Пример составления техкарты к НОД по формированию познавательно-исследовательской деятельности с использованием элементов опытно-экспериментальной технологии. Для детей средней группы. "Живые краски."
план-конспект занятия (средняя группа)

Оппенгейм Елена Николаевна

Данный материал поможет педагогам правильно, в виде технологической карты, оформить конспект НОД и предоставит возможность познакомится с использованием нестандартного подхода  к организации исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta.docx37.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ННОД

по освоению образовательной  области познавательно-исследовательская деятельность.

(указать ведущую образовательную область)

Возрастная группа средняя группа (4-5 лет)

ФИО (педагога) Оппенгейм Елена Николаевна

Должность: воспитатель

Квалификационная категория: высшая

Тема:                    «Где природа прячет свои краски?»

Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая, социально-коммуникативная, речевая.

Программные задачи:

Образовательные: - познакомить с историей появления красок; - расширять знания о многообразии мира красок; - систематизировать знания о присутствии разных красок в каждом из времен года (игровой прием «Подбери цвет времени года», показ картинок (през.)

 Развивающие: - развивать аналитические способности – рассуждать, высказывать свои мысли, аргументировать доводы (прием «вопрос-ответ»).

 Воспитательные: - воспитывать культуру поведения, умение работать в команде, аккуратность в самостоятельной экспериментальной деятельности (объяснение, показ.)

 Способы организации детей: полукругом, сидя, стоя.

(например: полукругом, буквой П, ленточным способом, сидя, стоя  и т.д.)

Оборудование: медиа установка, картинки, геометрические фигуры, столы, стулья, заготовки для росписи, овощи, фрукты.

Словарная работа: обогащение словарного запаса: «наскальный рисунок», «полотно».

Предварительная работа: рассматривание репродукций ( времена года), чтение познавательной литературы («Кто это? Что это? Зачем это?». Рисование нетрадиционной техникой «примакивание».

Ход НОД:

Этап

Длительность

Задачи этапа

Методы, формы, приемы

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Результат

(ожидаемый)

1.

 Открытый вход в деятельность (психологический настрой)

- настроить детей на предстоящую деятельность;

- создать положительный эмоциональный фон;

- вызвать желание заинтересованности.

Сюрпризный момент;

«вопрос-ответ»;

Игровой.

Неожиданно звучит музыка, воспитатель предлагает детям посмотреть на экран и выстраивает диалог.

Дети, услышав музыку, обращают внимание на экран.

Рассматривают картинки, вступают в диалог с воспитателем.

Заинтересованность детей предложенной темой, желание рассуждать.

2.

Вводно-организационный

- предложить детям тему для обсуждения;

- вызвать желание давать ответы на вопросы.

Вводная беседа, показ презентации.

Педагог предлагает детям «погрузиться» в яркий мир красок и узнать историю их появления.

Дети рассматривают картинки, задают вопросы, высказывают свои предпочтения.

Желание детей узнать о казалось бы хорошо знакомом им мире красок.

3.

Мотивационно-побудительный

- мотивировать детей к поисковой деятельности;

- вызвать желание совершить открытие.

Создание проблемной ситуации: «Кто раскрасил траву, небо, деревья?» «Где природа прячет свои краски?»

Педагог предлагает детям поразмышлять, высказать свои предположения по поставленной проблеме.

Дети высказывают свои мысли, выполняют игровое командное задание.

На основании выполненного задания, появляются выводы подкрепляющие имеющиеся знания.

4.

Восприятие и усвоение нового (или расширение уже имеющихся представлений)

- дать знания о появлении первых красок в жизни человека;

- расширить представление о многообразии красок вокруг нас;

- предложить поразмышлять над проблемой появления «живых красок».

Активация самостоятельного мышления:  Фантазирование, поиск решения проблемной ситуации,  сюрпризный момент (определи на вкус)

Педагог предлагает детям самостоятельно заняться поиском объекта исследования.

Дети работают в командах, капитаны команд определяют объект исследования. Затем дети сообща определяют обсуждают результат.

Получение новых знаний, пополнение имеющейся информации.

5.

Динамическая пауза

- обеспечить смену вида деятельности, направленную на укрепление здоровья.

Физминутка (сочетание стихв с движениями)

Педагог совместно с детьми выполняет динамические движения.

