Развитие речи у младших дошкольников посредством малых форм фольклора
проект по развитию речи (средняя группа) на тему

Ельцова Анастасия Владиславовна

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи), поэтому я выбрала методическую тему «Развитие речи младших дошкольников посредством малых форм художественной литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor.docx85.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 120» города Кирова

Развитие речи у младших дошкольников посредством малых форм фольклора

Работу выполнила
Ельцова А. В.
воспитатель МКДОУ № 120

2 младшей группы № 5 «Василек»

2013 год

План

I. Введение

1) Актуальность темы.

2) Теоретическое обоснование.

3) Цель и задачи проекта.

4) Прогнозирование результата.

II. Содержание работы

1) Пути реализации работы по развитию речи посредством малых форм фольклора в младшем дошкольном возрасте.

2) Методы и приемы развития речи посредством малых форм фольклора.

3) Система работы по развитию речи посредством малых форм фольклора.

III. Результат работы по развитию речи посредством малых форм фольклора.

IV. Перспектива работы по развитию речи посредством малых форм фольклора.

V. Список методической литературы

VI Приложения


  1. Введение

1). Актуальность темы

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи), поэтому я выбрала методическую тему «Развитие речи младших дошкольников посредством малых форм художественной литературы»

2). Теоретическое обоснование.

Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Ф.А.Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова,  Н.В. Казюк и др. Теоретики-педагоги и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.

Л.В. Градусова отмечает, что значительная роль в решении задач литературного образования дошкольников принадлежит фольклору, в том числе малым формам фольклора. Богатые возможности фольклора в решении задач нравственного, эстетического, умственного развития дошкольников отмечали педагоги прошлого и современности (К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Н.С.Карпинская, А.П.Усова, Е.А.Флёрина).

Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Изучение психолого-педагогической и методической литературы показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и методический материал по ознакомлению дошкольников с фольклорными произведениями. В специальных педагогических исследованиях выявлены возможности фольклора в развитии образности речи (О.В.Акулова, Р.П.Боша, Н.В.Гавриш, О.Н.Сомкова), словесного творчества (С.В.Теплицына, М.Ф.Фадеева).

В большинстве исследований ознакомление с фольклором изучается на материале сказок. Теоретические и методические аспекты проблемы ознакомления с малыми фольклорными формами изучены в меньшей степени (Р.П.Боша, Н.В.Гариш, О.Н.Сомкова, Н.В.Самсонюк).

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

  1. отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;
  2. формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;
  3. использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);
  4. создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Таким образом, ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Родители и воспитатели должны наполнять жизнь ребенка светом добра и ласки, способствовать обогащению среды, в которой он растет. И несомненно, что в результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

В работе с детьми раннего возраста необходимо учитывать следующие моменты:

1. ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания;

2. в совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и обучения;

3.Содержание материала должно соответствовать детскому опыту;

4. Необходимо контролировать уровень сложности предлагаемого материала;

5. Необходимо контролировать длительность занятия.

3). Цель и задачи по развитию речи
посредством малых форм фольклора.

Цель: развитие всех компонентов устной речи дошкольников, формирование чувства любви к художественному слову.

Задачи:

  1. Учить воспринимать детей разнообразные формы фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки, сказки.
  2.  Вызвать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества.
  3. Побуждать детей использовать произведения фольклора в различных видах деятельности (игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.)
  4. Развивать у детей младшего дошкольного возраста память, внимание, мышление через заучивание разнообразных форм фольклора.

4). Прогнозирование результата

Вся проделанная работа позволит:

  • повысить у детей уровень слуховой памяти, внимания, речи;
  • развить способность различать формы художественной литературы;
  • сформирует уважение и бережное отношение к книгам у детей;
  • повысить у детей интерес к заучиванию наизусть и рассказыванию по желанию произведений художественной литературы;
  • сформирует способность у детей умения выразительно читать наизусть, раскрывать характер и настроение героев, передавать эмоциональный фон;
  • использовать детьми самостоятельно малых форм фольклора в игровой деятельности.

  1. Содержание работы

1). Пути реализации работы по развитию речи
посредством малых форм фольклора
.

повышение профессионального уровня

создание условий в группе

повышение педагогической грамотности родителей

дети

-изучение литературы,

-создание картотеки по малым формам фольклора

-картотека иллюстраций,

-приобретение книг с произведениями,

-подбор игрушек и игровых материалов,

-подбор дидактических игр.

-создание буклетов

-внесение в группу книг, иллюстраций

2). Методы и приемы развития речи
посредством малых форм фольклора.

