дереве». На дереве висят только обложки книг, к ним нужно подобрать соответствующие картинки.  Участникам игры двух команд раздаются иллюстрации. Первая команда зачитывает отрывки к сказкам, а вторая должна угадать к какой сказке относится этот отрывок и повесить в нужную книжку:

-Волки от испуга скушали друг друга.

Бедный крокодил жабу проглотил,

А слониха вся дрожа, так и села на ежа…( «Тараканище»)

-Долго,долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами и блинами,

И сушеными грибами. («Путаница»)

-Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

Но пузатый от меня

Убежал как от огня…(«Мойдодыр»)

-…Но не слушали газели

И по-прежнему галдели:

-Неужели, в самом деле

Все качели погорели?

Что за глупые газели!...(«Телефон»)

-А рядом прикорнула

Зубастая акула,

Зубастая акула

На солнышке лежит…(«Айболит»)

-А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет

И чайник сказал утюгу

Я больше идти не могу…(«Федорино горе»)

-Солнце по небу гуляло.

И за тучку забежало.

Стало заиньке…темно…(«Краденое солнце»)

Ребенок:

-Всех на свете он добрее

Лечит птичек и зверей

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Он известен, знаменит

Кто же это? (Айболит)

Ведущий:

-Сегодня к нам пришли гости, встречайте!

4.Сценка «Доктор Айболит»

Выходят дети  старшей группы

Действующие герои: Айболит,ведущий, лиса, Барбос, зайчиха.

Ребенок:

-Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

Ребенок:

И пришла к Айболиту лиса:

«Ой, меня укусила оса!»

И пришёл к Айболиту барбос:

«Меня курица клюнула в нос!»

Ребенок:

И прибежала зайчиха

И закричала: «Ай, ай!

Ребенок:

Мой зайчик попал под трамвай!

Мой зайчик, мой мальчик

Попал под трамвай!

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

Ребенок:

И сказал Айболит: «Не беда!

Подавай-ка его сюда!

Я пришью ему новые ножки,

Он опять побежит по дорожке».

Ребенок:

И принесли к нему зайку,

Такого больного, хромого,

И доктор пришил ему ножки.

И заинька прыгает снова.

А с ним и зайчиха-мать

Тоже пошла танцевать.

И смеётся она и кричит:

Дети вместе:

«Ну, спасибо тебе, Айболит!»

5. Игра «Отгадай героев сказок Чуковского»

Правила: на пол кладутся два обруча имитирующие болото, внутрь кладутся игрушки на ленточках. Вытянув героя сказки из «болота», и намотав его на ленточку, ребенок должен отнести его к соответствующему домику. Домики- картинки, на которых нарисованы иллюстрации из сказок: «Федорино горе», «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха», «Телефон», «Айболит», «Краденое солнце», «Тараканище».В игре могут принимать участие по три человека от каждой команды, обязательным условием –ребенок должен объяснить почему он отнес героя к той или иной картинке.

6.Д.игра «Собери картинку»

Правила :

Детям предлагаются  разрезные картинки по сказкам Чуковского .Задача ребенка за определенное время их собрать .

Картинки: самовар, муха, Айболит, телефон, велосипед, крокодил. Играют две команды, от каждой группы по три человека.

Физминутка

7.Игра «Узнай сказку по отрывку»

Правила: Дети поочередно читают друг другу отрывки из сказок и отгадывают, правильный ответ защитывается, не правильный –выщитывается балл.

Ребенок:

-Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму».

(«Федорино горе»)

Ребенок:

-Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

 («Мойдодыр»)

Ребенок:

-Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца, где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

(«Муха-Цокотуха»)

Ребенок:

-Прибегали два курчонка,

Поливали из бочонка.

Приплывали два ерша,

Поливали из ковша.

Прибегали лягушата,

Поливали из ушата.

Тушат, тушат - не потушат,

Заливают - не зальют.

(«Путаница»)

8.Игра: «Кладовая»

Правила:Детям предлагается коробка –чудесниц в которой спрятаны предметы из сказок. ( мочалка, калоша, щетка ,подушка, самовар, тапки, утюг, телефон, меч, чемодан доктора, шары, спички).Соблюдая очередность команд ведущий зачитывает вопросы детям, правильные ответы защитываются . Выигрывает та команда, которая правильно ответила на все вопросы.

  • Любимое лакомство крокодила из сказки «Телефон»(калоши)
  • Что проглотил крокодил в сказке «Мойдодыр» (мочалку)
  • Чем лечил доктор бегемотиков в сказке «Доктор Айболит» (шоколадкой)
  • Чем угощали бабочку в сказке «Муха-цокотуха» (вареньем)
  • На чем ехали комарики в сказке «Тараканище» (шарике)
  • Чем крокодил тушил море в сказке «Путаница» (пирогами и грибами)

9. Раздается звонок . Дети подготовительной группы представляют инсценировку сказки«Телефон»

10.Игра «Помоги Федоре»

Правила:

Федора объясняет правила игры : дети делятся на две команды. Первая команда собирает «нужную одежду»  для Федоры, вторая сервирует стол для чаепития, подбирая нужную посуду. Выигрывает та команда, которая правильно выполнила задание.

Ведущий: Подведение итогов и вручение призов

Под музыку «Песня друзей» дети уходят


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивный досуг для детей старшего возраста "В стране дорожных знаков"

На улицах дети и взрослые становятся участниками дорожного движения. И очень важно знать, и строго соблюдать правила дорожного движения, только так мы можем защитить себя от опасности на дороге.«В стр...

Презентация для детей старшего возраста "Наша страна-Россия"

В данной презентации мы знакомим детей со столицей России, символами государства, президентом и со словом родина в игровой форме....

Сценарий развлечения для детей старшего возраста «Цветочная страна».

Сценарий развлечения преднозначен для детей старшей группы "Цветочная страна" С помощь данного развлечения дети совершенствуют умения и навыки полученые на музыкальных занятии, а также на фи...

Спортивное развлечение для детей старшего возраста «В стране дорожных знаков».

Цель мероприятия:Прививать детям устойчивые навыки безопасного поведения на дороге.Закрепить правила дорожного движения.Задачи:-Формировать умение ориентироваться в пространстве.-Закрепить умение расп...

Развлечение для детей старшего возраста "Глиняная страна"

Чтобы закрепить в игровой форме знания детей о русских народных промыслах из глины, привить любовь к народному творчеству и традициям,  предлагаю Вашему вниманию сценарий данного развлечения....

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей старшего возраста "В стране геометрических фигур»

Цель:  закрепление и совершенствование знаний детей  о геометрических фигурах и форме предметов; усвоение соотношения целого и части....