Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора
консультация по развитию речи на тему

Гусева Ольга Сергеевна

Консультация для воспитателей по использованию малых фольклорных форм в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Мы, педагоги с тревогой замечаем, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не могут поддержать беседу, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, малые произведения народного творчества (колыбельные песни, потешки, загадки, пословицы и поговорки) практически не используются в дошкольном возрасте.

Поэтому одним из важных направлений профессиональной деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".

Малые фольклорные произведения используются в НОД, на праздниках и развлечениях, в театрализованной деятельности, музейной педагогике, в режимных моментах, в организации двигательной активности дошкольников.

С колыбельными песнями начинаю знакомить детей еще в младшем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.    

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

При выборе малых фольклорных форм важно, чтобы они были доступны детскому восприятию и содержали основные общечеловеческие ценности и ориентиры.

Гусева Ольга Сергеевна,

воспитатель группы «Семицветик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора

Выявление оптимальных условий развития речи детей дошкольного возраста средствами различных форм фольклора...

Развитие речи у младших дошкольников посредством малых форм фольклора

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве...

"Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"

Методическая разработка по развитию речи на тему: "Развитие речи детей посредством малых форм фольклора"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»

Образовательный проект включает в себя актуальность темы, теоретическую и практическую базу исследования, возраст участников 1,6-4 года. Также присутстствует перспектиыный план на два учебных года и п...

Тема: «Развитие речи детей посредством малых форм фольклора»

Данная методическая разработка создана с учетом комплексно-тематического планирования «Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы » под редакцией ...

Консультация для воспитателей «Речевое развитие дошкольников посредством малых форм фольклора»

       Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В «Концепции дошкольного воспитания»...