Я использую следующие приемы и методы развития речи на материале фольклорных произведений.

  1. Беседа после чтения. Она должна строиться так, чтобы дети смогли понять и почувствовать идейное содержание, художественные достоинства того или иного жанра, чтобы литературные образы надолго запомнились ребёнку.

Правильно поставленный вопрос заставляет детей думать, размышлять, самим делать выводы, глубже осознавать нравственную сущность фольклорного произведения и в то же время замечать красоту художественной формы. Однако беседа не должна разрушать впечатлений, возникающих у ребёнка в процессе слушания текста.

Пример, беседа после чтения русской народной сказки «Лисичка – сестричка и серый волк».

1) Для расширения представления детей о героях произведения, я задаю вопрос-Кто главные герои сказки?

2) Для привлечения внимания к эмоциональному состоянию героя – Лиса-какая она?

3) Для обеспечения активности, желания поделиться своими впечатлениями -Расскажите, какой вы представляете себе лису?, Какой эпизод в сказке вам запомнился больше других?

  1. Использование иллюстративных материалов: картин, иллюстраций, персонажей кукольного театра, разнообразных предметов, о которых идет речь в произведении, фигурок фланелеграфа и др. Это важно, потому что у детей наглядно-образное мышление.

Например, для того чтобы дети запомнили последовательность событий в сказке используем фланелеграф.

  1. Выполнение детьми разнообразных творческих заданий. Они позволяют развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности. 

Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик.

  1. Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др.
  2. Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов. Они помогают создать настроение, вводят в атмосферу фольклорных произведений, способствуют возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика) он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.
  3. Использование малых форм фольклора:

а) Загадки - это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

По типу структурной логической задачи существуют пять видов загадок: загадки с точно названными признаками, загадки с зашифрованными с помощью иносказаний признаками, загадки с отрицательными сравнениями, загадки с отрицательными сравнениями и зашифрованными признаками, комбинированные загадки с точно названными и зашифрованными признаками.

Для детей младшего дошкольного возраста использую загадки с точно названными признаками. (Приложение 1)

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло. (Сова)

б) Поговорки и пословицы - это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

Например, о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: Друг за друга держаться - ничего не бояться, Все за одного и один за всех.

в) Пестушки используются, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение (Сидели два медведя) (Приложение 3)

г) Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам. (Приложение 4)

д) Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи. Моменты воздействия на организм ребенка, не всегда приятны для него, под звучание приговорок превращаются в эмоциональный контакт, в форму речевого общения (Дождик, дождик) (Приложение 5)

е) Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки. (Мишка косолапый)

  1. Игры – драматизации очень важны в развитии речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами. ( Вышла курочка гулять) (Приложение 2)

8. Для всестороннего развития детей особое значение отводится  играм – забавам с использованием фольклора. Я стараюсь  вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность (Большие ноги).

Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии речи детей осуществляется совокупностью разнообразных приемов и  методов.

4). Система работы по развитию речи
посредством малых форм фольклора.

Ведется в двух направлениях:

I Совместная деятельность воспитателя и детей

  1. Обучение непосредственно в организованной образовательной деятельности.

а)  выполнение упражнений на звукоподражание:

Наши уточки с утра:

Кря-кря-кря, кря-кря-кря…

б) дидактические игры,

в)  заучивание малых форм фольклора.

2.Обучение и закрепление знаний детей в режимных моментах.

Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяем их в режимных моментах с целью создания благоприятной речевой среды, так как это одно из условий речевого развития детей, а также для создания благоприятной эмоциональной атмосферы.

а) Собираясь на прогулку, мы загадываем детям загадки об игрушках и предметах, которые предполагается взять с собой. Дети отгадывают, о каких предметах говорится в загадках.

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет. (Мяч)

б) Во время умывания (Приложение 6)

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода!...

в) Перед приемом пищи (Приложение 7)

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану…

г) Причесывая девочек и заплетая косы, чтобы вызвать радостное настроение, сопровождаем  этот процесс словами потешек. (Приложение 8)

Расти, коса, до пояся,

Не вырони ни волоса.

д) При укладывании спать поются колыбельные песни. Колыбельные песни являются не только средством развития речи, но и универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю оставшуюся жизнь.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки...

е) При адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями я переключаю внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки (Петушок, петушок).

ж) На улице ребенок знакомится с закличками, приговорками, считалками. (Приложение 9, 10) 

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки -

Очень рады солнышку.