Дети произносят стихотворный текст сопровождая его движениями.

Создание хорошего настроения, и желания продолжать деятельность.

6.

Практическая работа

- предложить в экспериментальной деятельности доказать предположение;

- развивать мелкую моторику.

Практическая работа выполняется коллективно, используется прием показа способа выполнения опытной деятельности.

Педагог участвует в работе, оказывает необходимую помощь.

Дети экспериментируют в рисовании картины при помощи фруктов и овощей, используя знакомый прием-примакивание.

Готовый продукт – картина нарисованная «живыми красками».

7.

Открытый выход из деятельности

Рефлексия

- закрепить полученные знания;

- научить описывать полученный результат деятельности, высказывать свое мнение.

Обсуждение результатов: положительная оценка всех выполненных работ.

Мотивация на другой вид деятельности: «А как природа превращает листья в разноцветные?». ( прием постановки вопроса).

Педагог обобщает материал предложенный детям в ходе НОД, позитивно оценивает продукт детской деятельности.

Дети описываю свои работы и полученные в ходе деятельности эмоции.

Закрепить желание самостоятельно добывать путем опытной деятельности.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 87

Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности по формированию познавательно-исследовательской  деятельности.

С использованием элементов  опытно-экспериментальной технологии

Для детей среднего возраста

Тема: «Живые краски»

Составила и провела воспитатель Оппенгейм Елена Николаевна.

Санкт-Петербург

2019

Цель: развитие  познавательных процессов в системе комфортного взаимодействия с педагогом и другими  детьми.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить с историей появления красок;
  2. Расширять знания о многообразии мира красок;
  3. Систематизировать знания о присутствии разных красок, в каждом из времен года.

Развивающие:

  1. Развивать аналитические способности;
  2. Учить рассуждать, высказывать свои мысли.
  3. Развивать умение добиваться желаемого результата.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру поведения, умение работать в команде;
  2. Воспитывать аккуратность в самостоятельной экспериментальной деятельности.

Организация детских видов деятельности: игровая-командная организация.

Виды детской деятельности и формы совместной деятельности взрослых и детей: игровая (игра-фантазирование, игра-задание «Подбери цвеа для времен года» др.), коммуникативная (беседа, ситуативный разговор,  и др.), трудовая (труд).

Пособия: презентация, геометрические фигуры тематические картинки.

Материалы: полотно(заготовка для картины) – 16шт; кусочки овощей и фруктов ( виноград, киви, апельсин, свекла); влажные салфетки; кусочки фруктов на шпажках, опознавательные картинки ( времена года – 4 шт., на веревочках)

Приемы: стимулирующие познавательный интерес детей: новизна, использование ИКТ, занимательный сюжет, развивающие задания.


Ход образовательной деятельности

Этап образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Вводная часть

(Организационный момент)

Дети входят в зал, стоят свободно рядом с воспитателем.

Воспитатель предлагает поздороваться с гостями.

В:Ребята, я приготовила для Вас сюрприз!

Дети входят в зал и здороваются с гостями. Дети беседуют с педагогом.

Вводная часть (мотивационный момент)

Дети стоят свободно рядом с воспитателем. Лицом к гостям.

Воспитатель подготовил оборудование для показа презентации.

Звучит таинственная музыка. Дети поворачиваются на звук, и смотрят на экран. На экране любимый детский персонаж – «Фиксик», озадачен проблемой.

В: «Ребята, я приготовила для Вас две картинки. Какая из них Вам нравится больше? Почему?»

В: «А Вы любите рисовать?»

Дети отвечают на вопрос. Поясняют, рассуждают.

Основная часть

1.Проблемная ситуация

2.Ориентирование на исторические данные.

3.Игра «Подбери цвет для времени года».

4.Проблемная ситуация. Опытная деятельность.

Физкультминутка

Заключительная часть.

Рефлексия

Дети свободно стоят, при желании садятся на  ковер. Ведет беседу с детьми.

Побуждает к решению проблемной ситуации.

Дети узнают об истинном происхождении красок, что отражается в презентации.

Вторая проблемная ситуация для детей.

Дети разделяются на 4 команды, соответственно временам года, получают «значок» сезона.

