Лингвистические основы в формирования фонетической стороны речи........
статья по развитию речи (средняя группа)

Лингвистическая  основа -  это методика  учения о языке, как знаковой системе. Без нее невозможно обучать речи и языку, не учитывая его специфики. Процесс обучения дол­жен основываться на понимании сущности и отличитель­ных черт языковых явлений. Языкознание рассматривает язык как систему в единстве всех его уровней: фонетичес­кого, лексического, словообразовательного, морфологичес­кого, синтаксического
        Является показателем общей культуры речи, соответствия речи говорящего произноси­тельным нормам.
Под фонетической стороной речи понимают произнесение зву­ков как результат согласованной работы всех отделов речедвигательного аппарата, а так же понимают способность различия фонем родного языка.
        В овладении речью главная роль принадлежит слуху. Одно­временно с развитием слуха у ребенка появляются голосовые реакции: разнообразные звуки, различные звукосочетания и сло­ги. В 2—3 мес. у ребенка возникает гуление, в 3 - 4 мес. - лепет. В данном возрасте происходит первичное развитие фонематиче­ского слуха: ребенок прислушивается к звукам, отыскивает ис­точник звука, поворачивает голову к говорящему.
      К 6 мес. в лепете ребенка появляются четкие звуки, но они еще недостаточно устойчивы и произносятся в коротких звукосочета­ниях. Среди гласных ясно звучит звук а, среди согласных - п, б, м, к, т. В это время ребенок хорошо понимает интонацию взрос­лого и реагирует на тон голоса.
К году ребенок хорошо произносит простые по артикуляции звуки: гласные - а, у, и и согласные - п, б, м, н, т, д, к, г.
       Развитие и становление произношения у всех детей происхо­дит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие — меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов ар­тикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать. Об этом не раз писал в своих работах  А. И.Мак­саков.
      На втором году жизни дети начинают активно произносить звуки э, ы, и, но твердые согласные у них звучат как мягкие — ть, дь, сь, зь. У них возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развивается понимание речи других. К это­му времени ребенок начинает активно и самостоятельно употреб­лять в речи простые по структуре слова.
       На третьем году жизни подвижность артикуляционного аппа­рата повышается, но произношение ребенка еще не соответству­ет норме. В этом возрасте ребенок пытается приблизить свое про­изношение к общепринятому, трудные по артикуляции звуки он заменяет простыми. Например, звук ц заменяется звуком ть или сь, звуки ч и щ — звуками ть и сь соответственно, звуки л и р — звуком ль или й, шипящие и твердые свистящие — тъ, дъ. К трем годам четко оформляется артикуляция губно-зубных: ф, в и фь, вь. Фонематическое восприятие в это время уже хорошо развито: дети почти не смешивают слова, близкие по звучанию, и пытаются сохранить слоговую структуру слова.
      На четвертом году жизни происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата, движения мышц становятся более координированными. В речи появляются твердые согласные, ши­пящие звуки, правильно произносятся слова со стечением не­скольких согласных. В это время дети отмечают ошибки в произ­ношении других, легко различают близкие по звучанию звукосо­четания и слова, т. е. у них происходит дальнейшее развитие фо­нематического восприятия.
     На пятом году жизни у детей увеличивается подвижность арти­куляционного аппарата. Большинство детей правильно произно­сят шипящие звуки, сонорные — л, р, рь, у некоторых из них остается неустойчивым произношение свистящих и шипящих зву­ков, они взаимозаменяются. В простых словах дети четко произно­сят данные группы звуков, а в сложных и малознакомых — заме­няют.
        Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенству­ются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук, различают повышение или понижение громкости речи и замедление или ускорение темпа.
К шести годам дети способны правильно произносить все зву­ки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов, дифферен­цировать близкие по звучанию фонемы.
Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни максимально приближается к речи взрослых, с учетом норм ли­тературного произношения.
          Как правило, ребенок имеет достаточно развитое фонематиче­ское восприятие, владеет некоторыми навыками звукового анализа (определяет количество и последовательность звуков в слове), что является предпосылкой к овладению грамотой.
К моменту поступления в школу у ребенка сформирова­но звукопроизношение, хорошо развиты все стороны речи, что дает  возможность успешно овладевать программным материа­лом в школе.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование фронтальных (групповых) занятий по формированию фонетической стороны речи, лексико-грамматических категорий, развитию связной речи с детьми с ОНР (первый год обучения) в старшей логопедической группе

Календарно-тематическое планированиефронтальных (групповых) занятийпо формированию фонетической стороны речи,лексико-грамматических категорий,развитию связной речис детьми с ОНР (первый год обуч...

Конспект открытой итоговой непосредственно образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи «Мягкие и твердые согласные»

Тема. Мягкие и твердые согласныеЗадачи:1.Закреплять представления детей о пройденных звуках и буквах(гласных и согласных, твердых и мягких согласных).2. Продолжать учить детей различать твердые и мягк...

Конспект занятия по формированию фонетической стороны речи с использованием социоигровых приемов Тема: «Поспешим на помощь…» Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи (дети 6-7лет)

Задачи:ü  учить давать характеристику звукам [С], [Ш] в сравнительном плане;ü  закрепить умение делить слова на слоги, определять место звука в слове, дифференцировать звуки [С],[Ш];ü  ...

проведение организованной образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: звук Щ

Проведение организованной образовательной  деятельности по формированию фонетической стороны речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием реч...

Календарно-тематическое планирование подгрупповых логопедических занятий по формированию лексико-грамматических представлений, развитию связной речи и формированию фонетической стороны речи в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи

В публикации представлено последовательное прохождение лексических тем, формирование лексико-грамматических представлений, развитие связной речи, обучение навыкам звукового анализа и синтеза с постепе...

План-конспект образовательной деятельности по формированию фонетической стороны речи в подготовительной к школе группе «В мире звуков. Звуки речи. Слова»

Приоритетная образовательная область: «Речевое развитие» – логопедическая коррекция.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-комму...