(Познавательное развитие+рисование) с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшей группы." В стране сказок".
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Калашникова Наталия Николаевна

Предварительный просмотр:

Программное содержание.

Формировать у детей представление об абстрактном понятии «доброта». Закрепить умение отличать предметы по величине, отражая выводы в речи(большой, средний, маленький, больше чем, меньше чем и т.д) Привести детей к понятию, что доброта и зло присутствуют в сказках.

Развивать способность к фантазированию на основе сюжета знакомой  сказки. Развивать навыки связной речи. Развивать элементы диалектического мышления через использование  игр на противоречия («хорошо - плохо»).

Материал: разноцветные ленты, клубок, платок, игрушки – дед, бабка, медведь, волк, заяц, лиса, колобок – фланелеграф, аудиозапись  песенки колобка, «волшебная дорожка», альбомные листы, цветные карандаши.

Ход занятия.

Упражнение «Тишина»: дети стоят по кругу. У воспитателя в руках разноцветные ленты, связанные одним концом. Второй конец каждый ребенок держит в руках.

-Тихо-тихо, тишина. По чудесным ленточкам посылаю вам подарки: Насте - сердечность, Диме - вежливость, Саше – радость, Владику – веселье, Жене – мудрость, Антону –  нежность, Ане – смелость, Диме – доброту, Тане – ласку, Айнуру – храбрость.

Тишина – слышно, как капает из крана вода. Что вы еще слышите? (тикают часы, гудят лампы и т.п).  А можно ли услышать самого себя? –Да. – А как это сделать? (Варианты ответов детей). А я научу вас слушать самого себя по – другому. Приложите правую руку к груди. Что вы чувствуете? Да, сердце бьется. Сердце бьется в груди каждого человека. Придумайте определения, которыми можно ответить на вопрос: какое сердце? (Здоровье, горячее, ласковое, молодое, отважное и т.п.) А можно ли сказать доброе у человека сердце или злое? Как вы думаете? Какое сердце лучше иметь: доброе или злое? (Доброе). Ну, хорошо, я рад, что вы все хотите иметь доброе сердце, быть добрыми людьми.

И я предлагаю вам отправиться вместе со мной в волшебную страну добра и зла. Как вы думаете, что это за страна? Я немного подскажу вам: в этой стране происходят чудеса, волшебные превращения, там умеют разговаривать не только люди, но и звери. В этой стране есть и зло, но добро всегда оказывается сильнее зла. Что это за страна? Правильно, сказка. Вспомните слова из песни, которую мы недавно разучивали:

Золушку выручит Фея,

Не станет Горыныча змея,

Жадность Кощея погубит…

А самые важные, главные слова  в этой песне какие? Правильно:

Пусть зло на проделки хитро,

Но все ж побеждает добро!

Пора отправляться в путь. Но прежде хочу напомнить вам правила поведения в сказочной стране: не шуметь, не толкаться, не трогать ничего руками без разрешения, ведь в сказке может произойти все, что угодно. А добраться до сказки нам поможет волшебный клубок. Куда клубок покатиться, туда нам и идти.( По веревочной тропинке воспитатель с детьми подходят к столу, где стоят игрушки, прикрытые платком).

Воспитатель говорит:

-Тише, дети, не шумите,

Чудо - сказку не будите!

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем сказку начинать!

Платок снимается. Дети называют  игрушки, которые они видят:

 - бабка,  дед, заяц, волк, медведь, лиса.

-Вы догадались, из какой они сказки?

-Да, «Колобок» (Если не догадались показать книжку).

-По- моему, кого- то здесь не хватает. Кого же?- Колобка.

-Где же он? Давайте поищем. Голос его, слышен. (Звучит песенка колобка – аудиозапись). Самого колобка что- то нигде не видно. Но он где- то рядом.

( Дети ищут Колобка, находят его на фланелеграфе).

-Вот он! Молодцы! Нашелся, наконец- то Колобок. Давайте с ним поиграем.

( Проводится физкультминутка, слова с движениями повторяются 2 раза).

Жил да был колобок. На печи он спать не мог,

И на месте не сидел - У него ведь много дел:

Прыгать с зайкой по дорожкам, Уносить от волка ножки,

С мишкой по лесу бродить, в чаще средь ветвей кружить,

То тропинка узкая, То тропа широкая, Колобок за мишкою

Ножка в ножку топает. Бегать, прыгать, кувыркаться,

С боку на бок покачаться, За день надо все успеть

И лису не проглядеть!

И вот наш непоседа Колобок оказался на «волшебной дорожке», на которой поселился размер.