Капитаны команд на вкус, по очереди определяют в чем природа прячет свои краски.

Дети располагаются свободно для выполнения упражнений.

Детям предлагается занять места за столами для продуктивной деятельности – эксперимента.

Дети могут свободно перемещаться.

  1. Проблемная ситуация:

В: «Когда-то давно люди тоже хотели рисовать, но ни карандашей, ни красок еще не было. Как Вы думаете, откуда у людей появились краски?            

  1. Ориентирование детей на историческое происхождение красок.

В: Ребята, оказывается люди научились добывать краски из корней растений, глины, песка (данная информация отражена в картинках презентации в сопровождении мульт. персонажа).

В: Ребята вокруг нас много разных красок, их создали люди, а кто, как Вы думаете, раскрасил небо, траву, деревья?

В: Ребята, я предлагаю Вам из множества разноцветных кружков выбрать кружки того цвета, который по Вашему мнению встречается в Вашем времени года.

В: Ребята, капитаны команд  назвали то что попробовали – это виноград, апельсин, киви и свекла ( на экране Фиксик предлагает изображения угаданных детьми фруктов и овощей). Детям предлагается классифицировать картинки.

Разбросала осень листья,

Разукрасила их кистью,

Мы в осенний сад пойдем.

Букет листьев соберем,

Лист кленовый, лист осинки,

Лист березы, лист рябинки,

Тополиный рыжий лист,

На дорожку спрыгнул вниз.

В: Ребята, я предлагаю Вам попробовать создать картину при помощи красок, которые природа спрятала во фруктах, овощах и ягодах. Попробуем?

В: Ребята сегодня нам с Вами удалось разгадать одну из тайн природы. Мы узнали, что природа прячет свои краски не только в корнях растений в песке или глине, но и еще в чем? Посмотрите, какие удивительные картины у нас получились! Молодцы, Вы очень постарались!

Предлагаю Вам и дома попробовать нарисовать картину «живыми красками», только не съешьте их.

 Дети высказывают свои предположения.

Дети с интересом воспринимают информацию.

Дети пытаются разобраться в проблеме и ответить на вопрос.

Дети расходятся за 4 стола, на которых находится символ сезона и выкладывают кружки того цвета, который по их мнению есть в данном сезоне.

Капитаны выполняют задание, и потом команды вместе обобщают картинки ( фрукты, овощ, ягода).

Все стихотворные строчки сопровождаются движениями.

Дети раскрашивают силуэт кленового листа, используя метод примакивания, кусочкам фруктов, ягод и овощей.

Дети вспоминают о совершенном открытии. Участвуют в обсуждении своей деятельности.

 

Используемая литература:

  1. Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова Развитие познавательных способностей дошкольников. – Мозаика-синтез.,-2017
  2. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, - Мозаика-синтез.,- 2018
  3. Н.Ф.Губанова Развитие игровой деятельности. Мозаика-синтез.,- 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования. Тема: Использование элементов логоритмики для развития речи детей среднего дошкольного возраста, имеющих нарушение речи.

Преодоление речевого нарушения у детей путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы, моторики и речи, через музыкально-логоритмическую деятельность....

Образовательная деятельность с элементами здоровье сберегающих технологий. Для детей средней группы.

Методическая разработка музыкально образовательной деятельности....

Конспект НОД деятельности по экологии для детей средней группы «Живая и неживая природа»

формирование у детей представлений  об объектах живой и неживой природы, о неразрывной связи человека с природой....

Проект «Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников через опытно-экспериментальную деятельность»

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интер...

Конспект НОД для детей средней группы "Живая и неживая природа"

Дети учатся различать объекты живой и неживой природы, устанавливать связь между объектами живой и неживой природы. Развиваются психические процессы: память, внимание, речь, мышление. Воспит...

Конспект непосредственно образовательной деятельности /по формированию элементарных математических представлений/ с использованием ИКТ по сказке «Колобок» для детей среднего дошкольного возраста.

Цель. Формирование элементарных математических представлений, через персонажей сказки «Колобок».Задачи:Обучающие:• Сформировать у детей представления о геометричес...

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Живая и неживая природа»

Конспект образовательной деятельности для детей средней группы «Живая и неживая природа» Цель: формирование у детей представлений  об объектах живой и неживой природы, о нер...