II Самостоятельная деятельность детей

  1. игровая деятельность;
  2. самостоятельная деятельность детей в центрах развития.

  1. Результат работы по развитию речи
    посредством малых форм фольклора.

В  начале учебного года была проведена диагностика уровня развития речи и знания малых форм фольклора, использование его в самостоятельной деятельности. Продиагностировано было 20 человек.

Диаграмма 1 Уровня развития речи детей.

Результат по уровню развития речи показал, что в группе 4 человека с низким уровнем и 13 - со средним. После проведенной работы количество детей со средним и низким уровнем уменьшилось, но зато увеличилось количество детей с высоким уровнем за счет тех детей, которые имели средний уровень развития речи.

Малые формы фольклора

Потешки

Загадки

Колыбельные песни

Пестушки

Приговорки

Прибаутки

Поговорки

Начало года

2

2

0

0

0

0

0

Контрольный срез

16

9

8

15

16

8

5

Таблица 1 Знание малых форм фольклора, использование в самостоятельной деятельности.

Результат по проверке знания детьми малых форм фольклора на начало года оказался таким, что мало детей знают и используют его в самостоятельной деятельности. Наблюдая, мы видим, что в середине года, сделав контрольный срез, после проделанной работы,  число детей увеличилось.

Результативность использования фольклора в процессе развития речи можно увидеть в том, что дети стали более общительны, эмоциональны, с радостью и удовольствием используют в своей речи потешки, заклички, прибаутки и т.д. Дети пытаются рассказывать наизусть с интонацией, сопровождая жестами, движениями и мимикой.

  1. Перспектива по развитию речи
    посредством малых форм фольклора.

Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает:

- накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций и т.д.;

- конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора;

-организация и проведение праздника «Вятская свистунья»  на основе изученных малых форм фольклора;

-организовать в ДОУ уголок «Вятская усадьба» с использованием малых форм фольклора.

  1. Список методической литературы

1.Бочкарёва, О.И. Художественная литература. Средняя группа. Разработка занятий./ Сост. О.И.Бочкарёва. - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. - 96 с.

2.Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор// Дошкольная педагогика № 8(49) ноябрь/2008., с.20-23;

3.Гербова В.В. Развитие речи детей в младшей разновозрастной группе (2 – 4 года) // Ребенок в детском саду. – 2001. – №1

4.Гурович, Л.М. Ребенок и книга / Л.М.Гурович.- СПБ.: 1999.

5. Градусова, Л.В. Ознакомление дошкольников с малыми формами фольклора:

учебное пособие / Л.В.Градусова. - Магнитогорск: МаГУ, 2008.

  1. Детские частушки, шутки, прибаутки / Т.И.Бахметьева, Г.Т.Соколова. Ярославль: Академия развития, 1997. - 224 с.
  2. Диагностика восприятия художественной литературы детьми дошкольного возраста. Полякова Т.В. Фольклор в развитии речи детей // Воспитатель ДОУ. – 2010. – №1

8. Психолого-педагогическое сопровождение социально-личностного развития дошкольников: метод. пособие / И.С.Дементьева,

9. Л.А. Кремплевекая; под ред.: Т.М.БабуновоЙ, Н.И. Левшиной, Магнитогорск:  МаГУ, 2008. - 161 с.

10. Флерина, Е. А. Рассказывание в дошкольной практике / Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // М.М. Алексеева, В.И. Яшина. -  М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 189 с .


  1. Приложения

Приложение 1

Загадки

Мохнатенька,

Усатенька,

Лапки мягоньки,

А коготки востры. (Кошка)

Мягкие лапки,

А в лапках царапки. (Кошка)

Идет, мычит, качается.. (Бычок)

В будке спит,

Дом сторожит,

Кто к хозяину идет,

Она знать дает. (Собака)

Голодна – мычит,

Сыта – жует,

Малым ребяткам

Молоко дает. (Корова)

Зернышко клюет,

Песни поет. (Петушок)

Зеленую подружку под новый год зимой

Срубили на опушке и привезли домой. (Ель)


Приложение 2

Игры-драматизации

Заинька, покрутись.

Серенький, походи.

Вот-так вот сяк походи.

Вот-так вот сяк походи.

Заинька подбодрись,

Серенький, подбодрись.

Вот-так вот сяк подбодрись,

Вот-так вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой.

Серенький, топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Вот-так вот сяк топни ножкой.

Заинька, повернись.

Серенький, повернись.

Вот-так вот сяк повернись.

Вот-так вот сяк повернись.

Заинька, попляши.

Серенький, попляши.