C:\Users\админ\Downloads\мяч теннисный.jpg

C:\Users\админ\Downloads\шифонер.jpg

        

C:\Users\админ\Downloads\домик.jpg

Каким по размеру, стал Колобок? (Показать теннисный мячик).

Да, размером с мячик. Какими еще словами, можно сказать про размер Колобка? ( Маленький, малюсенький, самый маленький, крохотный). Хорошо это или плохо? Почему?

Хорошо: - меньше муки уйдет, чтобы испечь;

                 - малюсенького колобка звери могут и не заметить;

                 - быстрее катиться и т.п.

Плохо:     -не наешься;

                 -можно не заметить, нечаянно наступить и раздавить;

                 -маленькому колобку трудно катиться среди травы по лесной        тропинке;

                 - другие варианты ответов детей.

Покатился наш Колобок дальше. И вдруг…стал размером с шифоньер. Значит, каким он стал?  Правильно, большим, огромным. Ребята, хорошо быть Колобком размером с шифоньер? Да, это и хорошо, и плохо. Почему хорошо?

-наделает много шума;

- испугает зверей;

- звери не решаться такому Колобку  сказать: «Я тебя съем!»

А почему плохо быть колобком с размером с шифоньер?

- на такого Колобка, придется истратить очень много продуктов;

- испечь невозможно в обычной печке или духовке.

Катится  Колобок дальше. ( Воспитатель передвигает Колобка по «волшебной дорожке», лежащей на полк). И опять случилось чудесное превращение. На этот раз Колобок стал с размером с дом. Хорошо это или плохо?

Хорошо? Почему?

- опять своим видом вызовет страх у всех, кому он встретится;

- некто его не сможет съесть;

- благодаря своему громадному размеру будет путешествовать без опаски где захочется;

- не будет у Колобка врагов.

- трудно такому Колобку уместиться на узкой лесной тропинке;

- на своем пути будет разрушать все;

- погубит мелких зверушек и птиц;

- растопчет ягоды, грибы, цветы;

- нанесет вред природе.

Правильно! Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, как испечь Колобок размером с дом?

- надо будет привезти целый грузовик муки;

- самому тоже стать огромным;

- позвать на помощь много людей.

А как лисе съесть Колобка размером с шифоньер?

- по маленьким кусочкам;

- лисе тоже стать размером с шифоньер или даже больше.

Как вы думаете, что сказал бы заяц, встретив Колобка размером с дом?

- я тебя боюсь;

- не буду я тебя есть;

- уйди с моей дороги;

- спасите;

- он меня самого съест.

Вот и закончилось путешествие Колобка по «волшебной дорожке». Пора ему возвращаться в свою сказку. А мы ненадолго задержимся в сказочной стране. Я предлагаю вам превратиться в художников. Сегодня мы с вами придумаем новую сказку про Колобка. В ней Колобок будет не обычный, а размером с теннисный мячик, или размером с шифоньер, или же с размером с дом, кому какой размер понравился. Можете нарисовать как ваш малюсенький или огромный Колобок укатился от бабушки с дедушкой, встретился с зайцем, волком, медведем или лисой. Возьмите альбомные листы, и приступайте к рисованию. ( Рисунки дети выполняют цветными карандашами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры с использованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей старшего дошкольного возраста.

Обучающий материал для развития творческих способностей и воображения старших дошкольников....

Конспект НОД с детьми подготовительной группы «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Для реализации задач по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования я использовала следующие технологии:- развивающего обучени...

Презентация «Аквариумные рыбки» к непосредственно образовательной деятельности «Наблюдение за аквариумной рыбкой» по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, экспериментирования

Данная презентация была составлена к непосредственно образовательной деятельности "Наблюдение за аквариумной рыбкой" по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ, мнемотехники, э...

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группе Тема: «Волшебное путешествие колобка»

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) с использованием элементов ТРИЗ в подготовительной к школе группеТема: «Волшебное путешествие колобка»...

Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации иссл...

Конспект обобщающего итогового занятия по теме «Свойства предметов» с использованием элементов ТРИЗ «Мир маленьких человечков» в старшей группе

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром, тема "Свойства предметов". Цель - закрепление представлений о свойствах веществ - жидких, твердых, газообразных....

Конспект образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию с использованием элементов ТРИЗ в интеграции образовательных областей в рамках ФГОС для детей 5-6 лет группы общеразвивающей направленности: « Осень – волшебная пора»

Интеграция образовательных областей:  развитие речи, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.ЦельОбобщать и закреплять представления детей о характер...