Вот-так вот сяк попляши.

Вот-так вот сяк попляши.

Заинька, поклонись.

Серенький, поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись.

Вот-так вот сяк поклонись.

Зайчишка трусишка по полю бежал

В огород забежал,

Морковку нашел,

Капустку нашел,

Сидит грызет,

Ай хозяин идет.

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки, 

Желтые цыплятки.

Съели жёлтого жука,

Дождевого червяка,

Выпили водицы

Полное корытце.

Квохчет курочка:

«Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.


Приложение 3

Пестушки

Сидели два медведя

На тоненьком суку

Один взбевал сметану (взбиваем),

Другой молол муку (молем)

Раз ку-ку, два ку-ку

Оба шлепнулись в муку.

Рот в муке (показать ротик), нос в муке (показать носик)

Ухо в кислом молоке. (показать ушки)

Сорока-ворона

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей созывала.

Гости не бывали, 

Каши не едали.

Всю свою кашу

Сорока-ворона

Деткам отдала.

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала:

- Зачем дров не пилил,

Зачем воду не носил!


Приложение 4

Колыбельные песни

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать.

Будут звездочки сиять,

Надо глазки закрывать.

Люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки...

Гули сели на ели,

Разговоры завели.

Стали думать да гадать,

Чем Ванюшеньку питать.

Один гуля говорит:

Надо кашки сварить.

Другой гуля говорит:

Надо Ванюшку покормить.

Третий гуля говорит:

Надо байки уложить,

Побаюкать, покачать,


Приложение 5

Приговорки

Дождик, дождик, посильней -

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На нашем лужочке.

Дождик, дождик, пуще,

Расти, трава, гуще.

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи -

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!


Приложение 6

Использование потешек во время умывания

Знаем, знаем - да-да-да!

В кране прячется вода!...

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Лейся понемножку

Прямо на ладошку!

Будет мыло пениться

И грязь куда-то денется!

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ты мне ручки подай,

Да с кровати вставай,

Умываться пойдём,

Где водичка найдём!

От водички, от водицы

Всё улыбками искрится!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Таня умывается,

Солнцу улыбается!


Приложение 7

Использование потешек перед приемом пищи

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану,

А когда настал обед -

Кот сидит, сметаны нет.

Это - ложка,

Это - чашка.

В чашке - гречневая кашка.

Ложка в чашке побывала -

Кашки гречневой не стало.

Ладушки, ладушки,

Испечём оладушки.

На окно поставим.

Остывать заставим.

Немного погодим,

Всем оладушек дадим.

Утка-утёнка,

Кошка - котёнка,

Мышка - мышонка

Зовут на обед.

Утки поели,

Кошки поели,

Мышки поели,

А ты ещё нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьице!


Приложение 8

Использование потешек во время причесывания

Расти, коса, до пояся,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят –

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

Как растаял месяц - золотые рожки

 Как у нашей Тани солнышко в окошке,

Яркие у солнышка лучики горят,

Русые у Танюшки косыньки весят.

Чешу, чешу, волосоньки,

Расчесываю косыньки.


Приложение 9

Считалки

В круг широкий, вижу я,

Стали вы, мои друзья.

Я для вас, мои дружки,

Затеваю пирожки.

Быстро нужно их испечь.

Ты пойдешь, затопишь печь.

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.

Зацепила за перила,

Прямо в речку угодила.

Кто не верит? Это он!

Выходи скорее вон!

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели.

Шел котик по лавочке-

Раздавал булавочки,

Шел по скамеечке-

Раздавал копеечки:

Кому десять, кому пять,

Выходи, тебе искать!


Приложение 10

Заклички

Божья коровка,

Слетай на небушко,

Принеси мне хлебушка!

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Кол околнышко!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в окошечко!

Там твои детки

Кушают котлетки.

Солнышко, солнышко,

Выгляни на бревнышко.

Дам тебе меду

Целую колоду.

Улитка, улитка,

Высунь рога!

Дам кусок пирога

Да кувшин

молока.

Солнышко-ведрышко,

Выгляни в окошко.

Посыплю горошку.

Бояре-то едут

В красненьких сапожках,

В беленьких чулочках.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Выявление оптимальных условий развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора...

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора

Народный   фольклор представляет собой прекрасный речевой материал,который помогает развитию речи дошкольника....

Программа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста малыми формами фольклора

Целью программы является  развитие и активизация речи детей на материале фольклорных произведений....

Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Консультация для воспитателей по использованию малых фольклорных форм в работе....

Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, пр...